Цель и задачи урока: Образовательные: формировать представления о водороде как химическом элементе и простом веществе; расширить знания об областях применения водорода. Развивающие: развивать самостоятельность мышления, развивать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать по аналогии, выдвигать предположения). Воспитательные: формировать научное мировоззрение, экологическое мышление, воспитывать культуру общения.
Тест «Да-Нет-ка» 1 - Водород означает «кислотырождающий» (нет) 2 - Самый распространенный во Вселенной (да) 3 - Его валентность равна - II (нет) 4 - В лаборатории получают при взаимодействии металлов с кислотами. (да) 5 - Впервые получен Ж. Пристли. (нет) 6 - Легче воздуха в 14,5 раз (да) 7 - Взаимодействует с металлами и неметаллами. (да) 8 - Простое вещество водород имеет формулу Н. (нет) 9 - Восстанавливает металлы из оксидов. (да) 10 - При горении образует много энергии. (да)
Презентация к уроку
«Водород и его свойства»
8 класс
Чаплыгина Ираида Ивановна
«НИ ОДНА НАУКА НЕ НУЖДАЕТСЯ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ В ТАКОЙ СТЕПЕНИ КАК ХИМИЯ»
(МАЙКЛ ФАРАДЕЙ)
Загадка
Вы со мной уже встречались
Я космический скиталец,
Элементов прародитель
И отважный предводитель
Я любитель кислорода
Вместе с ним даю я воду.
Станция «ПОЛУЧЕНИЕ ВОДОРОДА»
Станция «ПОЛУЧЕНИЕ ВОДОРОДА»
Ответ варианта №1
- Водород находится в первой группе. Порядковый номер 1, валентность равна 1.
- H, H2
Молекулярная масса равно 2, атомная – 1;
Молярная масса 2г/моль
Ответ варианта №2
Станция «ПОЛУЧЕНИЕ ВОДОРОДА»
Станция «ПОЛУЧЕНИЕ ВОДОРОДА»
Станция «ПОЛУЧЕНИЕ ВОДОРОДА»
ZnCl2+H2
Тест
- Это вещество является газом;
- Газ, без цвета, без запаха, мало растворим в воде;
- Самый распространенный элемент в космосе;
- Самый распространенный химический элемент в земной коре;
- Химический элемент, которой входит в состав воды;
- Молекула, состоит из двух атомов;
- Из каких веществ получают кислород и водород:
А) цинк и соляная кислота, калий и вода; разложением воды;
Б) перманганат калия нагревали; переоксид водорода, разложением воды.
Определить и выписать номера только верных утверждений
Водород
Кислород
примечание
Домашнее задание
Упр.1-2, с.76
Минисообщение «Применение водорода»
ЗАГАДКИ
- 1. ГОСТЬ ИЗ КОСМОСА ПРИШЕЛ,
В ВОЗДУХЕ ПРИЮТ СЕБЕ НАШЕЛ.
- 2. КАКИЕ ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ УТВЕРЖДАЮТ,
ЧТО МОГУТ ДРУГИЕ ВЕЩЕСТВА РОЖДАТЬ.
Водород обладает окислительно- восстановительной амфотерностью с преобладанием восстановительных свойств.При обычных условиях водород реагирует только со фтором, с некоторыми другими веществами? при нагревании
Просмотр содержимого документа
«Voprosy_k_slaydam»
Приложение «Вопросы к слайдам»
1. Назовите первый элемент «Периодической системы химических элементов
Д.И. Менделеева» (слайды - № 1, № 4)
2. Кем и в каком веке был открыт водород? (слайд № 5)
3. Почему элемент № 1 был назван водородом? (слайд № 6)
4. Где и в каком виде (свободном или связанном) водород встречается в природе?
(слайд № 7)
5. Как устроен атом водорода? (слайд № 8)
6. Назовите известные вам изотопы водорода (слайд № 9)
7. Какие из них наиболее распространены на Земле? (слайд № 10)
8. Что вы знаете о тяжелой воде? (слайд № 11)
9. Почему молекула водорода двухатомная? (слайд № 12)
10. Какие валентные возможности у водорода? (слайд № 13)
11. Перечислите известные вам физические свойства водорода (слайд № 14)
12. Какую смесь называют гремучим газом? (слайд № 15)
13. В каких случаях водород проверяют на чистоту и как это осуществляют
практически? (слайд № 16)
14.На каких физических свойствах водорода основаны способы собирания его?
(слайд № 17)
15.Как водород получают в лаборатории? (слайд № 18)
16.Как водород получают в промышленности? (слайд № 19)
17.Как объяснить двоякое месторасположение водорода в «Периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева» - в I -а и VII -а подгруппах?
(слайд № 20,21)
18.При каких условиях водород химически активен? (слайд №22)
19.Приведите примеры, где водород проявляет себя как восстановитель
(слайд № 23, 24)
20.Приведите примеры, где водород проявляет себя как окислитель (слайд № 25)
21.Где водород используется или может быть использован в будущем? (слайд № 26)
Просмотр содержимого презентации
«Prezentatsia»
1 . Первый элемент
2. Генри Кавендиш
3. Антуан Лавуазье
4. Распространение водорода в природе
5. Строение атома водорода
6. Изотопы водорода
7. Изотопы водорода на Земле
8. Некоторые константы обычной и тяжелой воды
9. Молекула водорода
10. Валентные возможности водорода
11. Физические свойства
12. Гремучий газ
(продолжение следует – см . следующий слайд)
13. Проверка водорода на чистоту
14. Способы собирания водорода
15. Получение в лаборатории
16. Получение в промышленности
17 . Водород в периодической таблице
18 . Окислительно - восстановительная
амфотерность
19 . Химические свойства водорода
20 . Восстановительные свойства водорода
21 . Восстановление меди из оксида меди( II)
водородом
22. Окислительные свойства водорода
23 . Применение водорода
24 . Приложение «Вопросы к слайдам»
25 . Приложение «Вопросы к слайдам»
(продолжение)
ГЕНРИ КАВЕНДИШ
Первым убедился , что
при действии кислот
на некоторые металлы
образуется« ГОРЮЧИЙ ГАЗ » , который в смеси с воз-
духом при поджигании
взрывается
1731 - 1810
АНТУАН ЛОРАН ЛАВУАЗЬЕ
Первым установил , что водород при сгорании образует воду , и назвал его
Hydrogenium –
« рождающий воду »
2 H 2 + О 2 = 2Н 2 О
1743 - 1794
Строение атома водорода
Атом водорода
состоит из ядра
и одного электрона
Электронная
конфигурация атома
1 s 1
ИЗОТОПЫ ВОДОРОДА
Изотопы – разновидности одного
атома , имеющие в ядре :
1 . одинаковое число протонов
( и поэтому одинаковый заряд ядра) ;
2. разное число нейтронов
( и поэтому разную величину А r )
Н( 1 Н)– протий D ( 2 Н)– дейтерий T ( 3 Н) – тритий
Н (1р + + 0 n 0 ) + 1 e - А r H = 1
n D (1р + + 1n 0 ) + 1 e - А r D = 2
T (1р + + 2n 0 ) + 1 e - А r T = 3
И ЗОТОПЫ ВОДОРОДА НА З ЕМЛЕ
В природных соединениях
дейтерий и протий в среднем
1: 5 500 (по числу атомов)
T ритий – радиоактивный изотоп ,
полученный искус c твенно
НЕКОТОРЫЕ КОНСТАНТЫ ОБЫЧНОЙ И ТЯЖЕЛОЙ ВОДЫ
Константы
Обычная вода Н 2 О
М r
Тяжелая вода D 2 О
ρ при 25 0 С , кг/м 3
0, 9971
t кип , 0 C
t замерз , 0 C
1 ,1042
10 1 , 4
t макс . плотн , 0 C
3, 8
11, 6
МОЛЕКУЛА ВОДОРОДА
Н 2 – двухатомная
Химическая связь – ковалентная
неполярная
H – H
H · + · H → H: H
ВАЛЕНТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВОДОРОДА Электронная конфигурация атома : 1 s 1
Валентность водорода : 1 Степени окисления : - 1 0 +1
Степени
окисления
водорода
С неметаллами
В простом
веществе
Примеры
С металлами
НF Н 2 О NH 3 СН 4
Химическая
связь между
атомами
Ковалентная
полярная
Н 2
Ковалентная
неполярная
NаН СаН 2
Ионная
Бесцветный газ
Без запаха
Почти нерастворим в воде (1: 50)
Плотность – 0 ,0899 кг/м 3
В 14 ,5 раз легче воздуха
При -252 , 8 0 С водород сжижается
2 н 2 + о 2 = 2 н 2 о
2 V : 1 V
- Если водород чистый , то он сгорает спокойно , с характерным
звуком «п-пах»
- Если водород содержит примесь воздуха , то он сгорает со взрывом
методом вытеснения
воды
методом вытеснения
воздуха
в промышленности
А . Электролизом воды и водных
растворов щелочей и солей
2H 2 O = 2 H 2 + O 2
2N A CL+2H 2 O = H 2 + CL 2 + 2N A OH
Б . Пропусканием паров воды над
раскаленным углем
C + H 2 O = CO + H 2
В . Конверсией метана (при нагрев. )
С H 4 + H 2 O = CO + 3 H 2
Окислительно – восстановительная
амфотерность водорода
H 0 е → H +1
H 0 + е → H –1
- Водород обладает окислительно- восстановительной амфотерностью с преобладанием восстановительных свойств
- При обычных условиях водород реагирует только со фтором , с некоторыми другими веществами ▬ при нагревании
А. С НЕМЕТАЛЛАМИ
2Н 2 + С l 2 = 2Н Cl
2Н 2 + О 2 = 2Н 2 О
Н 2 + S = Н 2 S
Б. C ОКСИДАМИ МЕТАЛЛОВ
Н 2 + С И О = С И + Н 2 О
из оксида меди (II)
СиО + Н 2 = Си + Н 2 О
2. ОКИСЛИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА
Взаимодействие водорода
с активными металлами
Н 2 + 2 LI = 2 LI Н
Н 2 + Са = СаН 2
- Для промышленного синтеза многих веществ
(соляной кислоты , аммиака , метанола и др .)
- Восстановления редких металлов из их оксидов
(вольфрама , молибдена и др .)
- Гидрирования органических соединений
(с целью получения , например , твердых жиров
из растительных масел ; искусственного
жидкого топлива из каменного угля и др .)
- Для сварки и резки металлов
(водородно - кислородным пламенем)
- В качестве газообразного и жидкого топлива - Н 2
- В качестве термоядерного топлива - изотопы В .
(будет использоваться уже в нашем столетии)
Цель: систематизация знаний учащихся о водороде.
Задачи:
- Обучающие : привести в систему знания учащихся о водороде; закрепить умения применять полученные знания при объяснении новых фактов; продолжить формирование умения составлять формулы веществ, уравнения реакций на основании знания степени окисления элементов.
- Развивающие : развивать мышление учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать, работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль; формировать общеучебные умения и навыки.
- Воспитательные : воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнительной деятельности (дисциплинированность, ответственность), творческой деятельности (активность, увлечённость, наблюдательность, сообразительность, способность к самооценке).
Методы, методические приёмы. Беседа с учащимися, работа с инструктивными картами и материалами слайдов, демонстрационный эксперимент, частично-поисковый метод.
Реактивы. Цинк, соляная кислота, оксид меди (II).
Оборудование. Раздаточный дидактический материал, таблица химических элементов Д.И. Менделеева, шкатулка, компьютер, медиапроектор; спиртовка, спички, пробирки, лабораторные штативы, кристаллизатор.
Ход урока
I. Мотивация. Актуализация знаний
Учитель: Сколько всего известно химических элементов?
Ученик: 110.
Учитель: Сколько химических элементов входит в состав веществ, образующих клетки всех живых организмов?
Ученик: более 70.
Учитель: Основу жизни составляют 6 элементов первых трёх периодов (Н, С, N, О, Р, S), на долю которых приходится 98% массы живого вещества. Один из них мы сегодня будем изучать. А вот какой именно мы узнаем из загадок в шкатулочке.
Загадки
- Первый я на белом свете:
Во Вселенной, на планете,
Превращаюсь в лёгкий гелий,
Зажигаю солнце в небе.
- Гость из космоса пришёл,
В воде приют себе нашёл.
Неядовитый и безвредный.
Соединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду.
Ученик: Водород.
Учитель: Итак, тема урока: Водород. (слайд 1 . См. Приложение)
II. Изучение нового материала
Учитель: Сейчас вы отправитесь в путешествие, чтобы познакомится с удивительным химическим элементом – водородом – и образованным им простым веществом. Для этого вам понадобится карточка-путеводитель. Внимательно рассмотрите её и скажите, где вы сегодня побываете и что узнаете.(слайд 2)
Карточка-путеводитель
Название станций | Книга жалоб и предложений | Спец. пометки |
“Открытие водорода” | v
– это я знаю + – новая информация ! – это интересно |
|
“Распространение водорода” | ||
“Получение водорода” | ||
“Применение водорода” | ||
“Выбери задание” | ||
“Тест” | ||
“Кроссворд” |
Ученики: Называют станции, формулируя при этом цели и задачи урока.
Учитель: На каждой станции есть книга жалоб и предложений, где вы должны поставить специальные пометки. (слайд 3 )
Станция 1: “Открытие водорода” (сообщение ученика )
Учитель: Внимательно послушайте сообщение и ответьте на вопрос: “Кто и когда открыл водород?”
Открытие водорода:
гидрогениум, вода род.
(слайд 4 )
(формула метана?),
(слайд5, слайд 6 – проверка задания )
Порядковый номер:
Период:
Группа:
Подгруппа:
Электронная формула атома:
Учитель: Почему водород поместили и в 1 группу главную подгруппу и в 7 группу главную подгруппу Периодической системы.
Ученик: Водород может проявлять и окислительные и восстановительные свойства.
Учитель: Степень окисления у водорода чему равна?
Ученик: +1, -1, 0.
Учитель: Молекула водорода состоит из двух атомов и образована ковалентной неполярной химической связью.
(слайд 7 )
Вкус:
Цвет:
Запах:
Температура кипения:
Растворение в воде:
(слайд 8 )
Химические свойства водорода:
1) + неметалл:
2Н 2 + О 2 = 2Н 2 О
Н 2 + Сl 2 = 2HCl
H 2 + S = H 2 S
3H 2 + N 2 = 2NH 3
2) + металл:
H 2 + 2Na = 2NaH
H 2 + Ca = CaH 2
Учитель: Как вы думаете со сложными веществами водород будет реагировать? И с какими?
Ученик: С основным оксидом.
Учитель: (демонстрационный опыт: CuO + H 2 = H 2 O + Cu)
Ученик: записывает уравнение реакции определяет окислитель и восстановитель методом электронного баланса.
(слайд 9, слайд 10 – проверка задания )
Получение водорода:
1) В лаборатории:
Zn + HCl = ZnCl 2 + H 2
2) В промышленности:
С + Н 2 О = СО + Н 2
СН 4 + Н 2 О = СО + Н 2
Н 2 О = Н 2 + О 2
(слайд 11 )
III. Первичная проверка усвоения знаний.
Станция 8: “Выбери задание”
Задания минимального уровня (проверка заданий устно).
2. На каком рисунке (а или б ) отображен способ "переливания" водорода из одного сосуда в другой? Ответ поясните.
Задания общего уровня (проверка заданий устно и у доски)
А) с углём;
Б) с метаном.
Задания продвинутого уровня (проверка заданий устно и у доски)
IV. Закрепление знаний
Станция 9: “Тест”
1) Cu + HCl;
2) Zn + HCl;
3) Cu + H 2 O;
4) S + NaOH
1) I;
2) II;
3) III;
4) V
1) чугун;
2) водород;
3) соляная кислота;
4) воздух.
4. Водород не реагирует с:
1) N 2 ;
2) S;
3) O 2 ;
4) HCl
1) железа с водой;
2) натрия с водой;
3) оксида кальция с водой;
1) HCl;
2) 2HCl;
3) 3HCl;
4) 4HCl
8. Водород реагирует:
4) только с неметаллами.
9. Водород реагирует с:
1) Н 2 О;
2) SO 3 ;
3) Cl 2 ;
4) Au
1) метана с водой;
2) железа с водой;
3) электролизом воды;
4) цинка с соляной кислотой.
Ученики: выполнив задание, меняются тетрадями друг с другом, проверяют и выставляют оценки.
Учитель: Правильные ответы:
Станция 10: “Кроссворд” (резерв )
V. Подведение итогов урока
Фронтальная беседа/
VI. Информация о домашнем задании
(слайд 13 )
Учитель: параграф 17; упр. № 3,4 на стр.103.
Литература
- Габриелян О.С . Химия. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна “Химия. 9 класс”/ О.С.Габриелян, А.В.Яшукова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
- Габриелян О.С . Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ О.С.Габриелян. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
- Горковенко М.Ю . Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна; Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой; Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004.
- Гузей Л.С. и др. Химия. 8 класс: учеб для общеобразоват. учреждений/ Л.С.Гузей, В.В.Сорокин, Р.П.Суровцева. – 6-е изд., перереб. и доп. – М.: Дрофа, 2001.
- Единый государственный экзамен 2001: Тестовые задания: Химия/ М.Г.Минин, Н.С.Михайлова, В.Ф.Гридаев и др.; М-во образования РФ. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
- Катаева Л.Г., Толкачева Т.К . Химия: Карточки-задания по неорган. химии: 8 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1998.
- Научно-теоретический и методический журнал “Химия в школе”, №10 2002год, №3 2004 год, №4 2008 год.
- Суровцева Р.П . Химия. 8 кл.: Поурочные разработки с дидактическим материалом к учебнику Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой “Химия. 8”/ Р.П.Суровцева, М.И.Виноградова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
- Течсты по химии. – 8-9 кл.: Учебно-метод. Пособие/ Р.П.Суровцева, Л.С.Гузей, Н.И.Останний, А.О.Татур. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
- Учебно-методическая газета для учителей “Химия” Издательский дом “ Первое сентября”: №10, 24 2008 год: № 2 2009 год.
Раздаточный материал
Карточка-путеводитель
Название станций | Книга жалоб и предложений | Спец. пометки |
“Открытие водорода” | v
– это я знаю + – новая информация - – информация, противоречащая моим знаниям ? – информация требует пояснения ! – это интересно |
|
“Распространение водорода” | ||
“Визитка химического элемента” | ||
“Физические свойства простого вещества” | ||
“Химические свойства простого вещества” | ||
“Получение водорода” | ||
“Применение водорода” | ||
“Выбери задание” | ||
“Тест” | ||
“Кроссворд” |
Станция 2: “Распространение водорода”
Время стоянки 3 мин. Прочтите текст и ответьте на вопрос: Почему водород самый первый, но второй?
По распространенности в нашей Вселенной водород занимает первое место. На его долю приходится около 92% всех атомов (8% составляют атомы гелия, доля всех остальных вместе взятых – менее 0,1%). Таким образом, водород – основная составная часть звезд и межзвездного газа. В условиях звездных температур (например, температура поверхности Солнца – 6000 °С) и межзвездного пространства, пронизанного космическим излучением, этот элемент существует в виде отдельных атомов.
Массовая доля водорода в земной коре составляет 1% – это девятый по распространенности элемент. Однако его роль в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых среди остальных элементов составляет –17% (второе место после кислорода, доля атомов которого равна –52%). Поэтому значение водорода в химических процессах, происходящих на Земле, почти так же велико, как и кислорода.
В отличие от кислорода, существующего на Земле и в связанном, и в свободном состоянии, практически весь водород на Земле находится в виде соединений; лишь в очень незначительном количестве водород в виде простого вещества имеется в атмосфере (0,00005% по объему).
Основным соединением водорода является вода. Кроме того, большое его количество входит в состав многочисленных соединений с углеродом (органических веществ), составляющих основу нефти, природного газа (формула метана?), угля и др. Он непременная составная часть веществ, образующих живые организмы (–6,5% от сухой массы).
Станция 3: “Визитка химического элемента”
Время стоянки 3 мин. Работая в паре, определите место положения элемента в Периодической системе, составьте электронную формулу атома. Сделайте записи в тетради:
Порядковый номер:
Период:
Группа:
Подгруппа:
Электронная формула атома:
Станция 4: “Физические свойства простого вещества”
Время стоянки 3 мин. Работайте в парах. Запишите в тетради физические свойства простого вещества по рисунку на слайде:
Вкус:
Цвет:
Запах:
Температура кипения:
Растворение в воде:
Станция 5: “Химические свойства простого вещества”
Время стоянки 15 мин. Работайте в парах. Запишите в тетради химические свойства водорода. У подчёркнутых уравнений реакций определите окислитель и восстановитель методом электронного баланса.
Химические свойства водорода:
1) + неметалл:
2Н 2 + О 2 = 2Н 2 О
Н 2 + Сl 2 = 2HCl
H 2 + S = H 2 S
3H 2 + N 2 = 2NH 3
2) + металл:
H 2 + 2Na = 2NaH
H 2 + Ca = CaH 2
Станция 6: “Получение водорода”
Время стоянки 3 мин. Работайте в парах. Запишите в тетради получение водорода. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций.
Получение водорода:
1) В лаборатории:
Zn + HCl = ZnCl 2 + H 22) В промышленности:
С + Н 2 О = СО + Н 2
СН 4 + Н 2 О = СО + Н 2
Н 2 О = Н 2 + О 2
Станция 7: “Применение водорода”
Время стоянки 1 мин. Работайте в парах. Запишите в тетради применение водорода, используя материал учебника рис.46, стр.101.
Станция 8: “Выбери задание”
Время стоянки 4 мин. Работайте самостоятельно. Выберите только те задания,
С которыми вы справитесь (по выбору):
Задания минимального уровня
1. Мыльные пузыри, наполненные водородом, поднимаются вверх. Объясните это явление.
2. На каком рисунке (а или б ) отображен способ "переливания" водорода из одного сосуда в другой? Ответ поясните.
Задания общего уровня
Запишите уравнения реакций получения водорода конверсией водяных паров:
А) с углём;
Б) с метаном.
Задания продвинутого уровня
Запишите уравнения реакций следующих переходов: Н 2 SO 4 – Н 2 – Н 2 О – КОН
Станция 9: “Тест”
Время стоянки 5 мин. Работайте самостоятельно. Выберите один правильный ответ:
1. Водород является продуктом взаимодействия:
1) Cu + HCl;
2) Zn + HCl;
3) Cu + H 2 O;
4) S + NaOH
2. Укажите валентность фосфора в водородном соединении:
1) I;
2) II;
3) III;
4) V
3. Индивидуальным веществом является:
1) чугун;
2) водород;
3) соляная кислота;
4) воздух.
4. Водород не реагирует с:
1) N 2 ;
2) S;
3) O 2 ;
4) HCl
5. Химические свойства водорода используются при:
1) получении сверхнизких температур;
2) наполнении стратостатов и шаров-зондов;
3) получении металлов из их оксидов;
4) отводе теплоты в электрических машинах.
6. Водород в лаборатории получают взаимодействием:
1) железа с водой;
2) натрия с водой;
3) оксида кальция с водой;
4) цинка с соляной кислотой.
7. Формула продукта реакции и коэффициент перед ней в уравнении реакции взаимодействия водорода с хлором:
1) HCl;
2) 2HCl;
3) 3HCl;
4) 4HCl
8. Водород реагирует:
1) только с простыми веществами;
2) с простыми и сложными веществами;
3) только со сложными веществами;
4) только с неметаллами.
9. Водород реагирует с:
1) Н 2 О;
2) SO 3 ;
3) Cl 2 ;
4) Au
10. В промышленности водород не получали и не получают взаимодействием:
1) етана с водой;
2) железа с водой;
3) электролизом воды;
4) цинка с соляной кислотой.
Станция 10: “Кроссворд”
Время стоянки 3 мин. Работайте в парах.
Ключевым словом является название ближайшей к Земле звезды, на которой преобладает химический элемент водород. Каждое предложенное химическое явление подтвердите соответствующими уравнениями химических реакций.
- Сложные вещества, при взаимодействии которых с водородом получают металлы.
- Вещество, которое образуется при горении водорода в кислороде.
- Кислоты, состоящие из атомов водорода и другого химического элемента.
- Кислота, которая легко разлагается на оксид углерода (IV) и воду.
- Металл, непосредственно взаимодействующий с водородом.
- Кислота, по уровню производства которой можно судить о мощности химической промышленности страны.
Сообщение учащегося
Открытие водорода:
Английский ученый Генри Кавендиш в 1766 г. получил водород действием цинка, олова или железа с серной или соляной кислотой. Водород до Кавендиша получали и другие ученые, но они и не пытались изучить его свойства. Интересно отметить, что водород принимали за разновидность воздуха или флогистон. Ломоносов в своей диссертации “О металлическом блеске” писал: “При растворении какого-либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотных спиртах из отверстия склянки вырывается горючий пар, который представляет собой флогистон”.
Большинство исследователей, в том числе и Кавендиш, принимали водород за флогистон, и называли его “горючий газ”. Кавендиш первым подробно описал способы получения, а так же физические и химические свойства водорода. Он установил, что водород не растворяется в воде и щелочах, при смешивании его с воздухом образуется взрывчатая смесь. Поэтому Кавендиш новому газу дал название “горючий воздух”. Поскольку при действии кислот на различные металлы выделялся один и тот же газ, Кавендиш утвердился в своем мнении что водород – это флогистон. В 1781 году английский ученый, наблюдая горение водорода на воздухе: Н 2 + О 2 = 2Н 2 О установил, что водород при горении превращается в чистую воду. Но он сделал неверный вывод, посчитав, что вода, вещество элементарное, т.е. простое. В 1783–1784 гг. А. Лавуазье совместно с Ж. Менье осуществили термическое разложение воды и установили, что она состоит из кислорода и водорода.
Данные Лавуазье: 85 частей кислорода и 15 частей водорода.
Современные данные: 88,9% кислорода и 11,2% водорода.
Современное название водороду дал французский физик и химик А. Гитон де Морво в 1787 году. Он предложил латинское название гидрогениум, означающее “рождающий воду”. Русское название (по смыслу такое же): вода род.
Водород стал первым известным простым газообразным веществом. Его открытие имело огромное значение для становления современной научной химии.
Загадки
Первый я на белом свете:
Во Вселенной, на планете,
Превращаюсь в лёгкий гелий,
Зажигаю солнце в небе.Гость из космоса пришёл,
В воде приют себе нашёл.Я, газ легчайший и бесцветный,
Неядовитый и безвредный.
Соединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду.
Слайд 1
Сделала: Гоненко Ася
Слайд 2
ВОДОРОД (лат. Hydrogenium), H, химический элемент с атомным номером 1, атомная масса 1.00794. Химический символ водорода Н читается в нашей стране «аш», как Химический элемент водород. Природный водород состоит из смеси двух стабильных нуклидов с массовыми числами 1,007825 (99,985 % в смеси) и 2,0140 (0,015 %). Кроме того, в природном водороде всегда присутствуют ничтожные количества радиоактивного нуклида - трития 3Н (период полураспада Т1/212,43 года). Так как в ядре атома водорода содержится только 1 протон (меньше в ядре атома элемента протонов быть не может), то иногда говорят, что водород образует естественную нижнюю границу периодической системы элементов Д. И. Менделеева (хотя сам элемент водород расположен в самой верхней части таблицы). Элемент водород расположен в первом периоде таблицы Менделеева. Его относят и к 1-й группе (группе IА щелочных металлов), и к 7-й группе (группе VIIA галогенов).
Химический элемент
Слайд 3
Физические свойства
Водород – самый легкий и самый распространенный элемент Вселенной. Свыше 95% всех известных химических веществ содержат водород. Основные источники водорода на Земле – вода, нефть, природные. В космосе – это самый распространенный элемент: он составляет более половины массы Солнца и других звезд. Это газ без цвета и запаха. В 14, 5 раз легче воздуха. Практически не растворим в воде. Хорошо растворяется некоторыми металлами.
Слайд 4
Взаимодействие водорода с металлами
При нагревании водород может вступать в реакцию с наиболее активными металлами: щелочными, щелочноземельными и алюминием, образую гидриды. В обычных условиях это твердые солеподобные вещества, неустойчивые по отношению к воде и растворам кислот, которые необратимо разлагаются.
Слайд 5
Взаимодействие водорода с неметаллами
Водород вступает в реакции с очень многими неметаллами, причем, в зависимости от активности неметалла, реакции эти могут протекать в различных условиях. Наиболее легко протекают взаимодействия водорода со фтором, хлором и кислородом.