Бизнес портал - StatusPro

Саморегулируемые организации в строительстве. СРО: что такое саморегулируемые организации? Виды саморегулируемых организаций сро в строительстве

СРО (саморегулируемая организация) - это добровольное некоммерческое объединение юридических лиц с целью регулирования круга вопросов, касающихся определенной отрасли или профессии. Она может заниматься вопросами, порядок решения которых не закреплен законодательно, а также дополнять государственное регулирование. Возможность СРО осуществлять регулирующие функции часто вытекает из полномочий, данных ей правительством.

Главная цель, для которой создаются СРО - минимизировать государственное участие в профессиональной деятельности организаций и одновременно создать орган, контролирующий качество их работы. Ответственность производителей перед потребителями - главный постулат деятельности СРО. Что такое стандарты качества продукции, и почему их необходимо соблюдать, понимают далеко не все участники рынка. Поэтому саморегулируемые организации часто устанавливают собственные правила стандартизации и сертификации продукции, направленные на повышение конкурентоспособности всех игроков своей отрасли.

Историческая справка

В США функционирует множество СРО. Что такое саморегулируемая организация по-американски, и как именно она работает, можно пояснить конкретным примером. Основной федеральный регулирующий орган США - комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) - решила делегировать часть своих полномочий по изменению отраслевых стандартов ассоциации дилеров по ценным бумагам (NASD) и американским (NYSE). После того как они провели в жизнь требования, связанные с изменением порядка работы с ценными бумагами и правилами оказания брокерских услуг, NASD и NYSE - путем слияния - были преобразованы в новое СРО. FINRA сегодня осуществляет более широкие функции регулирования в финансовой сфере.

Саморегулируемы организации в России

История российских организаций начинается с 1995 года, когда был принят первый закон о СРО. Что такое какие задачи им предстоит решать, в тех переходных условиях было неясно. Введением института саморегулирования предполагалось упорядочить деятельность жилищных кооперативов, инвестиционных и пенсионных фондов, а также регламентировать работу на рынке ценных бумаг.

Сегодня в РФ насчитывается более 1 тысячи СРО, ведущих свою деятельность в 26 профессиональных отраслях. Строительная и энергетическая отрасли являются лидерами по их количеству. В стране работают 445 саморегулируемых организации строителей и проектировщиков. СРО в сфере энергетического аудита представлены 133 организациями.

Саморегулируемые строительные организации

Саморегулирование в строительстве ведет отсчет с 2009 года, в котором был отменен институт государственного лицензирования строительного бизнеса. Законодательно было предписано создание СРО строителей в сфере:

Подготовки проектно-сметной документации;

Инженерных изысканий;

Строительства.

Строители оценили нововведение и начали в массовом порядке оформлять свое Что такое объединение строителей поможет отрасли быстро оправиться от кризиса, было понятно сразу. Действительно, в течение 2 лет объем строительства вернулся на докризисный уровень, а создание силами СРО тендерной площадки ЕСТП для строителей решило проблему своевременного распределения заказов.

С целью осуществления самостоятельной предпринимательской и профессиональной деятельности в сфере строительства и смежных с ним областях, основывающиеся на самостоятельной разработке и установлении объединением правил и стандартов указанной деятельности, а также контроле над соблюдением требований законодательства РФ и указанных правил и стандартов. Это означает, что для осуществления строительной деятельности в СРО могут объединяться специалисты в данной области. При этом, они самостоятельно определяют правила, непременно соответствующие закону, опираясь на которые они будут осуществлять свою деятельность.

Поскольку возможность организации СРО была предусмотрена государством с целью повышения уровня качества строительных работ, основным правилом, действующим в отношении СРО, является положение о том, что если один из участников СРО выполняет свою работу некачественно, материальную ответственность несут все участники СРО. Таким образом, качество выполнения работ повышается, поскольку каждый из участников СРО заинтересован в качественном результате, и как бы контролирует один другого. Итак, определившись с понятием СРО, поговорим теперь подробнее о порядке создания данных объединений, форме их ответственности и некоторых иных аспектах функционирования СРО.

Порядок организации СРО

Необходимо заметить, что саморегулирующие организации заменили собой существовавший ранее институт лицензирования в сфере строительства , поскольку последний был признан неэффективным. Основными законодательными актами, регулирующими деятельность СРО являются «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 22.07.2008 г., в котором содержатся положения саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта объектов капитального строительства, а так же . Таким образом, в соответствии с ныне действующим законодательством, для работы на строительном рынке (для проведения строительства, реконструкции, капитального ремонта) компания должна получить допуск от саморегулируемой организации.

Существует несколько видов СРО :

Саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания

Саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации

Саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство

Если говорить коротко, то процедура создания СРО включает в себя следующие этапы:

Создание некоммерческой организации

Набор некоммерческой организацией необходимого количества участников. В составе СРО для СРО по проектированию и инженерным изысканиям должно быть не менее 50 участников, а для СРО в строительстве – 100 участников.

Участники такой некоммерческой организации обязаны внести денежные средства для формирования компенсационного фонда.

После того, как размер компенсационного фонда достигнет размера, установленного законом (данная величина различна для разных СРО и зависит от вида СРО и от наличия/отсутствия требования о страховании гражданской ответственности перед третьими лицами), организация может подавать документы в органы государственного технического надзора для подтверждения статуса СРО.

При этом, в данную организацию так же должны подаваться соответствующие документы, разработанные и утвержденные СРО:

Документ, устанавливающий условия выдачи СРО свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства

Документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов СРО и правил саморегулирования

Документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов СРО и правил саморегулирования.

Данные документы обязательны, кроме того, СРО вправе разработать и утвердить стандарты СРО и правила саморегулирования.

Вступающие в СРО индивидуальные предприниматели и юридические лица должны представить соответствующие документы ( для , заявление с указанием к какому виду работ хочет получить допуск лицо, и т.д.) в зависимости от того, в какой конкретно из строительных отраслей они работают. Так же заплатить разовый членский взнос (помимо него участникам СРО необходимо уплачивать периодические членские платежи), и, как правило, заключить страховой договор. Размер членских взносов устанавливается на общем собрании членов СРО. Помимо этого, вступающие в СРО строительный компании, должны внести определенные денежные средства в компенсационный фонд СРО.

Таким образом, основная сложность вступающих в СРО строительных организаций, заключается в сборе необходимых для этого документов.

Структура СРО предполагает наличие следующих органов управления в данной организации:

Общее собрание членов СРО – является высшим органом управления.

Постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО –формируется из числа физических лиц - членов СРО и (или) представителей юридических лиц - членов СРО, а также независимых членов.

Исполнительный орган СРО – решает любые вопросы хозяйственной и иной деятельности СРО, не относящиеся к компетенции общего собрания или коллегиального органа управления.

Кроме того, в СРО могут быть созданы специальные органы – орган, контролирующий соблюдение стандартов и правил СРО, а так же орган по рассмотрение вопросов о применении мер дисциплинарного воздействия.

Говоря о СРО, нельзя не выделить отдельно основные права и обязанности этих организаций, поскольку они позволяют определить значимость и необходимость существования СРО.

Права и обязанности СРО

Можно выделить следующие основные права и обязанности СРО :

СРО выдает свидетельства о допуске к работам строительным компаниям

Поскольку СРО выдает свидетельства о допуске к работе, она занимается разработкой и утверждением требований к их выдаче. Кроме того, СРО разрабатывает стандарты и правила, на основе которых осуществляется непосредственно деятельность самой СРО.

Саморегулируемый характер данных организаций, предполагает и самостоятельность в сфере контроля по таким вопросам как: выдача свидетельств о допуске, соблюдение норм градостроительства, строительных и технических нормативов и стандартов, правил установленных самой СРО, иных законодательных норм. При нарушении каких-либо из перечисленных норм и правил, СРО самостоятельно устанавливает меру ответственности виновных.

Право принятия стандартов и правил осуществления строительных работ и контроля за их соблюдением членами СРО, является так же и обязанностью данной организации, поскольку необходимость разработки данных положений закреплена за СРО законодательно

Участники СРО обязаны уплачивать членские взносы

СРО должны участвовать в программах страхования ответственности перед третьими лицами за причиненный ущерб

СРО обязательно должны создавать компенсационные фонды, из которых производятся выплаты потерпевшей стороне, в связи с некачественным выполнением работ.

СРО несут субсидиарную ответственность за деятельность друг друга в (в пределах компенсационного фонда).

Итак, СРО – это организация, необходимая как для защиты интересов его участников и их профессионального роста, так и для повышения качества строительных работ за счет установления дополнительной имущественной ответственности своих членов перед потребителями, посредством формирования компенсационного фонда, а так же контроля за соблюдением правил, стандартов и законов членами СРО. Кроме того, СРО заинтересовано и активно содействуют повышению квалификации своих специалистов, а так же оказывают помощь в разработке стандартов качества производимых работ и оказываемых услуг. Таким образом, можно сказать, что существование СРО выгодно как строительным организациям, так и потребителям строительных услуг.

Основными нормативными документами, определяющими порядок организации, статус, функции и порядок деятельности СРО являются Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ), ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее – ФЗ о НКО), ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.10.2007 № 315-ФЗ (далее – ФЗ о СРО).

В соответствии с пдп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ все СРО являются и создаются в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов).

Общим вопросам создания, организации, деятельности ассоциаций (союзов) посвящены ст. ст. 123.8 – 123.11 ГК РФ.

Цели, задачи и функции СРО

Отдельные направления деятельности, в которых создаются СРО, ввиду их особой важности выведены из сферы действия ФЗ о СРО, они выделены в специальные группы и подлежат специальному регулированию.

Это касается, прежде всего, двух больших направлений:

1) градостроительной деятельности. Согласно п. 2.1 ст. 1 ФЗ о СРО, вопросы создания, функционирования СРО, создаваемых в сфере градостроительства, подлежат регулированию Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ).

2) деятельности в финансовой сфере. В соответствии с п. 3 ст. 1 ФЗ о СРО вопросы организации и деятельности СРО в данной сфере регулируются ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» от 13.07.2015 № 223-ФЗ (далее – ФЗ о СРО в сфере финансового рынка).

Указанные две большие группы, в свою очередь, подразделяются на несколько, в зависимости от конкретного вида деятельности, осуществляемой хозяйствующим субъектом.

Кроме того, особенности организации и деятельности СРО в отдельных сферах закрепляются специальными отраслевыми нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ о СРО под саморегулированием понимается деятельность, которая:

1) осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности;

2) является самостоятельной и инициативной;

3) заключается в разработке правил и стандартов, соблюдение которых является обязательным для членов конкретной СРО, а также в осуществлении контроля со стороны СРО за соблюдением указанных правил и стандартов членами СРО.

Общими целями СРО как некоммерческих организаций, создаваемых в форме ассоциаций (союзов), согласно п. 1 ст. 123.8 ГК РФ, являются:

1) представление и защита общих, в том числе профессиональных, интересов входящих в них членов;

2) достижение общественно-полезных целей;

3) иные цели, которые не противоречат закону и имеют некоммерческий характер.

Более подробно примерные цели создания и деятельности, функции отдельных видов СРО определяются ФЗ о СРО, ФЗ о СРО в сфере финансового рынка, специальных федеральных законах о СРО в отдельных сферах.

В соответствии со ст. 6 ФЗ о СРО функциями СРО являются утверждение условий членства в организации, контроль за соблюдением членами организации требований законодательства и условий указанных условий членства, применение, в порядке установленном законодательством и документами СРО, мер дисциплинарного воздействия на своих членов, представление интересов членов СРО в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления и т.д.

Согласно ст. 2 ФЗ о СРО для организаций в сфере финансового рынка обозначены такие цели создания и деятельности, как развитие финансового рынка РФ, содействие созданию условий для эффективного функционирования финансовой системы РФ, реализация экономической инициативы членов СРО, представление и защита интересов членов СРО в ЦБ РФ, органах государственной власти, органах местного самоуправления, судах и т.д.

Как указывалось выше, для отдельных, конкретных видов деятельности цели, задачи и функции соответствующих СРО определяются специальными федеральными законами.

Наконец, конкретные цели, задачи и функции для каждой отдельной СРО определяются в уставах СРО, но, при этом они должны отвечать и не могут противоречить тем целям и задачам, которые определены законодательством.

История саморегулируемых организаций в России

Необходимость появления СРО в России была осознана государством и участниками рынка в начале 90-х годов прошлого века и была обусловлена несколькими причинами.

Так, в этот период стало очевидным, что при формировании рыночных отношений не все вопросы регулирования на каком либо конкретном рынке могут быть решены только государством и вообще должны им решаться путем принятия специальных законодательных мер.

Ряд функций по обеспечению единообразности документооборота и приняли на себя первые СРО.

В этой связи, очевидно, что первые СРО создавались на рынках, которые в то время находились в стадии формирования и переживали особенно бурный рост, прежде всего финансовом рынке, рынке ценных бумаг.

Например, в мае 1994 года была создана первая такая организация на финансовом рынке – Профессиональная ассоциация участников фондового рыка (ПАУФОР).

Целью создания указанной СРО являлась разработка и утверждение специальных стандартов, которые должны были использоваться участниками рынка ценных бумаг, установление единых требований для участников рынка и осуществление контроля за соблюдением указанных стандартов и требований. Первыми членами данной СРО являлись более 10 наиболее крупных участников рынка, осуществлявших и обеспечивавших значительную часть сделок с ценными бумагами.

Отметим, что одной из важнейших целей создания указанной СРО являлась и собственно организация торговли ценными бумагами между ее членами, которая позднее была переведена в Российскую Торговую Систему.

Также, в 1994 году была создана Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), а в 1996 году – Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), которая создавалась на базе ПАУФОР уже в качестве собственно СРО.

Новый этап в развитии указанных СРО наступил с принятием в 2015 ФЗ о СРО в сфере финансового рынка.

Отметим, что с принятием ФЗ о СРО в сфере финансового рынка существенно изменены и полномочия самих СРО.

Так, например, если ранее решение вопросов по принятию стандартов, правил деятельности входящих в СРО членов, относились к компетенции СРО, то, согласно указанному закону СРО осуществляет только функцию по разработке стандартов, правил, а их утверждение отнесено к компетенции ЦБ РФ.

Не менее обширна история создания и деятельности СРО и в других сферах.

Так, например, первая организация, объединившая участников рынка услуг по оценке (СРО «Российское общество оценщиков») была создана в 1993 году.

Позднее Российское общество оценщиков, в связи с вступлением в силу ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 09.07.1998 № 135-ФЗ, приобрело официальный статус саморегулируемой организации, а в 2007 году было внесено в Единый государственный реестр СРО.

Загрузка...