Бизнес портал - StatusPro

Презентация на тему «Советская страна в годы НЭПа. Презентация "советская страна в годы нэпа" по истории – проект, доклад Товарно- денежные отношения

  • Переход к новой экономической политике
  • Противоречивость НЭПа
  • НЭП и политические репрессии

  • Социально -экономическое положение:
  • - спад промышленного производства (14% довоенного уровня)
  • - уровень сельскохозяйственного производства сократился вдвое по сравнению с довоенным уровнем
  • - голод в Поволжье 1921 год (5 млн. умерло)
  • - эпидемии тифа, холеры, оспы (в Красной Армии умерло 283 тыс. человек)
  • - беспризорных детей (7 млн.)
  • Политическое положение
  • -Выступления крестьян против продразвёрстки
  • - Восстание матросов Кронштадта (март 1921год) , лозунг: « За советы без коммунистов»

Новая экономическая политика X c ъезд РКП (б), март 1921г. – курс на НЭП

Политика «Военного коммунизма»

Продовольственный налог (продналог)

Аренда земли, применение наёмного труда

Разрешена частная торговля (ярмарки, торговые биржи)

Разрешена частная собственность (мелкая и средняя)

Введение хозрасчёта на крупных государственных предприятиях

Закон о концессиях (привлечение иностранного капитала)

Биржи труда

Денежная реформа (золотой червонец, нарком финансов Г.Я. Сокольников)


  • В сельском хозяйстве к 1925-1927г.г. достигнут уровень 1913 года
  • К концу 1920-х годов в основном по развитию промышленного производства был достигнут уровень 1913 года.
  • Осуществление плана ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России, Г.М. Кржижановский)- строительство гидроэлектростанций

  • Допуская развитие рыночных отношений, государство одновременно тормозило их рост (принудительное регулирование цен, развитие тяжёлой промышленности)
  • Осень 1923 г. Кризис сбыта промышленных товаров
  • Городская и сельская буржуазия – классовые противники большевиков, запреты на расширения хозяйств зажиточных крестьян
  • Недоверие предпринимателей (отечественных и зарубежных) к советской власти
  • Увеличение неравенства в доходах различных слоёв населения

  • Судебные процессы над лидерами возможной оппозиции (1921-1923г.г., меньшевики, эсеры)
  • Репрессии против интеллигенции, высылка из страны.(150 человек)
  • Разгром Русской православной церкви
  • Борьба внутри ВКП(б) (Л.Д. Троцкий 1923г., 1925 г.- 1926г. – Н.И. Бухарин, И.В. Сталин против Г.Е. Зиновьева и Л.Б. Каменева, 1927г.- 1928 г.- Н.И. Бухарин против И.В. Сталина)





  • Загладин параграф 14
  • Левандовский 10-11 класс параграф 40-41

  • 1. Каковы экономические причины введения НЭПа?
  • 2. Против кого были направлены политические репрессии коммунистов до 1923года?
  • 3.Назови черты НЭПа
  • 1. Каковы политические причины введения НЭПа?
  • 2. Назови фамилии партийных деятелей, участвовавших во внутрипартийной борьбе в период с 1923г. по 1928г.?
  • 3. Сравни политику « военного коммунизма» и НЭП.

  • Образование Союза Советских Социалистических Республик.
  • Международное положение СССР после Гражданской войны.
  • Европейская политика СССР в 1920-ег.г. Генуя и Рапалло.

  • Каким было положение «национальной окраины» в российской империи?
  • Как предлагало решить национальный вопрос большевистское руководство с первых дней Советской власти?
  • Провозглашение Украинской ССР, Белорусской ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР (ЗСФСР)

  • Политические: советская власть, контроль их РКП(б)
  • Военные: объединение вооружённых сил в годы Гражданской войны РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР.
  • Экономические: национализация, политика « военного коммунизма»
  • Дипломатические: в феврале 1922года единое руководство иностранными делами

  • Автономия – самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой – либо частью государства (план «автономизации», И.В. Сталин, Ф.Э. Дзержинский)
  • Федерация – союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и политической самостоятельностью (В.И. Ленин).

  • 30 декабря 1922 года Первый съезд Советов СССР – создание Союза Советских Социалистических Республик
  • Высший орган власти Всесоюзный съезд Советов (Совет Союза и Совет Национальностей), Совет народных комис-

саров СССР.

1925год – ВКП(б)

Работа с картой

1924год – Узбекская ССР, Туркменская ССР, 1929год – Таджикская СССР, 1936г. – Казахская ССР, Азербайджанская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР



  • Поддержка национально – освободительного движения на Востоке
  • 1920- 1921г.г. Подписание мирных договоров с Турцией, Ираном, Афганистаном, Монголией, Финляндией, Латвией, Литвой, Эстонией.
  • 28.10.1921г. – правительство РСФСР ноту США, Англии, Франции, Италии, Японии о готовности признать долги царской России и компенсации за национализированную собственность иностранцев

  • Конференция в Генуе (апрель 1922год)
  • Рапалло, советско – германский договор о экономическом и военно – техническом сотрудничесиве.
  • 1921- 1925г.г. – дипломатическое признание и установление торгово – экономических отношений (кроме США)

  • Георгий Васильевич Чичерин (1872г – 1936г.), нарком иностранных дел в 1918- 1930г.г.

  • 1919 год создание Коммунистического Интернационал – международная партия пролетарской революции.

  • Каковы предпосылки образования СССР?
  • Каковы два варианта создания единого государства?
  • Когда образовался СССР?
  • Назвать годы « полосы признаний» СССР

  • Учебник Загладина параграф 15,16 (таблица)
  • Учебник Левандовского 10-11 класс параграф 43, 50,42 (таблица)
  • Учебник Левандовского 11 класс параграфы 18-19,21 (таблица)

Направления

культуры

Представители

Достижения

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Cлайд 4

1. Причины введения НЭПа, основные мероприятия. 2. Результаты и противоречия НЭПа. План урока. Причины введения НЭПа. Основные мероприятия. 3. Результаты. 4. Противоречия НЭПа.

Cлайд 5

Итоги Гражданской войны в России. 1. Военно-политическую победу одержали большевики (красные). 2. Белогвардейские армии были разгромлены. 3. Советская власть утвердилась на всей территории страны, в том числе и в большинстве национальных регионов. Это способствовало созданию условий для укрепления власти большевиков в стране и осуществлению социалистических преобразований.

Cлайд 6

Последствия гражданской войны: 1. Территориальные потери. 2. Глубокий социально-экономический кризис. Общий ущерб от войны составил 39 млрд. рублей золотом. 3. Огромные людские потери (12 млн. человек убитыми, умершими от голода и болезней). 4. Массовая эмиграция (более 2,5 млн. человек). 5. Детская беспризорность. 6. Трагедия целых социальных групп (офицерства, казачества, интеллигенции, дворянства, духовенства и др.). Им не было места в новом большевистском строе. 7. Привыкание общества к насилию и террору. 8. Разрыв исторических и духовных традиций в обществе.

Cлайд 7

Март 1921 года – Х съезд РКП(б) – переход к «новой экономической политике» (НЭП). НЭП (1921-1929) – новая экономическая политика, введенная большевиками в 1921 году в условиях экономического и политического кризиса, предусматривавшая «частичное возрождение капитализма».

Cлайд 8

Политика «военного коммунизма» Разорение страны Политический кризис Экономический кризис Недовольство населения политикой большевиков Введение большевиками НЭПа

Cлайд 9

Политика «военного коммунизма» (1918-1920) - совокупность чрезвычайных мер в экономике страны в условиях Гражданской войны, принятых большевистским правительством.

Cлайд 10

Основные мероприятия «военного коммунизма» Введение продразверстки - принудительного изъятия у крестьян продуктов по плану государства. Размеры продразверстки в течение года могли быть изменены. 2. Национализация всей промышленности - «красногвардейская атака на капитал». 3. Полная централизация управления экономикой. 4. Уничтожение частного капитала. 5. Трудовая повинность населения, трудовая мобилизация. 6. «Уравниловка» в оплате труда. 7. Запрещение свободы торговли. Прямой продуктообмен между городом и деревней.

Cлайд 11

Причины введения НЭПа. Экономический кризис в результате политики «военного коммунизма»: Политический кризис в результате политики «военного коммунизма»: 1. Гражданская война привела к сокращению населения в России более чем на 10 млн. человек. и детской беспризорности (7 млн. детей). 2. Упадок промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Уменьшилась добыча угля и нефти. 3. Нехватка продовольствия, одежды, обуви, медикаментов. 4. 1921 год – страшный голод в Поволжье (погибло более 5 млн. человек). Крестьянские восстания по всей России (Тамбовское восстание А.С. Антонова). 2. Недовольство политикой большевиков армии и пролетариата. Март 1921 год – Кронштадтское восстание.

Cлайд 12

Цели введения НЭПа. ВНЕШНЕ- ПОЛИТИЧЕСКАЯ – преодолеть международную изоляции ПОЛИТИЧЕСКАЯ – снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих крестьян ЭКОНОМИЧСКАЯ – предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство СОЦИАЛЬНАЯ – обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции

Cлайд 13

Основные мероприятия НЭПа 1. Введение продналога, который был вдвое меньше продразверстки, объявлялся заранее (накануне посевной), он не мог быть увеличен в течение года, излишки поступали в распоряжение крестьян. 2. В ограниченных размерах разрешалась аренда земли и применение наемного труда. 3. Частным лицам разрешалось брать в аренду мелкие и средние промышленные и торговые предприятия. 4. Существование разных форм собственности: государственной, частной, кооперативной. 5. Частичная децентрализация управления. Крупные государственные предприятия переводились на хозрасчет (после выполнения государственного заказа самостоятельно реализовывали продукцию). 6. Создавались концессии - привлекали иностранных инвесторов. 7. Осуществлялся свободный наем рабочей силы, создавались биржи труда. 8. Заработная плата устанавливалась в зависимости от квалификации и количества произведенной продукции. 9. Денежная реформа (1922-1924) – введение золотого червонца (по своему номиналу был выше английского фунта стерлингов и равнялся 5 долларам и 14,5 центам). Восстановлен Государственный банк. Проводилось принудительное регулирование цен государством - «ножницы цен».

Cлайд 14

Результаты НЭПа. Позитивные итоги НЭПа. Удалось восстановить народное хозяйство. 2. Получилось возродить сельское хозяйство, позволившее накормить население страны. 3. Увеличился национальный доход. 4. Рост промышленной продукции привел к быстрому росту производительности труда. 5. Национальная валюта страны стала крепкой и стабильной. 6. Быстро росло материальное благосостояние населения. Негативные итоги НЭПа. Непропорциональное развитие основных отраслей народного хозяйства. 2. Отставание темпов возрождения промышленности от сельскохозяйственного производства. 3. Расслоение крестьянства. 4. Рост безработицы. 5. Во второй половине 20-х годов начались финансовые проблемы.

Cлайд 15

Противоречия НЭПа. Сохранялся жесткий однопартийный политический режим. 2. Переход к коммунизму оставался программной задачей партии и государства. 3. За государством сохранялся значительный государственный сектор экономики, монополия внешней торговли, управление («командные высоты»). 4. Невозможность развития экономики, основанной на частичном признании товарно-денежных отношений, частной собственности, в условиях ужесточения однопартийного политического режима, идеалом которого было построение «бестоварного, бесклассового, безгосударственного» общества. 5. Отношение к нэпманам в стране было насмешливым и презрительным. 6. В стране царила атмосфера временности проводимых реформ, поэтому страну наводнили мошенники и авантюристы, желавшие быстро получить прибыль, прокутить ее и хорошо пожить.

Cлайд 16

КРИЗИСЫ НЭПА, ИХ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЕ КРИЗИСЫ ПРИЧИНЫ - НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АППАРАТА - ОТСУТСТВИЕ ШИРОКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ С МИРОВЫМ СООБЩЕСТВОМ - ОГРАНИЧЕНИЕ КРУПНОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - БЮРОКРАТИЗМ И ЧИНОВНИЧЬЯ ВОЛОКИТА - ВНУТРИПАРТИЙНАЯ БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ И ПОБЕДА СТОРОННИКОВ СВЕРТЫВАНИЯ НЭПА - ОТХОД ОТ НЕПОВСКИЙ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ (УСИЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РУКОВОДСТВА ЭКОНОМИКОЙ, ПОВЫШЕНИЕ НАЛОГОВ НА ЧАСТНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И Т.Д.) ИТОГ - 1929 г. – СВЕРТЫВАНИЕ НЭПА 1923 г. «КРИЗИС СБЫТА» 1925 г. ТОВАРНЫЙ КРИЗИС И КРИЗИС ХЛЕБОЗАГОТОВОК 1927-1928 гг. ТОВАРНЫЙ КРИЗИС И КРИЗИС ХЛЕБОЗАГОТОВОК

Cлайд 17

Основным противоречием НЭПа, которое в итоге привело к свертыванию «новой экономической политики», являлось несоответствие многоукладной экономики и однопартийного политического режима. В.И. Ленин рассматривал НЭП как временный тактический ход, как вынужденное отступление, вызванное неблагоприятным соотношением сил, как вынужденную передышку перед решительным штурмом сияющих высот коммунизма. Поэтому экономический плюрализм должен компенсироваться ужесточением политического и экономического режима, иначе НЭП приведет не к социализму, а повернет страну на старые рельсы. Вывод

Cлайд 18

Политический смысл НЭПа. 1. В.И. Ленин в марте 1921 года: «НЭП – временный, тактический ход, вынужденное отступление, вызванное неблагоприятным соотношением сил, вынужденная передышка перед решительным штурмом сияющих высот коммунизма». 2. В.И. Ленин осенью 1921 года: «НЭП – один из возможных путей перехода к социализму при мирном экономическом соревновании различных укладов и сосредоточения в руках пролетарского государства «командных высот» в экономике. Экономический плюрализм должен компенсироваться ужесточением политического и экономического режима, иначе НЭП приведет не к социализму, а повернет страну на старые рельсы.

Cлайд 19

Формирование однопартийной политической системы. Запрет на создание в РКП(б) фракций или групп, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения и отстаивающих ее на всех уровнях и различными методами. Март 1921 года – Х съезд РКП(б) – резолюция «О единстве партии» Июнь-август 1922 гг. – суд над эсерами Июнь 1923 г. – секретная резолюция «О мерах борьбы с меньшевиками» Политическая оппозиция вне РКП(б) прекратила свое существование. В стране утвердилась однопартийная политическая система

Cлайд 20

РКП(б) в структуре государственной власти. Политбюро ЦК РКП(б) ЦК РКП(б) СНК (Совет Народных Комиссаров) Большевистская партия – главное звено государственной структуры

Cлайд 21

Образование СССР. Предпосылки образования СССР После распада Российской империи ни на одной национальной территории не проявился зрелый национализм, который привел бы к образованию самостоятельного государства (кроме Финляндии и Польши) В большинстве национальных территориях власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав РКП(б) Веками складывавшаяся экономическая взаимосвязь и взаимозависимость национальных районов Идея принадлежности к единому великому государству жила в умах и настроениях народов, населявших бывшую Российскую империю.

Cлайд 22

Принципы построения СССР Автономизация (И.В. Сталин) Конфедерация (Х. Раковский) Социалистическая Федерация (В.И. Ленин) 1. Все республики входят в состав РСФСР на правах автономных. 2. Руководящие органы РСФСР становятся центральными союзными государственными органами. 3. Полномочия автономных республик урезаются. 1. Все республики заключают между собой двусторонние равноправные договоры. 2. Центральные союзные органы не создаются. 3. Полномочия субъектов объединения равные. 1. Все республики, включая РСФСР, образуют союз равных – Союз Советских Социалистических Республик Европы и Азии. 2. Создаются новые центральные руководящие органы. 3. Союзные республики сохраняют широкие, равные полномочия. Ленин обвинил Сталина в великодержавном шовинизме. Ленин считал такое объединение слишком слабым перед лицом внешней опасности. Ленин добился принятия своего плана.

Cлайд 23

30 декабря 1922 года – I съезд Советов СССР – Декларация об образовании СССР (РСФСР, Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация). Полномочия центра Полномочия республик Международное представительство 2. Оборона 3. Пересмотр границ 4. Государственная безопасность 5. Внешняя торговля 6. Транспорт 7. Бюджет 8. Связь 9. Денежное обращение 1. Внутренние дела 2. Земледелие 3. Просвещение 4. Юстиция 5. Социальное обеспечение 6. Здравоохранение

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Презентацию на тему "НЭП - новая экономическая политика" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: История. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 12 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Новая экономическая политика. Политическое развитие СССР в годы НЭПа (1921 – 1929 гг.). Сравнение НЭПа с политикой "военного коммунизма".

Слайд 2

Слайд 3

замена продразверстки продналогом в деревне использование рынка и различных форм собственности привлечение иностранного капитала в форме концессий проведение денежной реформы (1922-1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

Слайд 4

Предпосылки НЭП

главная задача внутренней политики РКП(б) и Советского государства в послевоенный период состояла в восстановлении разрушенного хозяйства, создании материально-технической и социально-культурной основы для построения социализма, обещанного большевиками народу Недовольство населения политикой военного коммунизма (восстания)

Слайд 5

X съезд РКП(б)

продразвёрстка была отменена и заменена продналогом, который был примерно вдвое ниже допущение рыночных отношений Цель - создание условий для социализма Главная политическая цель НЭПа - снять социальную напряжённость, укрепить социальную базу советской власти в виде союза рабочих и крестьян. Экономическая цель - предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель - обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, НЭП был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических связей, на преодоление международной изоляции.

Слайд 6

НЭП в сельском хозяйстве

Продналог был первоначально установлен на уровне примерно 20 % от чистого продукта крестьянского труда (то есть для его уплаты требовалось сдать почти вдвое меньше хлеба, чем при продразвёрстке), причём впоследствии его намечалось снизить до 10 % урожая и перевести в денежную форму закон о социализации земли отменён запрет на использование наёмных работников у многих крестьян увеличился земельный надел - основное средство производства

Слайд 7

НЭП в промышленности

Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты появился хозяйственный расчёт Стали возникать синдикаты была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы, зарплаты, исключающие уравниловку, и сняты ограничения для увеличения заработков при росте выработки Были ликвидированы трудовые армии, отменены обязательная трудовая повинность и основные ограничения на перемену работы В промышленности и торговле возник частный сектор Ряд предприятий был сдан в аренду иностранным фирмам в форме концессий

Слайд 8

в СССР направлялся поток рабочих-иммигрантов со всего мира Бурно развивалась кооперация всех форм и видов Взамен обесценившихся и фактически уже отвергнутых оборотом совзнаков в 1922 г. был начат выпуск новой денежной единицы - червонцев, имевших золотое содержание и курс в золоте (1 червонец = 10 дореволюционным золотым рублям = 7.74 г чистого золота) были выпущены новые казначейские билеты - рубли (10 рублей = 1 червонцу) Возродилась кредитная система. В 1921 г. был воссоздан Госбанк СССР, начавший кредитование промышленности и торговли на коммерческой основе Совершенно новыми оказались в условиях нэпа и экономические функции государства; коренным образом изменились цели, принципы и методы правительственной экономической политики

Слайд 9

Политическая борьба времён НЭП

Экономические процессы в период НЭПа накладывались на политическое развитие и в значительной степени определялись последним. Процессы эти на протяжении всего периода Советской власти характеризовались тяготением к диктатуре, авторитаризму. Пока Ленин находился у руля, можно было говорить о "коллективной диктатуре"; лидером он был исключительно за счет авторитета, однако с 1917 г. и эту роль ему приходилось делить с Л. Троцким: верховный правитель в то время именовался "Ленин и Троцкий« Однако с началом внутрипартийной борьбы в конце 1922 г. соперники Троцкого - Зиновьев, Каменев и Сталин, - не обладая его авторитетом, противопоставили ему авторитет Ленина и в короткий срок раздули его до настоящего культа

Слайд 10

летом 1922 года состоялся открытый процесс над правыми эсерами. Судили всех более-менее крупных представителей этой партии, остававшихся в стране В конце 1920 года в партии появилась оппозиционная группировка - «рабочая оппозиция», которая требовала передачи всей власти на производстве профсоюзам. Дабы пресечь подобные попытки, X Съезд РКП(б) в 1921 году принял резолюцию о единстве партии. Согласно этой резолюции, решения, принятые большинством, должны выполняться всеми членами партии, включая и тех, кто с ними не согласны. Следствием однопартийности стало сращивание партии и правительства Параллельно с изменением положения партии в стране происходило и перерождение самой партии. Понижался не только интеллектуальный и образовательный, но и моральный уровень партии. В партии большевиков с апреля 1922 года существовала должность генерального секретаря. Должность эту получил Сталин.

Слайд 11

Ещё до физической смерти Ленина, в конце 1922 года, между его «наследниками» началась борьба, точнее - оттеснение Троцкого от руля. Осенью 1923 года борьба приняла открытый характер. В октябре Троцкий обратился в ЦК с письмом, в котором указал на становление бюрократического внутрипартийного режима. Через неделю открытое письмо в поддержку Троцкого написала группа из 46 старых большевиков («Заявление 46»). Центральный комитет, разумеется, ответил решительным опровержением. Ведущую роль в этом сыграли Сталин, Зиновьев и Каменев. Троцкого победили довольно легко. Следующая же партийная конференция, состоявшаяся в январе 1924 года, обнародовала резолюцию о единстве партии (прежде хранившуюся в секрете), и Троцкий был вынужден замолчать. До осени. Осенью 1924 он, однако, выпустил книгу «Уроки Октября», в которой недвусмысленно утверждал, что революцию делал он с Лениным. Тогда Зиновьев с Каменевым "вдруг" вспомнили, что до VI съезда РСДРП(б) в июле 1917 г. Троцкий был меньшевиком. Партия была в шоке. В декабре 1924 г. Троцкого сняли с поста наркомвоенмора, но оставили в Политбюро.

Слайд 12

Свертывание НЭП

С октября 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства. При этом в качестве плана на первую пятилетку был принят не проект, разработанный Госпланом СССР, а завышенный вариант, составленный ВСНХ не столько с учётом объективных возможностей, сколько под давлением партийных лозунгов. В июне 1929 года началась массовая коллективизация (противоречившая даже плану ВСНХ) - она проводилась с широким применением принудительных мер. Осенью она дополнилась насильственными хлебозаготовками В результате этих мер объединение в колхозы действительно приобрело массовый характер, что дало повод Сталину в ноябре того же 1929 года выступить с заявлением о том, что середняк пошёл в колхозы. Статья Сталина так и называлась - «Великий перелом». Сразу после этой статьи очередной пленум ЦК одобрил новые, повышенные и ускоренные, планы коллективизации и индустриализации.

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.


















  • Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Тип урока: Урок-беседа

    Форма урока: изучения новой темы

    Цель урока:

    • Уяснить причины перехода от политики “военного коммунизма” к новой экономической политике;
    • Рассмотреть основные модели нэповской организации общества;
    • Провести сравнительный анализ политики “военного коммунизма” с новой экономической политикой.
    • Сформировать представления об основных направлениях, итогах и противоречиях нэп;
    • Способствовать развитию аналитического мышления, умений самостоятельной работы с учебным текстом, навыков составления сравнительной таблицы.

    План урока:

    1. Организационный момент.
    2. Проверка изученного материала по теме “Военный коммунизм”.
    3. Изучение нового материала.
    4. Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа.
    5. Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности).
    6. Результат НЭПа.
    7. Закрепление материала.
    8. Сообщение домашнего задания. Подведение итогов урока.

    Рефлексия.

    Продолжительность занятия (время реализации): 45минут

    Среда POWERPOINT и SMART Board

    Вид медиапродукта: наглядная презентация POWER POINT учебного материала (18 слайдов) и рабочая презентация SMART Board (5 слайдов)

    Учебно-методическое обеспечение:

    1. Загладин, Н.В., Козленко,С.И., Минаков,С.Т., Петров, Ю.А. История России (ХХ-начало ХХI века). Учебник для 11 класса. М.”Русское слово“ 2008 год.
    2. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, Л.В. Жукова Поурочные разработки к учебнику “история России в ХХ веке” для 11 класса. М., “Просвещение” 2004 г.

    Необходимое оборудование и материалы для занятия Компьютер для учителя, проектор, экран, интерактивная доска, авторские медиапродукы, учебник, раздаточный материал для обучающихся (приложение № 1 -2).

    Карта урока

    Комментарий хода урока Время (мин) № слайдов Развитие личностных качеств и психических процессов
    Репродуктивные формы деятельности Продуктивные формы деятельности
    I. Организационный момент 2 минут Слайд №1 Внимание ученики записывают тему урока в тетрадях, открывают учебники.
    II. Проверка изученного материала по теме “Военный коммунизм” 5 минут Слайд № 2

    Презентация SMART Board Слайд № 1

    Один ученик выходит к доске, остальные ученики класса называют черты “военного коммунизма”, которые записываются в таблицу на интерактивной доске.
    III Изучение нового материала 30 минут Презентация POWERPOINT Слайды 3-17 Внимание, речь, память, мышление Ученики работают в группах с раздаточным материалом, интерактивной доской.
    3.1. Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа. 10 минут Презентация POWERPOINT Слайд 4-9 Внимание, речь, память, мышление Ученики работают в трёх группах с раздаточным материалом (Приложение № 1), после окончания работы делают сообщение перед классом по одному докладчику от группы. Учитель корректирует ответы учеников. Во время доклада остальные ученики заполняют Рабочий лист (Приложение № 2) .
    3.2. Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности). 10минут Презентация POWERPOINT Слайд 10-13 Внимание, речь, память, мышление Ученики работают в трёх группах с раздаточным материалом (Приложение № 1, заполняют рабочий лист (Приложение № 2) . Записываю понятие продналог в тетрадь.
    3.3. Результат НЭПа. 10 минут SMART Board Слайд № 2-3 Внимание, речь, память, мышление Ученики работают с раздаточным материалом (Приложение № 1) и учебником. Заполняют таблицу. Работают с интерактивной доской.
    IV. Закрепление нового материала 5 минут SMART Board Слайд № 4 Внимание, речь, память, мышление Ученики отвечают на вопросы, заполняют таблицу. Работают с интерактивной доской. После выполнения задания ответы проверяются.
    V. Сообщение домашнего задания

    Подведение итогов урока.

    2 мин Презентация POWERPOINT Слайды 18 Внимание, память,

    ясная речь,

    организованность

    Ученики записывают домашнее задание
    VI. Рефлексия 1 мин. SMART Board Слайд № 5 Внимание, память, мышление. Ученики работают с интерактивной доской.

    Ход урока

    Организационный момент ученики рассаживаются по группам (всего три группы), на столах разложен раздаточный материал (Приложение 1 и Приложение 2). Учитель входит в класс приветствует учеников. На доске появляется тема урока (Слайд № 1) – 2 минуты.

    Ученики: записывают тему урока в рабочую тетрадь.

    Проверка изученного материала по теме “Военный коммунизм”. (5 минут)

    Учитель предлагает ученикам посмотреть на иллюстрации (Слайда № 2) и определить к какому историческому событию относятся иллюстрации.

    Ученики: Отвечают “Военный коммунизм”, сбор продразвёрстки.

    Учитель предлагает вспомнить характерные черты “Военного коммунизма”. Работа с интерактивной доской (Приложение № 3) Слайд № 1. Один ученик выходит к доске, остальные ученики класса называют черты “военного коммунизма”, которые записываются в таблицу. После окончания работы, учитель предлагает проверить правильность ответа, открывается вторая часть таблицы на доске с правильным ответом.

    Изучение нового материала (30 минут)

    Учитель: Объявляет цель урока. (Слайд № 3)

    Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа.

    Учитель: В 1921 году СССР оказался в тяжелой экономической, политической и социальной ситуации. Заканчивалась, братоубийственна гражданская война, из-за продразвёрстки крестьяне сокращали посевные площади, города не дополучали продовольствия, народ из города перебирался в деревни. (Слайд № 4)

    Учитель предлагает ученикам встать на место руководящих органов страны, проанализировать причины проблем, предложить свои варианты их решения.

    Работа в группах: ученики класса работают в трёх группах. Одна группа оценивает экономическую ситуацию, вторая - политическую, третья – социальную (Слайд №5) Учитель предлагает каждой группе поработать с раздаточным материалом (Приложение №1) Через 10 минут один докладчик от каждой группы должен сообщить классу варианты решения проблем. Учитель обращает внимание учеников на (Приложение № 2 – рабочий лист) которые необходимо будет заполнять во время выступления учеников от групп.

    Учитель: Во время доклада помогает каждой группе. Корректирует ответу учеников (Слайд №6-9). Ученики заполняют рабочие листы.

    Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности).

    Учитель: На Х съезде РКП(б) В.И. Ленин объявил о замене продразвёрстки продналогом и о переходе к новой экономической политике.(Слайд № 10 – 12.) Речь учителя 5 минут

    Учитель предлагает ученикам вернуться к работе с Приложением № 1 и определить характерные черты НЭПа. Ученики работают в группах 3 минуты. Заполняя Таблицу № 2 в рабочих листах. Через 5 минут задание проверяется Слайд № 13.

    Результат НЭПа.

    Работа с раздаточным материалом и учебником.

    Учитель: Предлагает прочитать (Приложение № 1 ) и учебник параграф 14. Определить положительные и отрицательные результаты НЭПа. Через 6 минут работа проверяется в устной беседе и работой с интерактивной доской (Приложение № 3 , Слайд № 2) ученики, по желанию записывают варианты на доске. Слайд № 3 Приложение № 3 – задание проверяется.

    Учитель: Сегодня мы познакомились с новой экономической политикой партии большевиков. Безусловно, это был вариант выхода из сложившейся кризисной ситуации. Ленин это понимал, хотя нэп и противоречил большевистским канонам. Из истории мы сегодня знаем, что данная политика оказалась эффективной всего первые пять лет. Действительно повысился жизненный уровень, сократился рабочий день, продразверстка была заменена продналогом и т.д., но НЭП не смог привлечь иностранный капитал в страну, а без денежных средств в стране не хватило.

    21 января 1924 г. умер В.И. Ленин. В 1928 году началась политика по свертыванию нэпа, окончательно он был свёрнут в 1929 году. (Слайд № 17). Речь учителя 4 минуты.

    Закрепление материала.

    Работа с интерактивной доской. Приложение № 3 Слайд № 4. Учитель предлагает ученикам выполнить задание (5 минут) После выполнения задания, учитель открывает правильный ответ, скрытый в нижней части таблицы на слайде.

    Сообщение домашнего задания. Подведение итогов урока.

    Слайд № 18

    Прочитайте параграф 14 учебника и заполните таблицу № 3.Перечислите основные мероприятия, связанные с новой экономической политикой. Сравните политику НЭПа с политикой “военного коммунизма”.

    Напишите эссе на тему: “Почему Сталин отказался от НЭПа?”.

    Рефлексия Приложение № 3 Слайд 5 (Приложение № 3) Ученики “складывают” в корзины:

    А) если урок понравился – солнышко.

    Б) Если урок не понравился – серый круг.

    Слайд 1

    Слайд 2

    Слайд 3

    Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    Слайд 14

    Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    Слайд 18

    Слайд 19

    Слайд 20

    Слайд 21

    Слайд 22

    Слайд 23

    Слайд 24

    Слайд 25

    Слайд 26

    Слайд 27

    Слайд 28

    Слайд 29

    Слайд 30

    Слайд 31

    Слайд 32

    Презентацию на тему "Советская страна в годы НЭПА" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: История. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 32 слайд(ов).

    Слайды презентации

    Слайд 1

    Слайд 2

    Слайд 3

    Слайд 4

    1. Причины введения НЭПа, основные мероприятия. 2. Результаты и противоречия НЭПа.

    План урока.

    Причины введения НЭПа. Основные мероприятия. 3. Результаты. 4. Противоречия НЭПа.

    Слайд 5

    Итоги Гражданской войны в России.

    1. Военно-политическую победу одержали большевики (красные). 2. Белогвардейские армии были разгромлены. 3. Советская власть утвердилась на всей территории страны, в том числе и в большинстве национальных регионов. Это способствовало созданию условий для укрепления власти большевиков в стране и осуществлению социалистических преобразований.

    Слайд 6

    Последствия гражданской войны:

    1. Территориальные потери. 2. Глубокий социально-экономический кризис. Общий ущерб от войны составил 39 млрд. рублей золотом. 3. Огромные людские потери (12 млн. человек убитыми, умершими от голода и болезней). 4. Массовая эмиграция (более 2,5 млн. человек). 5. Детская беспризорность. 6. Трагедия целых социальных групп (офицерства, казачества, интеллигенции, дворянства, духовенства и др.). Им не было места в новом большевистском строе. 7. Привыкание общества к насилию и террору. 8. Разрыв исторических и духовных традиций в обществе.

    Слайд 7

    Март 1921 года – Х съезд РКП(б) – переход к «новой экономической политике» (НЭП).

    НЭП (1921-1929) – новая экономическая политика, введенная большевиками в 1921 году в условиях экономического и политического кризиса, предусматривавшая «частичное возрождение капитализма».

    Слайд 8

    Политика «военного коммунизма»

    Разорение страны

    Политический кризис

    Экономический кризис

    Недовольство населения политикой большевиков

    Введение большевиками НЭПа

    Слайд 9

    Политика «военного коммунизма» (1918-1920)

    Совокупность чрезвычайных мер в экономике страны в условиях Гражданской войны, принятых большевистским правительством.

    Слайд 10

    Основные мероприятия «военного коммунизма»

    Введение продразверстки - принудительного изъятия у крестьян продуктов по плану государства. Размеры продразверстки в течение года могли быть изменены. 2. Национализация всей промышленности - «красногвардейская атака на капитал». 3. Полная централизация управления экономикой. 4. Уничтожение частного капитала. 5. Трудовая повинность населения, трудовая мобилизация. 6. «Уравниловка» в оплате труда. 7. Запрещение свободы торговли. Прямой продуктообмен между городом и деревней.

    Слайд 11

    Причины введения НЭПа.

    Экономический кризис в результате политики «военного коммунизма»:

    Политический кризис в результате политики «военного коммунизма»:

    1. Гражданская война привела к сокращению населения в России более чем на 10 млн. человек. и детской беспризорности (7 млн. детей). 2. Упадок промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Уменьшилась добыча угля и нефти. 3. Нехватка продовольствия, одежды, обуви, медикаментов. 4. 1921 год – страшный голод в Поволжье (погибло более 5 млн. человек).

    Крестьянские восстания по всей России (Тамбовское восстание А.С. Антонова). 2. Недовольство политикой большевиков армии и пролетариата. Март 1921 год – Кронштадтское восстание.

    Слайд 12

    Цели введения НЭПа.

    ВНЕШНЕ- ПОЛИТИЧЕСКАЯ – преодолеть международную изоляции

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ – снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих крестьян

    ЭКОНОМИЧСКАЯ – предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство

    СОЦИАЛЬНАЯ – обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции

    Слайд 13

    Основные мероприятия НЭПа

    1. Введение продналога, который был вдвое меньше продразверстки, объявлялся заранее (накануне посевной), он не мог быть увеличен в течение года, излишки поступали в распоряжение крестьян. 2. В ограниченных размерах разрешалась аренда земли и применение наемного труда. 3. Частным лицам разрешалось брать в аренду мелкие и средние промышленные и торговые предприятия. 4. Существование разных форм собственности: государственной, частной, кооперативной. 5. Частичная децентрализация управления. Крупные государственные предприятия переводились на хозрасчет (после выполнения государственного заказа самостоятельно реализовывали продукцию). 6. Создавались концессии - привлекали иностранных инвесторов. 7. Осуществлялся свободный наем рабочей силы, создавались биржи труда. 8. Заработная плата устанавливалась в зависимости от квалификации и количества произведенной продукции. 9. Денежная реформа (1922-1924) – введение золотого червонца (по своему номиналу был выше английского фунта стерлингов и равнялся 5 долларам и 14,5 центам). Восстановлен Государственный банк. Проводилось принудительное регулирование цен государством - «ножницы цен».

    Слайд 14

    Результаты НЭПа.

    Позитивные итоги НЭПа. Удалось восстановить народное хозяйство. 2. Получилось возродить сельское хозяйство, позволившее накормить население страны. 3. Увеличился национальный доход. 4. Рост промышленной продукции привел к быстрому росту производительности труда. 5. Национальная валюта страны стала крепкой и стабильной. 6. Быстро росло материальное благосостояние населения.

    Негативные итоги НЭПа. Непропорциональное развитие основных отраслей народного хозяйства. 2. Отставание темпов возрождения промышленности от сельскохозяйственного производства. 3. Расслоение крестьянства. 4. Рост безработицы. 5. Во второй половине 20-х годов начались финансовые проблемы.

    Слайд 15

    Противоречия НЭПа.

    Сохранялся жесткий однопартийный политический режим. 2. Переход к коммунизму оставался программной задачей партии и государства. 3. За государством сохранялся значительный государственный сектор экономики, монополия внешней торговли, управление («командные высоты»). 4. Невозможность развития экономики, основанной на частичном признании товарно-денежных отношений, частной собственности, в условиях ужесточения однопартийного политического режима, идеалом которого было построение «бестоварного, бесклассового, безгосударственного» общества. 5. Отношение к нэпманам в стране было насмешливым и презрительным. 6. В стране царила атмосфера временности проводимых реформ, поэтому страну наводнили мошенники и авантюристы, желавшие быстро получить прибыль, прокутить ее и хорошо пожить.

    Слайд 16

    КРИЗИСЫ НЭПА, ИХ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЕ

    КРИЗИСЫ ПРИЧИНЫ

    НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АППАРАТА - ОТСУТСТВИЕ ШИРОКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ С МИРОВЫМ СООБЩЕСТВОМ - ОГРАНИЧЕНИЕ КРУПНОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - БЮРОКРАТИЗМ И ЧИНОВНИЧЬЯ ВОЛОКИТА - ВНУТРИПАРТИЙНАЯ БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ И ПОБЕДА СТОРОННИКОВ СВЕРТЫВАНИЯ НЭПА - ОТХОД ОТ НЕПОВСКИЙ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ (УСИЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РУКОВОДСТВА ЭКОНОМИКОЙ, ПОВЫШЕНИЕ НАЛОГОВ НА ЧАСТНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И Т.Д.)

    ИТОГ - 1929 г. – СВЕРТЫВАНИЕ НЭПА

    1923 г. «КРИЗИС СБЫТА»

    1925 г. ТОВАРНЫЙ КРИЗИС И КРИЗИС ХЛЕБОЗАГОТОВОК

    1927-1928 гг. ТОВАРНЫЙ КРИЗИС И КРИЗИС ХЛЕБОЗАГОТОВОК

    Слайд 17

    Основным противоречием НЭПа, которое в итоге привело к свертыванию «новой экономической политики», являлось несоответствие многоукладной экономики и однопартийного политического режима. В.И. Ленин рассматривал НЭП как временный тактический ход, как вынужденное отступление, вызванное неблагоприятным соотношением сил, как вынужденную передышку перед решительным штурмом сияющих высот коммунизма. Поэтому экономический плюрализм должен компенсироваться ужесточением политического и экономического режима, иначе НЭП приведет не к социализму, а повернет страну на старые рельсы.

    Слайд 18

    Политический смысл НЭПа.

    1. В.И. Ленин в марте 1921 года: «НЭП – временный, тактический ход, вынужденное отступление, вызванное неблагоприятным соотношением сил, вынужденная передышка перед решительным штурмом сияющих высот коммунизма». 2. В.И. Ленин осенью 1921 года: «НЭП – один из возможных путей перехода к социализму при мирном экономическом соревновании различных укладов и сосредоточения в руках пролетарского государства «командных высот» в экономике.

    Экономический плюрализм должен компенсироваться ужесточением политического и экономического режима, иначе НЭП приведет не к социализму, а повернет страну на старые рельсы.

    Слайд 19

    Формирование однопартийной политической системы.

    Запрет на создание в РКП(б) фракций или групп, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения и отстаивающих ее на всех уровнях и различными методами.

    Март 1921 года – Х съезд РКП(б) – резолюция «О единстве партии»

    Июнь-август 1922 гг. – суд над эсерами

    Июнь 1923 г. – секретная резолюция «О мерах борьбы с меньшевиками»

    Политическая оппозиция вне РКП(б) прекратила свое существование. В стране утвердилась однопартийная политическая система

    Слайд 20

    РКП(б) в структуре государственной власти.

    Политбюро ЦК РКП(б) ЦК РКП(б) СНК (Совет Народных Комиссаров)

    Большевистская партия – главное звено государственной структуры

    Слайд 21

    Образование СССР.

    Предпосылки образования СССР

    После распада Российской империи ни на одной национальной территории не проявился зрелый национализм, который привел бы к образованию самостоятельного государства (кроме Финляндии и Польши)

    В большинстве национальных территориях власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав РКП(б)

    Веками складывавшаяся экономическая взаимосвязь и взаимозависимость национальных районов

    Идея принадлежности к единому великому государству жила в умах и настроениях народов, населявших бывшую Российскую империю.

    Слайд 22

    Слайд 23

    30 декабря 1922 года – I съезд Советов СССР – Декларация об образовании СССР (РСФСР, Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация).

    Полномочия центра

    Полномочия республик

    Международное представительство 2. Оборона 3. Пересмотр границ 4. Государственная безопасность 5. Внешняя торговля 6. Транспорт 7. Бюджет 8. Связь 9. Денежное обращение

    1. Внутренние дела 2. Земледелие 3. Просвещение 4. Юстиция 5. Социальное обеспечение 6. Здравоохранение

    Загрузка...