Бизнес портал - StatusPro

Программа «Коррекция агрессивного поведения подростков. Тренинг по коррекции зрения от Фёдора Симонова по методу "Глаз-алмаз" Упражнение "дорисуй овощи"

для учащихся начальных классов VIII вида.

Тренинг состоит из 7 занятий, связанных между собой единым сюжетом. В каждом занятии имеется практическая работа по коррекции мелкой моторики рук (аппликация, лепка, изготовление поделки, рисование картинки и т.д.). Занятия проводились с учащимися 3-го класса с интеллектуальными нарушениями.

Задачи:
  1. Развивать восприятие и представления о сенсорных эталонах.
  2. развивать навыки ориентировки во времени, Дни недели, месяцы, времена года, время суток.
  3. Развивать психомоторные навыки ориентировки в пространстве большом и малом.
  4. Развивать психомоторные навыки: точность движений, координации, речи, двигательную память, гибкость, учить выполнять различные ритмические движения.
  5. Воспитывать интерес к различным видам деятельности, стремление участвовать в коллективных играх, упражнениях, совместной творческой работе.

Средства коррекции: игры, упражнения, рисование, лепка, аппликация и т.д.

Форма коррекции: групповая

Материалы и оборудование: раздаточный наглядный дидактический материал, бумага, цветная бумага, цветные карандаши, восковые мелки, краски, пластилин, природный материал, овощи, крупы.

ЗАНЯТИЕ 1. ВСТРЕЧА.

Задачи:

Коррекционные:

  • Научить произвольному напряжению - расслаблению
  • Развивать мелкую и крупную моторику
  • Развивать тактильные ощущения
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие
  • Развивать внимание, память, мыслительные процессы
  • Развивать координацию движений,
  • Развивать речь
  • Развивать правильный речевой вдох и выдох

Образовательные:

  • Повторить свойства предметов (цвет, форма, величина)
  • Закрепить понятия: вправо-влево, вверх, вниз

Воспитательные:

  • Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
  • Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
  • Воспитывать уважение друг к другу

Материалы к занятию:

  • Мешочек с овощами
  • Плакат "Контурные изображения предметов"(изготовлен своими руками)
  • Нарисованные картинки "Морковки" на ниточках
  • Карточки с изображением овощей по точкам
  • Разрезная картинка "Капуста" с образцом
  • Карандаши

ХОД ЗАНЯТИЯ

ЗАНЯТИЕ 1.

Вступление. Настрой на работу.
Загадка о зайчике.
Игра "Зайчики".
Зрительная гимнастика "Морковка".
Игра "Волшебный мешочек овощей".
Упражнение "Зашумлённые овощи".
Дыхательное упражнение "Морковка".
Физкультминутка. Игра "Зайчик".
Упражнение. "Разрезные картинки. Капуста".
Пальчиковая гимнастика.
Упражнение "Дорисуй овощи".
Релаксация.
Завершение занятия.

40 мин.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы ждём гостей. Скажите, любите ли вы, когда приходят гости!

//Ответы детей//

авайте послушаем стихотворение и узнаем, кто к нам придёт.

По дороге золочёной
Осень щедрая идёт.
Убранным листами клёна
Сундучок с собой несёт.
Сундучок с её приданным
Полон солнечных даров
Много тут брусники красной
Спелых яблок и грибов.
По дороге золочёной
Осень в гости к нам пришла
И зверятам и ребятам
Всем подарки принесла.

//Выходит "Осень" с сундучком//.

Осень: Здравствуйте, ребята! К вам пришла я в гости. Знаете кто я?

/Ответы детей/.

А как вы узнаёте, что я прихожу?

//Дети перечисляют признаки, по которым определяют приход Осени. Раздаётся стук в дверь.//

П сихолог: К нам кто-то ещё пришёл.
Зайчик: Здравствуйте, ребята, а знаете ли вы кто я? Вспомните про меня загадку.
Дети вспоминают загадку: Зимой - белый, летом - серый.
Зайчик: Какие, вы, молодцы! А теперь поиграем в игру "Зайчики"

ИГРА "ЗАЙЧИКИ".

Цель: развитие общей моторики, двигательной памяти.

Ход игры: Дети по кругу делают три прыжка и бегут. Повторяется несколько раз.

Зрительная гимнастика. "МОРКОВКА".

Цель: Развитие двигательных мышц глаза.

Ход упражнения: У детей в руках морковки (вырезанные из бумаги) и они выполняют движения соответственно тексту.

Вверх морковку подними
На неё ты посмотри
Вниз морковку опусти
Только глазками смотри.
Вверх и вниз и вправо-влево
Ах, да Заинька умелый
Глазками моргает
Глазки закрывает
Зайчики морковки взяли,
С ними весело плясали.

Наглядный материал:

Игра "ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК".

Цель. Развитие тактильных ощущений, восприятия цвета, формы, величины.Ход игры. Дети определяют на ощупь: Какие овощи лежат в мешочке. Называют их форму, цвет, размер.

Упражнение "Зашумлённые овощи и фрукты".

Цель: развитие восприятия контурных изображений, внимания.

Ход упражнения: Детям предлагаются карточку с контурными изображениями овощей и фруктов. Дети рассказывают, что они видят на картинке. (Карточки можно изготовить самим)

Дыхательное упражнение "МОРКОВЬ".

Цель: Развитие направленного выдоха.

Ход упражнения. Дети дуют на морковки (вырезанные из бумаги или картона), висящие перед ними на ниточках, тонкой длинной струёй (Используется 4-х фазное правильное дыхание: 1,2,3,4 - вдох; 1,2,3,4 - задержка; 1,2,3,4 - выдох; 1,2,3,4 - задержка).

Игра "ЗАЙКА".

Цель: Развитие общей моторики, координации движений, речи.

Ход игры: Дети выполняют движения соответственно тексту.

Зайчик беленький сидит
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
Лапки вверх, лапки вниз,
Н а носочки поднимись
Лапки ставим на бочок
На носочках скок-скок-скок
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.

Упражнение "РАЗРЕЗНАЯ КАПУСТА".

Цель: Развитие целостности восприятия, анализа, синтеза.

Ход упражнения: Дети собирают разрезную картинку - капусту, имея перед глазами образец.

Пальчиковая гимнастика "ЗАЙЧИК".

Цель: Развитие мелкой моторики, точности движений.

Ход упражнения: Дети выполняют движения соответственно тексту:

1,2,3,4,5
Вышел зайчик погулять
Пошевелил одним ушком, другим.
Двумя ушками.

Упражнение "ДОРИСУЙ ОВОЩИ".

Цель: Развитие графомоторных навыков, целостности восприятия.

Ход упражнения: Дети рисуют по точкам контур овощей

(картофель, помидор, морковь, огурец, репка, свекла) .

Раскрашивают их.

РЕЛАКСАЦИЯ "ВОЛК И ЗАЯЦ".

Цель: Обучение приёмам релаксации.

Ход упражнения: Ходит - бродит волк, ищет зайчика - дети напрягаются, сжимаются.
Ушёл - расслабляются.

Завершение занятия. Подведение итогов.

треннинг по проблеме школьной тревожности

(для учащихся 5 класса)

за основу взят материал Микляевой А. В., Румянцевой П. В.

Занятие 1. Выработка правил работы в группе, сплочение участников

Осознание проблем, связанных со школьной тревожностью

Необходимые материалы: ватман, маркеры.

Ход занятия

1. Настрой на работу. Ф ормирование у участников конкретных целей и ожиданий от посещения тренинга.

Участники группы по кругу отвечают на три вопроса:

  • чего я жду от участия в этой группе?

    что мне в себе нравится?

Определенные затруднения может вызвать последний вопрос; ведущий должен настаивать на том, чтобы каждый участник назвал какое-то конкретное свое качество и произнес эти слова с гордостью, даже, возможно, преувеличивая.

2. Обсуждение и установление правил, которые позволят создать атмосферу психологической безопасности .

Ведущий задает вопрос: «Какие правила мы все должны соблюдать, чтобы мы могли чувствовать себя здесь свободно и безопасно?» Участники группы обсуждают предлагаемые правила. Ведущий, в свою очередь, предлагает следующие правила:

    не перебивать друг друга;

    не осуждать и не оценивать себя и других участников группы;

    говорить только о себе, от своего имени;

    соблюдать конфиденциальность (то, происходит в группе, не выносится за ее пределы);

    не пропускать занятия и не опаздывать на них.

Правила фиксируются ведущим на доске или листе ватмана. Затем участники отвечают по кругу на три вопроса:

    какое правило для меня самое важное?

    какое правило мне будет легче всего соблюдать?

    какое правило мне будет труднее всего соблюдать?

Для начала обсуждения можно попросить участников представить, с какими людьми им легко и приятно общаться, а с какими - нет.

3. Игра «Счет до десяти» (цель - сплочение группы). Все участники встают в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. По сигналу ведущего участники закрывают глаза. Задача группы - сосчитать до 10. Если несколько голосов произносят одну цифру, счет начинается сначала.

Игра может вызывать у участников довольно сильные чувства, в том числе и агрессивные. В конце выполнения упражнения можно предложить ребятам громко крикнуть, «выбрасывая» накопившийся гнев.

4. Игра «Путаница» (цель - сплочение группы, снижение психологической дистанции между участниками). Выбирается водящий, он выходит за дверь. Остальные участники встают в круг, держась за руки, и «запутываются», меняя свое местоположение, поворачиваясь под разными углами. Задача водящего - распутать всех так, чтобы ребята вновь образовали круг. Если выполнение задания слишком затягивается, можно разрешить водящему расцепить какую-то одну пару рук и переставить этих участников на нужное место.

5. Упражнение «Прогулка по сказочному лесу» для снятия мышечных зажимов, активизации участников, развития творческого воображения. Ведущий предлагает детям представить, что они находятся в сказочном лесу, и попревращаться в различных животных (зайца, волка, лису, медведя, змею, собаку, кошку, лягушку, жирафа и т. д.). После окончания упражнения участники обмениваются чувствами. Во время выполнения упражнения особенно важно поддерживать атмосферу психологической безопасности и безоценочности.

6. Обсуждение понятия «тревожность» (цель - осознание ребятами личностного смысла понятия «тревожность»). Участникам задается вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас это слово?» Все ассоциации записываются на доске. В ходе дальнейшего обсуждения необходимо подвести участников к представлению о том, что тревожность - это личностная черта, проявляющаяся в легкости формирования беспокойства и страхов.

– Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность, сосредоточенность, концентрация. Наши отрицательные эмоции считают «сторожами», которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашей жизни. Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс.

Стресс – в переводе с английского языкаобозначает давление, натяжение, усилие.

7. Круг «Какие ситуации в школе вызывают у меня тревогу и страх?» , позволяющий осознать собственный опыт, получить эмоциональную поддержку от окружающих («не у меня одного проблемы»). Участники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения. Ведущий должен стараться, чтобы дети описывали конкретные ситуации, а не говорили «общими словами».

8. Релаксация (цель - обучение навыкам расслабления, снятие телесных зажимов).Используется метод последовательного напряжения и расслабления различных групп мышц. После выполнения упражнения участники рассказывают о своем опыте, отмечая, что хорошо получилось, а что было трудно расслабить.

Нередко на первых занятиях релаксационные упражнения могут вызывать недоумение у участников группы, иногда ребята начинают смеяться. Помочь настроиться на работу может негромкая медитативная музыка.

9. Получение обратной связи

Занятие 2. Школьные страхи

Необходимые материалы: бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры, краски.

Ход занятия

1. Упражнение «Новое, хорошее» (цель - актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого для работы). Дети по очереди рассказывают том, что хорошего, приятного произошло с последней встречи. Если ребенок затрудняется психолог помогает ему найти хотя бы одну приятную «мелочь»

2. Игра «Поменяйтесь местами те, кто...», необходимая для сплочения группы, получения более глубоких знаний друг о друге. Выбирается водящий. Он становится в круг. Остальные участники сидят на стульях. Водящий произносит фразу «Поменяйтесь местами те, кто...», заканчивая ее каким-то признаком, которым обладает он сам и, предположительно, еще несколько ребят в группе (например: «Поменяйтесь местами те, кто когда-нибудь приходил в школу с несделанными уроками»). Ребята, обладающие названным качеством, меняются местами. Задача водящего - успеть сесть на одно из освобождающихся мест. Оставшийся без места становится новым водящим.

Зачастую игра проходит очень шумно и динамично, ведущему стоит позаботиться о физической безопасности участников. Иногда ребята сосредотачивают свое внимание исключительно на внешних признаках. В таком случае роль водящего может взять на себя психолог и показать, что фраза может заканчиваться и упоминанием более личностно ориентированных качеств.

3. Игра «Прогулка по сказочному лесу» (цель - снятие мышечных зажимов, активизация участников, развитие творческого воображения). Ребятам предлагается представить, что они находятся в сказочном лесу и ходят там по различной почве: по зеленой мягкой травке, по горячему песку, по холодному снегу, по шуршащим осенним листьям, по болоту и так далее. После окончания упражнения дети отвечают на вопрос: «Что понравилось в этом упражнении, что было трудно?»

4. Обсуждение понятия «страх» (цель - осознание личностного смысла понятия «страх», принятие собственных страхов). Задается вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас это слово?» Все ассоциации записываются на доске. Обсуждаются вопросы о том, зачем страх нужен человеку, а чем он может мешать.

5. Информирование (помимо прочего, способствует повышению у участников мотивации на работу с собственными чувствами). Ведущий рассказывает участникам о том, что все неприятные события вызывают у человека тяжелые чувства. От природы нам дан механизм разрядки отрицательных эмоций. Но часто эта разрядка прерывается (нас утешают, говорят: «Не плачь, ты уже большой» и так далее). В этом случае боль остается с нами, и у нас возникают психологические проблемы. Задача психологической работы - научить человека разряжать свои чувства безопасным для него и окружающих способом. Страх разражается смехом, потоотделением, дрожью.

6. Рассказ о школьном страхе (цель - разрядка страха). По кругу участникам предлагается рассказать о каком-нибудь страшном случае в школе легким тоном. После упражнения производится обмен чувствами. Иногда участники погружаются в тяжелые чувства, в этом случае ведущий должен помочь смоделировать легкий тон.

7. Рисование школьных страхов (цель - разрядка страхов). На листах бумаги участники рисуют свои страхи. Затем им предлагается сделать с этими рисунками то, что они хотят. По окончании упражнения ребята делятся своим опытом. При выполнении упражнения важна индивидуальная работа ведущего с каждым участником, направленная на то, чтобы ребенок смог выразить свои чувства.

8. Ролевая игра «Кошмарный учитель» , способствующая разрядке страха. Ведущий рассказывает о том, что один из способов разрядить свой страх - побыть в роли того, кого ты боишься. Детям по очереди предоставляется такая возможность. Им предлагается стать самым ужасным учителем, которого только можно представить. Остальная группа «пугается».

При выполнении упражнения ведущий задача ведущего - следить за временем: побывать в роли «кошмарного учителя» должен каждый участник группы. Иногда дети отказываются исполнять эту роль или делают это формально, без эмоций - «не страшно». В этом случае очень важна поддержка ведущего и всей группы.

9. Сочинение страшилок о школе (цель - разрядка страха). Вначале ведущий разговаривает с участниками о том, что такое страшилка И чем она отличается от волшебной сказки. Затем каждому участнику предлагается сочинить страшилку на тему своего школьного страха и рассказать ее страшным голосом. Задача остальной группы - пугаться. После окончания работы можно попросить детей разделиться на малые группы, выбрать одну из сочиненных страшилок и инсценировать ее.

Для того чтобы упражнение дало максимальный эффект, необходимо создать в помещении для занятий подходящую атмосферу: потушить свет, задернуть занавески. Ведущий должен помогать рассказывающему говорить страшным голосом, а остальной группе - пугаться. Иногда участникам трудно начать рассказывать страшилки, в этом случае роль первого рассказчика может взять на себя ведущий.

10. Игра «Волшебный магазинчик страхов» (позволяет изменить отношение к собственным страхам).

Ведущий рассказывает сказку Д. Соколова «Дед, внучка и боюськи». Детям предлагается представить, что они приходят в волшебный магазинчик, где они могут выгодно продать свои страхи, обосновав их «полезность». Ведущий исполняет роль продавца. Приложение 1.

11. Получение обратной связи . Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии?»

Занятие 3. Агрессивность

Ход занятия

1. Упражнение «Новое, хорошее»

2. Игра «Прогулка по сказочному лесу» (способствует разрядке агрессивных чувств лаем, рычанием и т. д.). На этот раз участникам предлагается перевоплощаться в агрессивных животных: собак, тигров, медведей.

3. Обсуждение понятия «агрессивность» для осознания личностного смысла понятия «агрессивность», ее позитивных и негативных сторон. Ведущий задает участникам следующие вопросы: «Какие ассоциации рождает это слово? Зачем агрессивность нужна человеку? А чем она может помешать?»

Нередко тревожные дети не могут определить, что же хорошего может быть в агрессивности. Важно помочь им сформулировать, что гнев необходим человеку для защиты, это важный источник жизненной энергии.

4. Круг: «Какие ситуации в школе вызывают у вас гнев, злость?» для осознания собственного опыта, получения поддержки от окружающих («не один я такой»). Участники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения. Ведущий должен стараться, чтобы дети описывали конкретные ситуации, а не говорили «общими словами».

5. Обсуждение вопроса о безопасных способах разрядки гнева (ребята получают знания о способах безопасной разрядки гнева). Ведущий беседует с участниками о том, к чему приводит долго сдерживаемый гнев. Обсуждается понятие «безопасная разрядка гнева» (это способы выразить свои чувства, не нанеся вреда ни себе, не окружающим). Затем участникам предлагается сказать, какие способы безопасной разрядки гнева они знают и используют.

Довольно часто участники начинают называть способы, которые приводят не к разрядке гнева, а к отвлечению от негативных эмоций (например, съесть что-нибудь вкусное, послушать музыку). В этом случае ведущий должен остановиться и прояснить разницу.

6. Упражнение «Спустим пары» (позволяет разрядить агрессивные эмоции). Каждый участник группы выбирает оптимальные для себя способы разрядки гнева и использует их в группе. При выполнении упражнения нужно следить за соблюдением правил безопасности.

7. Медитация (цель - разрядка агрессивных эмоций). Ребята расслабляются, закрывают глаза и представляют себя на небольшой выставке, где находятся портреты людей, вызывающих у них раздражение, обиду, гнев. Они «ходят» по этой выставке, рассматривают портреты. Затем выбирают один из этих портретов, представляют этого человека. Им предлагается представить, что они говорят этому человеку и делают с ним все, к чему побуждают их чувства, не сдерживаясь. После окончания упражнения участники рассказывают о своем опыте.

8. Медитация «Полет на ковре-самолете» (цель - обучение навыкам расслабления и саморегуляции психического состояния). Участникам группы предлагается расслабиться, закрыть глаза и представлять себе то, о чем говорит ведущий: «Представьте себе, что у вас есть волшебный ковер-самолет. Какого он цвета? Он однотонный или с узорами? Это огромный ковер или маленький коврик? Какой он на ощупь? Мягкий, шелковистый, шершавый? Из какого материала он сделан? Вы садитесь на свой волшебный ковер самолет и поднимаетесь в воздух. Вам хорошо, тепло, безопасно. Ковер ласково поддерживает вас и несет туда, куда вам хочется. Вы поднимаетесь над городом, летите над лесами, полями, реками... Вдруг вы видите замечательное место, очень красивое, уютное и привлекающее вас. Вы опускаете ковер на это место. Что вы там видите? Что вас окружает? Там очень спокойно и безопасно. Побудьте в этом месте столько, сколько вы захотите. Затем вы снова садитесь на ковер-самолет и возвращаетесь обратно, в эту комнату, но ощущение покоя и безопасности найденного вами места остается с вами».

Ведущий должен произносить текст достаточно медленно, чтобы у участников было достаточно времени для разворачивания собственных зрительных образов. После завершения упражнения участники делятся своим опытом, можно предложить нарисовать найденное безопасное место.

9. Игра «Котенок» (цель – снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, снять психологические барьеры, повысить толерантность и эмпатию к одноклассникам)

10. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии?»

Занятие 4. Принятие себя

Ход занятия

1. Упражнение «Новое, хорошее» (цель - актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого для психологической работы). См. занятие 2.

2. Игра «Растение» (игра помогает учиться произвольно чередовать состояния мышечного напряжения и расслабления). Дети постепенно «вырастают» из семечек, затем «ломаются».

3. Игра «Изобрази чувство » (цель - развитие атмосферы сплоченности в группе, повышение чувствительности к невербальным средствам общения). Один участник выходит из комнаты. Ведущий называет ему какое-нибудь чувство. Задача этого участника - показать это чувство невербально. Группа отгадывает. Иногда ребенок говорит, что не знает, как показать доставшееся ему чувство. В этом случае ведущий может помочь.

4. Игра «Передача чувства прикосновением » (цель - развитие атмосферы сплоченности в группе, повышение чувствительности к невербальным средствам общения). Водящий участник садится спиной к группе. К нему по очереди подходят остальные и передают прикосновением одно из четырех чувств: страх, радость, любопытство или грусть. Водящий должен сказать, какое чувство ему передали.

5. Игра «Пип» для развития атмосферы сплоченности в группе, повышения чувствительности к невербальным средствам общения. Участники сидят в кругу. Водящий с завязанными глазами находится в центре круга. Его раскручивают, чтобы он потерял ориентацию, и одновременно все меняются местами. Задача ведущего - подойти к какому-нибудь месту в кругу, своими коленями нащупать колени сидящего, не прикасаясь руками, сесть на эти колени. Тот, на кого сели, должен не своим голосом сказать: «Пип!» А водящий должен определить, у кого на коленях он сидит.

6. Информирование (помимо получения теоретических знаний, способствует повышению мотивации на работу с проблемой «Я недостаточно хорош(а)»). Вводится понятие самооценки. Обсуждаются особенности самооценки у тревожных людей. Ведущий говорит о том, что часто возникает проблема «Я недостаточно хорош(а)». Как возникает эта проблема? Как воспринимают себя маленькие дети? Важно подчеркнуть следующее: то, что мы называем неуверенностью в себе или скромностью, это не черта характера, а хроническая психологическая проблема.

7. Круг для определения источников проблемы «Я недостаточно хорош(а)» (цель - осознание источников проблемы, получение эмоциональной поддержки). Участники по очереди отвечают на вопрос: «Кто говорил вам об этом?». Важно просить участников вспоминать конкретные случаи и высказывания окружающих.

8. Медитация (цель - осознание собственного тела, принятие его). Участники расслабляются, закрывают глаза. Следуя словам ведущего, они «путешествуют» по своему телу, стараясь осознать, что происходит в разных его частях. В конце участникам предлагается произнести про себя фразу: «Это я. Я -... (называется имя). Я здесь живу». После окончания упражнения участники отвечают на вопрос о том, что нового им удалось узнать о собственном теле.

9. Упражнение «Что мне нравится в себе?» (цель - принятие своего физического «Я»).Участники письменно отвечают на вопрос:

«Что мне нравится в своей внешности, своем физическом облике?«, затем зачитывают эти списки вслух. Очень важно, чтобы упражнение выполнил каждый участник, ведущему стоит проявить здесь мягкую настойчивость.

10. Получение обратной связи . Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии?»

Занятие 5. Принятие себя

Ход занятия

1. Упражнение «Новое, хорошее» (цель - актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого для психологической работы). См. занятие 2.

2. Игра «Открытые вопросы» для получения поддержки от окружающих, повышения самооценки. Ведущий говорит: «Встаньте те, кто хотя бы один раз в жизни ездил в транспорте без билета. Как нас много! А теперь встаньте те, кто хотя бы раз в жизни грубил родителям». Вопросы могут задавать все участники группы, сохраняя неизменной формулировку «Встаньте те, кто хотя бы раз в жизни..»

Иногда задающий вопрос может пытаться «проверить» остальных участников группы, называя поступок, который сам он не совершал. Важно подчеркнуть, что задавать можно только такой вопрос, на который ты сам должен встать.

3. Повторение теории с целью актуализации теоретических знаний, повышения мотивации на работу. Обсуждаются следующие вопросы:

    Что такое самооценка?

    Какая самооценка обычно у тревожных людей?

    Что такое принятие себя? Зачем оно нужно?

4. Упражнение «Похвальное слово самому себе», создающее условия для повышения самооценки. В течение 5 минут с закрытыми глазами участники вспоминают все свои достижения, заслуги, все дела, которыми они могут гордиться. Затем делятся этими воспоминаниями по кругу.

5. Упражнение «Комплименты», которое позволяет расширить знания участников о самих себе, повысить самооценку. Каждому участнику группа рассказывает о том, что в нем нравится. Упражнение эффективно только в том случае, если комплименты говорятся искренне, а слушающий их молча принимает, не пытаясь противоречить или благодарить.

6. Медитация «Маяк» (способствует осознанию внутренних ресурсов, повышению уверенности в себе). Участники представляют себя маяками, стоящими на скалистом острове. У маяка очень прочные, надежные стены. Днем и ночью, в хорошую и плохую погоду маяк посылает мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Важно постараться ощутить в себе этот внутренний источник света.

7. Круг «Что у меня хорошо получается делать?» (цель - принятие себя). Участники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения. « Что я люблю делать?« (цель - принятие себя). Участники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения. «Что мне нравится, что я люблю в самом себе?» (цель - принятие себя). Участники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения. Важно следить за тем, чтобы участники говорили уверенным и радостным тоном, не преуменьшая свои достоинства, а преувеличивая их (например, не «иногда я бываю умной», а «я невероятно умная»). Группа должна поддерживать каждого участника, принимая его и радуясь вместе с ним.

8. Ресурсная релаксация. Представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, которая очень спокойна и счастлива. Не затронута страхами и проблемами о будущем, пребывает она в полнейшем мире и счастье. До нее нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться. Если вы пожелаете, ее можно представить в виде некоторого Образа - язычка огонька, драгоценного камня или потаенного озера, спокойного, с гладкой, без малейшей ряби поверхностью, или чего-нибудь еще. Преисполненная глубокой умиротворённости и радости, спокойствия и силы, она находится в полной безопасности. Она там - глубоко в вас. Представьте теперь, что этот огонёк, этот драгоценный камень, это озеро или то, что вы представили, находящееся глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, - это вы сами.

Представьте, что этот потайной центр всегда пребывает в вас, оставаясь спокойным и тихим, через какие бы трудности, проблемы и беспокойства вам не пришлось пройти, и в любой момент вы можете вспоминать, что эта частица там. И много раз за день вы можете вспоминать об этом маленьком ядрышке внутренней умиротворённости, мысленно приобщиться к нему. Зная, что оно здесь, совсем рядом, вы будете ощущать спокойствие и расслабленность и одновременно уверенность и силу.

9. Какой я? (цель – принятие себя). Для этого разделите лист бумаги на две половинки. Слева, в колонку «Мои недостатки», предельно откровенно запишите все то, что вы считаете своими недостатками именно сегодня, сейчас, на этом занятии. На эту работу всем отводится 5 минут. Не жалейте себя,

После этого напротив каждого недостатка, о котором вы вспомнили и который внесли в список, напишите одно из своих достоинств, т. е. то, что можно противопоставить недостатку, что есть у вас в данный момент и что принимают в вас окружающие люди. Запишите их в колонке «Мои достоинства». На второй этап работы вам так же отводится 5 минут.

Чтение и обсуждение притчи.

10. Получение обратной связи . Ответ на вопрос: «Что важно было на этих занятиях? Что для меня изменилось?»

Приложение 1

Хороша у деда внучка, да всего боится. «Боюсь я, дед, на огород ходить: там червяки в земле ковыряются!» Лазает дед по огороду, от землицы борода чернеет. «Боюсь я, милый, коров: у них хвост да рога мотаются». Дед и коров доит, молоком ввечеру белеет. «Ох, и огня, дед, и огня! Печка - она искрами плюется!» Вот и ужин дед кашеварит, бороду задумчиво кочергой очесывает. От такого от хозяйства добра не жди; не успевал дед всего сделать. Корову продал, лошадь продал, и от огорчения сам слег. Заболел. Ну, внучка попробовала поплакать и тихо, и в голос, да все не в помощь.

Решила она тогда в город на базар сходить, купить лекарств и еды. Денег у нее, правда, не было, но она решила: «Продам чего-нибудь». И вот, хоть и было ей страшно, на базар далекий она с утречка и отправилась. Деда она все же любила!

На базаре - толчея, гомон; она стала в сторонке, чистый плат расстелила. А что же дальше? Подходит народ: на сем месте что продается? Мнется бедная внучка, не знает, что и сказать. Тянет кого-то за рукав: «Дядь, а что продавать здесь можно, чтоб подороже?» Он спрашивает: «А что у тебя есть?» - «Да ничего нет». «А что умеешь делать?» Тут она заплакала: «Да ничего не умею, я всего боюсь!» «Хм, - говорит дядька, - так ты боюськи и продавай». «А возьмут?» - не верит дивчина. «А ты попробуй». И вдруг как закричал дядька: «Эй, народ! Товар исключительного назначения! Подходи за боюськами!»

Народ стал осторожненько подходить, интересоваться: что за товар такой? Дядька говорит: боюськи на любой вкус. Для жен, детей, крупного и малого рогатого скота. А девчонка говорит: «И курей с петухами». «Что для курей?» - подлезает бабка. «А вот бегают твои куры далеко от дома?» - спрашивает посредник. «Ох, бегают, проклятые!» «А ты купи для них боюську дальнего пространства. Есть у нас такая?» - спрашивает у девчонки. «Еще как, - говорит она. - Вам на целый птичий двор?»

Вот торговля завертелась не на шутку! Купили боязнь огорода для гусей и коз, купили боюськи темноты для крыс и тараканов, ну все раскупили на корню! Один оригинал купил боязнь рек и моря, чтобы палить в облака и тучки: хотел, чтобы они проливались только над сухой землей. И только для малых ребятишек ни одной боюськи не продали, ни мамкам, ни нянькам. Вот как! На вырученные деньги купила внучка лекарства и еду, а для дядьки, который ей помог, праздничную рубашку.

Целый день провела на базаре. Только к вечеру вернулась домой. Там дед ее встретил, своим глазам не поверил. И потекла их жизнь весело и бойко, и работали они теперь вместе, и на ярмарку вместе ездили.

Я собрал свои боюськи недавно. Старые они были, поломанные и запачканные. Кто такие возьмет? Эх, молодость! Плюнул, выбросил мешок с боюськами за крыльцо. Кто интересуется - подходи, выбирай. Только чур - не для малых ребятишек!

Приложение 2

Король пришёл в сад, чтобы полюбоваться на его красоту и насладится покоем. И что он увидел? Деревья, кусты и цветы в его саду вянут и гибнут. Он спросил у дуба, почему тот умирает?

- Я не могу быть таким высоким как сосна. - Ответил дуб.

Обратившись к сосне, Король услышал:

- Я не могу давать виноград, подобно виноградной ложе, – умирая, произнесла она.

Задав такой же вопрос лозе:

- Я не могу цвести, словно роза, - ответила лоза……

Побродив по саду, он нашёл всё-таки одно единственное растение, которое цвело и благоухало и радовало глаз. Обратившись с вопросом к этому растению, он услышал ответ:

- Великий Король, когда ты посадил меня в этом саду, ты ведь хотел получать радость от меня. Если бы ты хотел посадить на моём месте другое растение – сосну или березу, ты посадил бы их. Именно поэтому я не могу быть ничем иным, кроме как самим собой . И стараюсь развивать в себе свои самые лучшие качества.

Ты такой, потому что мир нуждается в тебе таком именно в этот момент! В противном случае кто-то совсем другой был бы на твоём месте. Прими то, что ты воплощение чего-то особенного, существенного и очень важного для мира.

Ты можешь быть только собой ! Невозможно, чтобы ты стал кем то другим. Прими себя таким, какой ты есть, радуйся и цвети.

Утверждено Рассмотрено

на городском экспертном совете на школьном экспертном совете

Протокол №____от ______ __2010 года Протокол №___от ___ _____2010 года

©ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №1»

М.Н.Уразаева,

педагог-психолог

МОУ «СОШ №1»

г.Губкинский

2010 г.

РЕЦЕНЗИЯ
На « Программу тренинговых занятий по коррекции агрессивного поведения у учащихся начальной школы»

(Автор Уразаева М.Н., педагог-психолог МОУ «СОШ №1»)
«Программа тренинговых занятий по коррекции агрессивного поведения у учащихся начальной школы» является актуальной для решения задач, направленных на коррекцию поведенческих особенностей учащихся начальной школы. Цели, которые ставит автор, актуальны для современной школы: научить учащихся управлять своим поведением в моменты вспышек гнева, обид. Что будет способствовать и решению ряда педагогических задач, в том числе и адекватного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса как в школе, так и за ее пределами.

Автор решает поставленную цель, реализуя на практике следующие
задачи: снятие аффекта "неадекватности", формирование самосознания адекватной самооценки;

Анализ содержания программы позволяет сделать заключение, что поставленные цели и задачи раскрываются содержанием занятий с учетом возрастных особенностей учащихся. Выделяется десять тем, в рамках которых проводятся практические занятия и затрагиваются теоретические сведения по теме «Чувства и эмоции».

Практические занятия направлены на формирование релаксационных навыков, навыков управления эмоциями, сочувствия и сострадания посредством системы упражнений. Завершается программа подведением итогов работы….

Сочетание упражнений в течение одного занятия свидетельствует о компетентности автора в выбранной теме…. . Важным моментом в построении данной программы является её структурное содержание. Занятия 1-4 направлены на снятие эмоционального напряжения и коррекцию общей тревожности агрессивных детей, что позволяет создать не только комфортные условия для проведения занятий, но и улучшить эмоциональное состояние участников тренинговых занятий, акцентировать их внимание на своих личностных особенностях, повысить самооценку. Занятия 5-

Организация коррекционно-развивающих занятий предполагает опору на индивидуальные психологические особенности участников программы и, возрастные характеристики развития поведенческих особенностей младших школьников, что, естественно, отвечает требованиям личностно-ориентированного подходаСледует отметить последовательность, логичность в овладении нав предлагаемого содержания программного материала, адекватность методов и приемов содержанию информационных блоков, предназначенных для запоминания, тренировки памяти и мыслительных операций.

Программа завершается списком литературы, в котором представлены…..

Оформление программы соответствует требованиям к оформлению, так как содержит необходимые структурные компоненты: пояснительную записку, тематическое планирование, описание программного материала, ожидаемые результаты.

«Программа тренинговых занятий по коррекции агрессивного поведения у учащихся начальной школы» соответствует требованиям актуальности, практической значимости, что позволяет рекомендовать к использованию в системе коррекционно-развивающего воздействия.

Руководитель ГМО педагогов-психологов В.Ю.Бирюкова

Программа тренинговых занятий по коррекции агрессивного поведения у учащихся начальной школы
Пояснительная записка
Актуальность программы Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов: 1) ухудшением социальных условий жизни детей. Агрессивному поведению дети могут учиться и в процессе общения со сверстниками. В дошкольном и младшем школьном возрасте критерий силы является весьма значимым для большинства детей, мальчики особенно стремятся к обладанию этим качеством, так как детское сообщество никак нельзя назвать демократичным. Следовательно, кто самый сильный, тому все можно. Обучающей агрессивности моделью могут быть не только реальные люди, но и персонажи, являющиеся продуктами творчества. Уже не вызывает сомнений, что сцены агрессии и насилия на экранах телевизоров, мониторов и страницах книг способствуют повышению агрессивности у маленьких зрителей, делая их готовыми в любой момент воспользоваться деструктивными, жесткими, но очень эффективными способами решения конфликтов. Так что не будет лишним обратить внимание на то, что смотрит, читает и во что играет ваш ребенок.

2) кризис семейного воспитания. Часто отец и мать придерживаются разных стилей воспитания. Порой родители, демонстрирующие агрессивное поведение (если не физическое, то на словах) закрепляют подобные проявления у ребенка. Некоторые родители склонны к двойным стандартам, на словах они однозначно плохо относятся к проявлениям агрессии у детей, выражают желание воспитать ребенка добрым и бесконфликтным, но в то же время они не в силах скрыть свое восхищение, наблюдая за тем, как их чадо умеет решать проблемы со сверстниками, бесстрашно вступая в драки или применяя более тонкие методы принуждения. Нужно ли говорить, что дети при выборе модели поведения ориентируются вовсе не на то, что говорят их родители, а на то, что те думают, что чувствуют и как сами себя ведут.

3) невниманием взрослых к нервно-психическому состоянию детей. Здесь главной является очень простая мысль: человек, у которого все хорошо, не ведет себя агрессивно. То есть агрессивность - это внешнее проявление, прежде всего внутреннего дискомфорта. Как правило, агрессивным детям свойственна высокая тревожность, ощущение отверженности себя, несправедливости окружающего мира и неадекватная самооценка (чаще всего заниженная). Бурные протестные и злобные реакции маленького "агрессора" являются его способом привлечения внимания окружающих к своим проблемам, это своеобразный сигнал SOS , крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.

4) увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. В то же время, исследований, основанных на реальном опыте коррекции и терапии, относительно немного. Практических материалов по тому, какие шаги нужно выполнять, общаясь с агрессивным ребенком в школе и дома почти нет. Поэтому взрослые вместо того, чтобы способствовать снижению агрессивности, часто допускают ошибки, которые провоцируют ее развитие. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: повышение голоса, изменение тона на угрожающий; демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу"); крик, негодование; агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы"; сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей; использование физической силы; втягивание в конфликт посторонних людей; непреклонное настаивание на своей правоте; нотации, проповеди, "чтение морали", наказания или угрозы наказания; обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не..."; сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу; команды, жесткие требования, давление; оправдания, подкуп, награды. На подобное поведение взрослых дети начальной школы часто теряют контроль над собой; часто спорят и ссорятся с окружающими; отказываются выполнять просьбы взрослых; могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения; склонны винить других в своих ошибках и неудачах (могут вымещать свой гнев и на неодушевленных вещах); часто испытывают чувства злости, гнева и зависти; не способны забыть об обиде, не отплатив; мнительны и раздражительны.

Между тем, особенно важной является помощь младшим школьникам, агрессивность которых находится только в стадии становления. Нужно научить этих ребят расслабляться, учить адекватно оценивать ситуацию, уметь контролировать свои эмоции.

Поэтому цель данного курса: снижение уровня агрессивности у младших школьников

Задачи: обучение навыкам релаксации и ауторелаксации, снятия эмоционального напряжения и тревожности, обучение самоконтролю (вырабатывание у ребенка навыков владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожности); Снятие аффекта "неадекватности", формирование самосознания адекватной самооценки; формирование способности к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим, обучение ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева, обучение конструктивным навыкам общения (обучение адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта; развитие игровых умений и навыков.

Целевая группа: учащиеся начальной школы (6,5 – 9 лет), гетерогенная группа (лучше представители одного класса). Данные занятия могут быть рекомендованы: 1) застенчивым детям, которые не отвечают на провокации, предпочитая тихо страдать, переживая свою неудачу; 2) очень активным, возбудимым детям, которых легко спровоцировать на агрессивные поступки; 3) детям, в семьях которых предположительно много агрессии; 4) импульсивным детям, которые не задумываются перед тем, как начать действовать.

Продолжительность и этапность реализации программы. Занятия рассчитаны на 10 встреч по 60-75 мин. Занятия проводятся в период с сентября по ноябрь месяц, 1 раз в неделю в послеурочное время.

Сфера воздействия: поведенческая.

Формы и методы работы: групповое интерактивное взаимодействие.

Техники: групповые игры, психотехнические упражнения, арт-терапевтические методики.

Ожидаемые результаты :


  • владение навыками релаксации;

  • появление в поведенческом репертуаре ребенка адекватных стратегий поведения в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожности;

  • приобретение основных коммуникативных умений: сенситивности; доверия; сочувствия;

  • владение навыками конструктивного общения (умения прощать, договариваться);

  • положительные отзывы участников программы.

  • Положительные результаты психодиагностического обследования по методике «Тест изучения уровня агрессии Басса-Дарки».

Список используемой литературы:

Детская и подростковая агрессия http :// www . yapsiholog . ru / detskaya _ agressiya /

Сакович Н.А. Игры в тигры. Сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – СПб: Речь, 2007г

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие. В 4-х томах. – М: «Генезис», 1999г

ПЛАНИРОВАНИЕ тренинговых занятий

по коррекции агрессивного поведения у учащихся начальной школы


№ пп

Тема занятия

Время

Цель

1-2

Кто я? Какой я?

120 м

установить доверительные отношения, формировать благоприятный климат в группе, гармонизировать эмоциональную

сферу ребенка


3

День имени меня

75м

способствовать гармонизации эмоциональной сферы

4

Пойми себя

75м

способствовать осознанию своих чувств

5

Когда эмоции мешают

75м

обучение навыкам снятия эмоционального напряжения

6

Кувшин эмоций

70м

снятие вербальной и невербальной агрессии, выплёскивание гнева

7

Игры в тигры

70м

коррекция общей агрессии,

8

На тропе доверия

70м

формирование чувства доверия

9

Пойми меня

70м

развитие навыков сочувствия и сопереживания

10

Поговори со мной

60 м

развитие навыков эффективного общения; подведение итогов

Тренинг:

Ростов н/Д: Феникс, 2014. — 254 с. — (Психологический практикум). — ISBN 978-5-222-22218-8.В книге представлены разнообразные тренинговые, психотерапевтические упражнения, ролевые игры и техники, которые могут быть использованы в практической работе со взрослыми людьми. Особое внимание в книге уделяется работе с различными сферами жизнедеятельности людей. В частности, рассматриваются проблемы и приемы работы, связанные с личностным, межличностным развитием и эмоциональной сферой человека. В книге также представлены упражнения и ролевые игры, цель которых — коррекция актуальных для многих клиентов проблем в области профессиональной деятельности: профессиональной адаптации, профессиональной идентичности, профессиональной компетентности, формирования команды.Книга может быть полезна практическим психологам, педагогам, преподавателям и студентам психологических факультетов.Введение.Понятие и виды психокоррекционной работы. Психологические проблемы клиентов.
и методы работы с ними
.
Понятие и виды психокоррекционной работы.
Соотношение понятий «психологическая коррекция», «психотерапия», «психологический тренинг».
Цели и задачи психокоррекционного процесса.Основные методы, методические приемы и техники групповой психокоррекции .
Базовые методы групповой психокоррекции.
Дополнительные психокоррекционные методы и приемы.Специфика психокоррекционной работы со взрослыми людьми. Психологические проблемы клиентов и методы работы с ними .
Специфика психокоррекционной работы со взрослыми.
Психологические проблемы клиентов и методы работы с ними.
Коррекция эмоционально-мотивационной сферы.
Коррекция сферы межличностных отношений.
Развитие личности и личностный рост.
Коррекция профессиональной идентичности, адаптации и компетентности.Упражнения, ролевые игры и техники в работе со взрослыми .
Тренинги коррекции эмоциональной сферы .
Упражнения тренинга снижения психоэмоционального напряжения.
Упражнение «Мышечная гимнастика».
Упражнение «Мое напряжение».
Упражнение «Разматывание клубка».
Упражнение «Аутогенная тренировка для начинающих».
Упражнение «Оживление тела».
Упражнение «Зажим».
Упражнение «Муха в плену».
Упражнение «Сон».
Упражнение «Электрический ток».
Упражнение «Звучащее тело».
Упражнение «Качание».
Упражнение «Пластилиновый человек».
Упражнение «Напряженные позы».
Упражнение «Рисую внутреннюю речь».
Упражнение «Судно, на котором я плыву».
Упражнение «Горная вершина».
Упражнение «Оранжевые очки».
Упражнение «Приятный цвет».
Упражнение «Золотая рыбка».
Упражнение «Ниши наслаждения».
Упражнение «Хорошее в мохом».
Упражнение аутогенной тренировки.
«Управление тонусом сосудов головы».
Упражнение «Свободное тело».
Упражнение «Работа с запахами».Упражнения для тренинга преодоления одиночества и негативных эмоциональных.
состояний
.
Упражнение «Работа с негативными состояниями».
Упражнение «Эгоцентризм».
Упражнение «Розовый куст».
Упражнение «Игра с тревогой».
Упражнение «Остров мечты».
Упражнение «Оптимистичное выслушение».
Упражнение «Мои успехи и мои неудачи».
Упражнение «Ассоциированные состояния».
Упражнение «Оптимист, пессимист, шут».
Упражнение «Чувства и ощущения».
Упражнение «Эмоциональный партнер».
Упражнение «Сочетание цветов».
Упражнение «Дарить и получать».
Упражнение «Что мне доставляет удовольствие?».
Упражнение «Новое место».Тренинги коррекции межличностных отношений .
Упражнения и техники для коррекции нарушений и трудностей в общении.
Упражнение «Представление» (с видеозаписью).
Ролевая игра «Домашняя педагогика» (с видеозаписью).
Упражнение «Односторонний контакт».
Упражнение «Как научиться оказывать и принимать знаки внимания».
Упражнение «Трудный разговор» (с видеозаписью).
Упражнение «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы».
Ролевая игра «Сглаживание конфликтов».
Упражнение «Адские башни».
Упражнение «Ассертивная просьба».
Упражнение «Ассертивный отказ».
Упражнение «Говорю, что вижу».
Упражнение «Оправдание».

Упражнение «Сказка по кругу».
Упражнение «Марионетка».
Упражнения и техники для развития навыков эффективного общения (тренинг коммуникативной компетентности).
Упражнение «Самооценка».
Упражнение «Через стекло».
Упражнение «Дискуссия».
Упражнение «Усвоение эффективности средств невербального общения» (видеозапись).
Упражнение «Да».
Упражнение «Диспут».
Упражнение «Спор при свидетеле».
Упражнение «Передай информацию».
Упражнение «Образы».
Упражнение «Ежик».
Упражнение «Интервью».
Упражнение «Я тебя понимаю».
Упражнение «Найди пару».
Упражнение «Желание».
Упражнение «Дар убеждения».
Упражнение «Дай яблоко».
Упражнение «Выход из контакта».
Упражнение «Беседа в разных положениях».
Упражнение «Побуждение к действию».
Упражнение «Иван Петрович».
Упражнение «Предметы».
Упражнение «Просьба».
Упражнение «Расскажи историю».
Упражнение «Расскажи о проблеме».
Упражнение «Разговор в парах».
Упражнение «Разговор по телефону».
Упражнение «Слепой и поводырь».
Упражнение «Ценное качество».
Упражнение «Общность интересов».Тренинг коррекции личностной сферы .
Тренинг личностного роста .
Упражнение «Знакомство».
Упражнение «Мое физическое Я».
Упражнение «Кто я?».
Упражнение «Мои сильные стороны.».
Упражнение «Без маски».
Упражнение «Кто мне нравится и кто не нравится».
Упражнение «Вы меня узнаете?».
Упражнение «Девиз».
Упражнение «Сказка о волшебнике».
Упражнение «Автопортрет».
Упражнение «Волшебная лавка».
Упражнение «Брачное объявление».
Упражнение «Мудрец из храма».
Упражнение «Контраргументы».
Упражнение «Переписанная автобиография».
Упражнение «Проект биографии».
Упражнение «Сам себя не похвалишь.».
Упражнение «Метафора проблемы».
Упражнение «Майка хиппи».Упражнения тренинга креативности .
Упражнение «Мир математики».
Упражнение «Креативный человек».
Упражнение «Рисунок креативности».
Упражнение «Отгадай слово».
Упражнение «Нестандартный способ».
Упражнение «Идеи, принципы, привычки».
Упражнение «Креативные задачи».
Упражнение «Куб».
Упражнение «Такой разный апельсин».
Упражнение «Предсказание».
Упражнение «Креативное путешествие».
Упражнение «Невероятная ситуация».
Упражнение «Ассоциации».
Упражнение «Алфавит».
Упражнение «Образы».
Упражнение «Интересные прилагательные».
Упражнение «Творческие визуализации».
Упражнение «Групповые ассоциации».
Упражнение «Мой рисунок».
Упражнение «Кто я?».
Упражнение «Архитектурное сооружение».Тренинги профессионального развития .
Упражнения тренинга профессиональной адаптации, профессиональной идентичности.
и профессиональной компетентности
.
Ролевая игра «Повышение и увольнение».
Упражнение «Узнайте проблемы окружающих».
Упражнение «Немного лучше».
Упражнение «Отдел кадров».
Упражнение «Публичное интервью».
Упражнение «Песчинка или камень?».
Упражнение «Портрет моей работы».
Упражнение «Нельзя терять ни секунды».
Упражнение «Переезд».
Упражнение «Особенности карьеры».
Упражнение «Пустая комната».
Визуально-рефлексивное упражнение «Призвание».
Упражнение «План моего будущего».
Упражнение «Если бы., я стал бы.».
Упражнение «Мои жизненные и профессиональные планы».
Профигра «Суд над безработным».
Упражнение «Творческие успехи».
Упражнение «5 шагов».
Игра «Ловушки-капканчики».
Упражнение «Звездный час».
Упражнение «Один день из жизни».
Упражнение «Моя любимая работа».Упражнения тренинга формирования команды .
Упражнение «Узнаем друг друга».
Упражнение «Имя команды».
Упражнение «Связи».
Упражнение «Руководитель команды».
Упражнение «Енотов круг».
Упражнение «Невидимая связь».
Упражнение «Движение».
Упражнение «Головоломка».
Упражнение «Сиамские близнецы».
Упражнение «Рассаживание по признаку».
Упражнение «Групповой дом».
Упражнение «Древо успехов».
Упражнение «Список общих качеств».
Упражнение «Пальцы».
Упражнение «Социограмма».
Упражнение «Найти общее».
Упражнение «Создание девиза команды».
Упражнение «Поглощение».
Упражнение «Поддержка».
Упражнение «Прорвись в круг».
Тренинговая техника «Собака Гарри».Литература.

Загрузка...