Бизнес портал - StatusPro

Понятие функции управления впервые предложено. Общие, частные и вспомогательные функции управления

управление планирование прогнозирование мотивация контроль

Под функциями государственного управления понимают роль, которую выполняет госаппарат, чтоб побудить, направить, организовать общественную деятельность, оказать на нее влияние.

Дать исчерпывающий перечень функций управления весьма затруднительно. Но несмотря на многообразие, они делятся на общие и конкретные. Общие функции - планирование, прогнозирование, организация, мотивация, контроль, координация и регулирование.

1. Планирование и прогнозирование. Это главное звено системы управления занимает ведущее место среди ее функций. Прогнозирование -- это объяснение возможных состоянии и изменений социальной системы, политических институтов в определенных границах социального времени и пространства. Социальный (и политический) прогноз -- результат прогностической деятельности есть вероятностное суждение о будущем состоянии данной социальной системы, ее государственной организации с указанием определенных сроков их изменения.

Экономическое прогнозирование -- это предвидение хода экономического развития на предстоящий период для конкретной организации. Планирование -- это задача в плане показать то, чего нужно достичь, какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством. В процедуре планирования намеченные цели приобретают практическую форму: они конкретизируются в задачах. Последние представляют собой вполне определенное выражение осознанной необходимости реально осуществить данные цели в данных конкретных условиях.

Прогнозирование и планирование определяют перспективу развития и будущее состояние системы производства как объекта, так и субъекта управления, вместе взятое. В широком смысле слова планирование - это деятельность по выработке и принятию управленческого решения. План как система взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата, предусматривает следующее. Цели и задачи . На современном этапе экономического развития осуществляется стратегия рыночной экономики, бывшая цель которой -- неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства.

Пути и средства . Достижение поставленных целей, которые состоят в выборе методов совокупности взаимосвязанных действий.

Ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач. Цели и задачи, поставленные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами,

Пропорции. Поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства -- важнейшее условие его эффективности,

Организация выполнения плана и контроль . Устанавливается диалектическая связь плановой работы с конечной целью производству удовлетворением потребностей общества.

Функция планирования заключается в определении того, какими должны быть цели организации и что надо делать для их достижения. По своей сути функция планирования отвечает на 3 основных вопроса: где мы находимся в настоящее время? (оценка реальных возможностей с учетом внешних и внутренних факторов). Куда мы хотим двигаться? Как мы собираемся сделать это? Планирование - это не одноразовое действие, а постоянный процесс. Виды планирования зависят от направленности и характера организации: стратегическое или перспективное; среднесрочной тактическое или текущее.

В долгосрочном планировании часто используют метод экстраполяции, т. е. переносят результаты выполнения показателей прошлого периода на вновь планируемый период. В расчете на то, что будущее будет лучше прошлого, эти показатели несколько завышают.

Целью стратегического планирования является комплекс снование проблем, с которыми может столкнуться организация в перспективе. На этой основе определяются показатели развития организации на плановый период. Цели долгосрочных планов реализуются через программы; годовые планы; планы прибылей. Программы закрепляются за подразделениями организации.

Среднесрочные планы, как правило, охватывают пятилетний срок. В них отражаются количественные показатели, в том числе и в отношении распределения ресурсов, сведения по производству, капиталовложениям и источникам финансирования.

Текущее планирование охватывает детальные разработки (обычно на один год) оперативных планов для организации в целом и ее отдельных подразделений. Текущий производственный план состоит из календарных планов (месячных, квартальных, полугодовых). В них детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективными и среднесрочными планами. Календарные планы производства составляются на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей.

2. Организация. Организовать в данном случае означает создать определенную структуру. Функция организации охватывает всю систему управления. Ее особенностью по отношению к другим функциям является то, что она обеспечивает взаимосвязь и эффективность действия всех других функций. Функция организации заключается в установлении временных и постоянных взаимоотношений между всеми подразделениями. Она определяет порядок и условия функционирования предприятия. Организационную структуру составляют подразделения с их взаимосвязями, которые определяются целями предприятия, его подразделений и их функциями. Функция организации -- совокупность действий по налаживанию взаимосвязей между людьми, объединяющих их для совместной реализации целей и программ управляющего субъекта. Это -- способ упорядочения действий групп и индивидов на основе общепринятых норм и ценностей -- политических, правовых, нравственных, религиозных и др. Организация есть процесс, обеспечивающий управление, это -- также и форма бытия управляющих и управляемых. Создание тех или иных организаций людей как автономных групп, ориентированных на осуществление конкретных целей и программ, -- составная часть управленческого процесса. Каждой социальной и политической системе свойственны определенные типы и виды организации

3. Мотивация. Абсолютно очевидно, что прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не будут иметь никакого смысла, если люди не захотят выполнять необходимую работу. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы люди выполняли работу в соответствии с делегированными им правами и обязанностями. Под мотивацией понимается процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организация.

Существует огромное количество потребностей и целей, достижение которых, по мнению каждого человека, ведет к удовлетворению этих потребностей. Для достижения целей используются различные способы. Самый старый способ намеренного воздействия на людей с цель выполнения задач организации осуществлялся при помощи принуждения и поощрения (метод "кнута и пряника"). Они делятся на две группы: основанные на внутренних побуждениях (потребностях) и на поведении людей с учетом того, как они воспринимают внешнюю среду, и познаний окружающего мира. Потребности людей делятся на первичные и вторичные. Первичные -- это врожденные физиологические потребности: дыхание, сон, пища. Вторичные -- вытекают из психологического состояния человека. Такими являются, например, потребности в уважении, успехе, власти. В общем смысле вознаграждение можно разделить на материальное и моральное. Материальное-- зарплата, дополнительные выплаты, премии, оплата определенных расходов. Моральное присвоение звания "лучший работник", похвала, отметка в приказе и др.

4. Контроль. Контроль тесно связан с планированием. Он выполняет функцию обратной связи. Определение степени достижения цели осуществляется при помощи контроля, который представляет собою процесс установления отклонения от предусмотренных величин и действий людей в хозяйственной деятельности. Благодаря контролю организация имеет возможность устранять помехи на пути выполнения плановых заданий. По тому контроль можно определить как процесс, при помощи которого организация обеспечивает достижение своих целей.

5. Координация и регулирование

Сущность этой функции заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления, сохранении, поддержании и совершенствовании установленного режима работы производственного механизма. При помощи этой функции решаются задачи, связанные с разделением труда в аппарате управления, и необходимого состояния упорядоченности системы производства в случае отклонения от заданных параметров. Цель координации и регулирования - установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы.

На предприятиях возникает необходимость концентрировать материальные, трудовые и финансовые ресурсы на особо важном участке. Отсюда возникает неравномерность в движении производства, т. е. отклонение от первоначально заданных условий. К отклонениям приводят также перебои в снабжении, нарушения трудовой дисциплины, нехватка средств и д.р. Поэтому работники управления должны располагать эффективными средствами регулирования, а сами регулирующие средства должны предусматриваться в планах.

Координация осуществляется с помощью совещаний, личных контактов между руководителями, согласования рабочих планов и графиков, внесения в них корректив, увязки работы между исполнителями. Координацией охватываются общественные организации, что дает возможность сосредоточить силы на основных участках производства.

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

Общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

Управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

Конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).

Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделяются на общие и конкретные.

Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.

Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 к ним относятся:

Прогнозирование и планирование;

Организация работы;

Мотивация;

Координация и регулирование;

Контроль, учет, анализ.

Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав:

Перспективное и текущее экономическое и социальное планирование;

Организация работ по стандартизации;

Учет и отчетность;

Экономический анализ;

Техническая подготовка производства;

Организация производства;

Управление технологическими процессами;

Оперативное управление производством;

Метрологическое обеспечение;

Технологический контроль и испытания;

Сбыт продукции;

Организация работы с кадрами;

Организация труда и заработной платы;

Материально-техническое снабжение;

Капитальное строительство;

Финансовая деятельность.

10.Сущность,принципы и методы планирования

Принцип планирования − основополагающее правило, на базе которого осуществляется процесс планирования.

Впервые общие принципы планирования были сформулированы А.Файолем. в качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов:

необходимость,

единство,

непрерывность,

гибкость,

точность

Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности.

Всякий труд, как известно, − это целесообразная деятельность, направленная на преобразование природных ресурсов в готовую продукцию или услуги и удовлетворение потребностей людей. А.Файоль заметил также, что никто не оспаривает пользы программы действия: прежде чем действовать, мы должны знать, чего хотим и что можем.

Отсутствие плана или программы сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, являющимися причинами плохого состояния, если не краха, дел. Вопрос о необходимости плана на каждом предприятии, видимо, и не должен ставиться: программа предстоящих действий является, безусловно, необходимой.

Планы могут быть разные: простые или сложные, краткие либо очень подробные, на продолжительный либо короткий срок, внимательно рассмотренные либо принятые наспех, хорошие, посредственные, либо плохие.

Принцип необходимости или обязательности планирования особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях.

Принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия.

На отечественных предприятиях наряду с так называемым техпромфинпланом существуют отдельные планы производства и продажи продукции, планы издержек и доходов, а также планы технического, организационного и финансового развития всего предприятия или частичные планы производственных подразделений и функциональных служб. Однако все эти планы должны быть тесно увязаны с единым комплексным планом социально-экономического развития предприятия таким образом, чтобы всякое видоизменение различных разделов плана или плановых показателей тотчас же переносилось или отражалось и в общем плане предприятия.

Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и на вертикальном уровнях планирования и управления. Внутрифирменное планирование является по своему назначению основой соблюдения единства планов на уровне предприятия (фирмы).

Принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки.

Чтобы не было перерывов или остановок в производственной деятельности, необходимы не только непрерывность планирования, но и соответствующее обоснование выпускаемой продукции и выполняемых работ. Это предполагает, что на смену одному плану производства приходит без перерыва другой: один товар своевременно заменяется по требованию рынка другим.

Кроме того, непрерывность планирования означает постепенный переход от стратегических планов к тактическим, а от них − к оперативным, а также необходимое взаимодействие между краткосрочными и долгосрочными планами.

На большинстве отечественных предприятий в условиях рынка действуют в основном годичные планы. Все другие иды программ как большей, так и меньшей продолжительности должны быть строго согласованы с годовыми планами и могут существовать одновременно. Непрерывность планирования позволяет сделать возможным постоянный контроль, анализ и модификацию планов при изменении как внутренней, так и внешней среды.

В процессе непрерывного планирования происходит заметное сближение фактических и плановых показателей производственно-экономической деятельности на каждом предприятии.

Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия.

Постоянные изменения в технике, технологии и организации производства приводит обычно к снижению расхода запланированных ресурсов и к необходимости уточнения первоначальных планов.

В условиях рынка возможны также значительные колебания спроса, изменения действующих цен и тарифов, которые также ведут к соответствующим поправкам в различных планах. Поэтому все планы на наших предприятиях, как это принято в мировой практике, должны содержать резервы. При соблюдении этого требования необходимо также планировать величину таких резервов, ибо их необоснованное применение сказывается на результатах планирования.

Принцип точности планов определяется многими как внутрифирменными факторами, так и внешним её окружением.

Высокая степень точности планов, видимо, представляется вообще не очень необходимой нашим предприятиям в условиях свободных рыночных отношений. Потому всякий план должен составляться с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния и положения на рынке и многих других факторов. Иначе говоря, степень точности планов возможна любая, но при обеспечении допустимой эффективности производства. Главным образом она определяется применяемыми системами и методами планирования. При оперативном или краткосрочном планировании требуется более высокая степень точности плановых показателей, при стратегическом или долгосрочном − можно ограничиться выбором общей цели и составлением приближенных расчетов.

В условиях централизованного планирования использовались ленинские принципы планирования, некоторые из них сохраняют актуальность и применяются в настоящее время.

1). Принцип выделения ведущего звена в плане.

Использование этого принципа ориентирует на выделение в рамках планирования наиболее приоритетных целей, проблем, для решения которых могут разрабатываться программы или специальные разделы плана.

2). Принцип научности в планировании.

План будет разрабатываться на научной основе, если он базируется на качественной, а значит достоверной, полной, своевременной информации. Также если при его использовании применяются современные методы планирования, обуславливающие систему плановых показателей, нормативов, норм. И если разработку планов ведут квалифицированные специалисты.

3). Принцип директивности.

В настоящее время директивность можно рассматривать как обязательность выполнения плана, разрабатываемого отдельной самостоятельной фирмой.

4). Принцип единства политики и хозяйствующего руководства.

В настоящее время, при существовании многопартийной системы, партии, стоящие у власти, реализуя политические идей, проводят определенную экономическую политику.

5). Принцип оптимального сочетания отраслевых, территориальных интересов.

В условиях рынка решение проблемы отраслевого и территориального планирования основывается на развитии законодательно базы, финансовом регулировании, кредитовании, системе штрафных санкций и других рычагах управления.

Относительно новые принципы планирования.

6). Принцип строго целевой направленности формулируют цели экономического развития, их разделения на подцели все более дробного характера и выявляют ресурсы, необходимее для их согласованной реализации.

7). Принцип комплексной направленности.

Комплексный план всесторонне, полно описывает все аспекты предполагаемой деятельности предприятия. Главным методическим принципом является корректировка и взаимосвязанность, взаимообусловленность планов.

На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от: уровня развития техники, технологии и организации производства; применяемых систем управления персоналом, мотивации и оплаты труда; использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов, показателей продуктивности, доходности и платежеспособности и т.п. Все перечисленные факторы образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующему изменению многих других экономических показателей. Кроме того, на производстве любое плановое решение влияет не только на экономические результаты, но и на социальные, технические, организационные и др. поэтому необходимо, чтобы применяемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах так и в конечных результатах всего предприятия.

8). Принцип участия.

Каждый член экономической организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает.

9). Принцип многовариативности.

В настоящее время любая проблема может быть решена различными способами. Уже в ходе решения могут меняться условия достижения цели, поэтому следует применять и другие мероприятия. Для учета этих объективных обстоятельств в ходе разработки проекта плана целесообразно формирование альтернативных вариантов. Каждый альтернативный вариант охватывает весь комплекс мероприятий по решению данной задачи в конкретных условиях. Задача разработчиков проекта плана состоит в поисках этих альтернатив. Такая работа увеличивает вероятность лучшего использования ресурсов.

10). Принцип оптимальности состоит в правильном и четом формулировании и детализировании целей социально-экономической системы в целом и каждого ее звена, отборе критериев оптимальности для всего комплекса задач планирования и решений каждой задачи в отдельности оптимально, т.е. находят единственно правильное решение с учетом избранных критериев оптимальности, основанных на решении задач математического программирования, экономико-математического моделирования. Критерием оптимальности различных планов может быть минимальная трудоемкость, материалоемкость или себестоимость продукции при существующих условиях производства и ограничениях ресурсов, а также максимальная прибыль и другие конечные результаты, величина которых предварительно определяется в процессе внутрифирменного планирования на каждом предприятии.

11). Принцип преемственности обеспечивается взаимосвязью и технологией разработки долгосрочного, среднесрочного, текущего, оперативного планов.

12). Принцип иерархичности.

Предпосылкой является иерархичность в управлении нижестоящей структурой. Принципы иерархичности носят подчиненный характер планам вышестоящих уровней. Связаны с вероятностным характером экономической системы, позволяют "гасить" мелкие отклонения от планов в пределах отдельных звеньев социально-экономической системы. Принципы иерархичности представляют собой некий компромисс между полной централизацией и децентрализацией управления.

13). Принцип эффективности.

Этот принцип требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Любой плановый эффект показывает степень достижения некоторого планового результата: как будет выполнена работа по производству товара или услуги, удовлетворит ли она потребности потребителя, какая возможна общая прибыль и т.п. при оценке эффекта в процессе планирования обычно происходит сравнение ожидаемых показателей с заранее выбранной целью, установленным нормативом доходности и другими сравнительными данными. Оценить реальный эффект на стадии разработки плана практически не всегда возможно, тем не менее его надо планировать. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.

Методы планирования − это способы разработки плана или его раздела. В зависимости от главных целей или основных подходов, используемой исходной информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования: научные, экспериментальные, нормативные, балансовые, системно-аналитические, программно-целевые, экономико-математические, инженерно-экономические, проектно-вариантные и т.п. У каждого из этих методов имеется несколько преобладающих признаков, или приоритетных требований, к основному планируемому результату. Например, научный метод базируется на широком использовании глубоких знаний о предмете планирования, экспериментальный − на анализе и обобщении опытных данных, нормативный − на применении исходных нормативов и т.д.

11. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.

Стратегия менеджмента – это направление развития организации (фирмы, предприятия и пр.) в соответствии с поставленной целью, тактика – пути и этапы движения в рамках этого направления.

Стратегия менеджмента проявляется не только в программах развития фирмы, но и в особом качестве функций управления и управленческих решений, персонала управления и организации управления.

Стратегия менеджмента находит свое реальное воплощение в программе развития, цели и миссии, принципах практического управления, требованиях к персоналу, в методиках разработки управленческих решений.

Под стратегией можно понимать совокупность ориентиров и ограничений, которые определяют направление развития фирмы в соответствии с поставленной целью. Стратегия – это своеобразный «коридор» использования различных тактик.

Во-первых, понятие стратегии всегда надо соотносить с понятием развития. Нет стратегии без развития. В этом отношении стратегия есть совокупность изменений, определяющих жизнестойкость фирмы и увеличивающих вероятность ее выживания или потенциал выживаемости в условиях изменяющейся среды.

Во-вторых, понятие стратегии неотделимо от понятия цели, которая в развитии выступает в качестве маяка, главного ориентира развития, отражает тенденции изменения интересов, которые определяют деятельностную активность человека. Цель фокусирует проблемы, позволяя выделять из них главные и строить на этом тактику управления.

В-третьих, понятие стратегии невозможно отделить от понятия прогнозирования. Стратегия выступает как результат осмысленного и аналитического, точнее сказать научного, предвидения будущего, реальностей его достижения, понимания необходимого.

В-четвертых, понятие стратегии нельзя оторвать и от понятия «миссия», которая характеризует назначение фирмы и ее роль в общих тенденциях развития человека, общества, цивилизации и человечества.

Стратегия – это также, как и тактика, категория выбора и предмет разработки. Стратегии могут быть различными. Они бывают размытыми и ясными, рассчитанными (спланированными) и в виде общего представления, стратегия может отражать экономическое, социальное, организационное, технологическое или научно-техническое развитие, может быть стратегия производства и стратегия маркетинга, стратегия внутреннего и внешнего развития, стратегия конкуренции, стратегия качества, стратегия инновационной деятельности, стратегия в работе с персоналом.

Разработка стратегии менеджмента. В современных условиях ни одна солидная организация не может развиваться без стратегических ориентиров или планов. Стратегия требует тщательной разработки. Ключевыми моментами в разработке стратегии являются следующие.

1. Анализ внешней среды, ее состояния и тенденций развития. Здесь основное внимание уделяется поведению потребителей и конкурентов, спроса на продукцию и услуги, социальную и политическую обстановку, связи с поставщиками и посредниками, сильные и слабые позиции организации во внешней среде, определение конкурентных преимуществ.

2. Анализ внутренней обстановки, ресурсов и возможностей их использования, изменения структуры, их распределения, размещения и концентрации.

3. Разработка и формулирование цели и миссии организации.

4. Выбор стратегии достижения цели при опоре на миссию и использовании преимуществ.

5. Определение приоритетов, ориентиров, ограничений, этапов развития организации, ее движения к цели.

6. Оценить критические факторы успеха, возможные риски, допустимые и недопустимые отклонения.

7. Сформировать стратегический план в виде последовательно решаемых задач, поэтапных результатов и достижений.

Тактика – это тоже одна из характеристик менеджмента, которая связана со стратегией и является ее необходимым дополнением. Без определенной тактики невозможна реализация стратегии. Тактика предполагает учет тех обстоятельств, которые, невозможно учесть при разработке стратегии, это обстоятельства, связанные с конкретными условиями управления, внезапными случайностями, которыми богата жизнь, неожиданными противоречиями. В тактике находит свое выражение реальная траектория движения к цели, зигзаги удачи и неминуемые потери.

Тактика менеджмента – это совокупность управленческих решений, отражающих наилучший вариант реализации стратегических целей в конкретных условиях функционирования фирмы. Тактика это искусство возможного в текущей реализации стратегического замысла.

Тактики могут быть различными: выжидания, осмотрительности, агрессивности (существует понятие агрессивного маркетинга), шоковой терапии, осторожности, невмешательства, последовательности, скачка, цикличности, маневрирования, манипуляции (обманные движения), прессинга (непрерывного давления), тактика двойной меры, решительности, настойчивости. Богато разнообразие тактик. Но это богатство надо знать и использовать, надо уметь выбирать тактику, уметь ее построить. Многое в этом зависит от стратегии, хотя в рамках одной и той же стратегии возможно использование и реализация различных тактик.

Функции управления - это разнообразные виды работ, которые необходимо выполнять в процессе управления каким-либо объектом.

Выполнение функций может рассматриваться применительно к должности (функции работника, должностного лица), подразделению (функции отдела, службы и т.д.), органу управления (функции министерства, госкомитета и др.). функции управления отражают разделение, специализацию и кооперацию управленческого труда как по горизонтали, так и по вертикали.

Соотношение понятий «цель», «задача», «функции управления». Цель и задачи, как правило, требуют для реализации целого ряда функций. То есть достижение цели, задачи складывается из определения, какие функции нужно выполнять, и практической их реализации (кто и как их выполняет).

Виды функций . Функции подразделяют на два вида - общие (основные) и конкретные (специализированные, специальные).

Впервые общие функции выделил А. Файоль (1841-1925). Обобщая практический опыт деятельности руководителей, он относил к общим функциям предвидение, организацию, руководство, координацию и контроль. А. Файоль писал: «Управлять - это значит предвидеть, организовать, руководить, координировать и контролировать. Предвидеть - значит исследовать будущее и набрасывать программу действий. Организовать - значит создавать двойной организм предприятия, материальный и социальный. Руководить - значит заставлять функционировать личный состав. Координировать - значит связывать, объединять, гармонизировать все акты и все усилия. Контролировать - значит наблюдать за тем, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и приказам» .

В настоящее время общие функции следующие: прогнозирование (научно-техническое и социально-экономическое), планирование (научно-техническое, социально-экономическое и организационное), организация (имеет несколько смысловых значений), активизация (стимулирование, мотивация), координация, учет и контроль.

Практический смысл общих функций состоит в том, что они охватывают весь цикл управления (от постановки целей, задач в планировании и последующего учета, контроля фактических результатов) и многообразие конкретных функций связано с выполнением общих.

Конкретные функции с разной степенью дробности (что находит отражение в их формулировках) отражают потребности (текущие и перспективные) процесса управления данным объектом, его частью или элементом.

Основные проблемы в области конкретных функций заключаются в следующем:

  1. определение состава функций, которые необходимо выполнять при управлении (руководстве) данным объектом. Для этого используются аналоговый подход, рекомендуемые наборы (перечни), модульный принцип (количественно-качественные характеристики объектов и субъектов управления);
  2. увязка функций и организационной структуры или определение оргформ, с помощью которых будут выполняться функции;
  3. закрепление функций с помощью регламентов - положений о подразделениях и должностных инструкций.

Существует организационный механизм распределения и закрепления функций. Таким механизмом считается организационно-исполнительская система (ОИС). Ее назначение - создание определенности в работе: кто, что и к какому времени должен делать. Элементами ОИС являются:

  • цели, задачи (что необходимо достигнуть, выполнить);
  • участники (кто выполняет работу);
  • функции, обязанности (что нужно делать);
  • права (что можно делать);
  • ответственность (оценка действий и бездействий, гарантия выполнения работы);
  • время (в какой срок выполняется работа).

ОИС используется как при формировании, уточнении организационной структуры, так и в повседневной деятельности при организации выполнения тех или иных задач.

ОИС создается с помощью таких регламентирующих средств, как положения о подразделениях и должностные инструкции.

Положение - это организационно-юридический документ, регламентирующий деятельность подразделений. Как правило, оно состоит из разделов:

  • общая часть - определение статуса подразделения в системе управления; указания о том, кем оно возглавляется, кому подчиняется; степень самостоятельности; участие (при необходимости) в реализации целевой программы;
  • основные задачи- определены направления деятельности подразделения, за выполнение которых оно несет ответственность;
  • функции (обязанности) - содержится перечень функций подразделения с конкретизацией работ по каждой функции;
  • права - указаны права подразделения, а также (имеется и такой вариант) его руководителя;
  • организация управления - описана организационная структура подразделения;
  • взаимосвязи с другими подразделениями - разрабатывается на основе входящей и исходящей документации с определением основных взаимосвязей;
  • ответственность - установлена ответственность подразделения и его руководителя за выполнение задач и реализацию функций.

Этот раздел наиболее сложен для разработки, так как в нем нужно указать применение санкций за невыполнение или некачественное выполнение задач, функций, а также определить условия, при которых наступает та или иная ответственность. При этом чаще делается запись: «Подразделение несет ответственность за выполнение закрепленных за ним функций и задач».

При разработке положений о подразделениях могут использоваться типовые положения, в которые при необходимости вносятся изменения и уточнения.

Другим распространенным регламентом, с помощью которого определяются место и деятельность работников, являются должностные инструкции. Различают типовые и индивидуальные должностные инструкции.

Типовые должностные инструкции разрабатываются применительно к должностям работников, имеют единую структуру и обеспечивают возможность индивидуализации содержания. Их наличие позволяет сократить время, необходимое для составления инструкций, учитывающих своеобразие данной системы и имеющихся должностей.

Индивидуальные должностные инструкции разрабатываются применительно к конкретной должности (и даже конкретному лицу, занимающему ту или иную должность) с учетом особенностей данного органа, подразделения и работника.

Должностные инструкции как юридические документы вводятся в действие или решением руководителя (утверждение инструкций подписью; приказ о введении инструкций), или решением органа управления.

В инструкции включают разделы, состав которых зависит от подробного или более общего изложения их содержания. Наиболее характерными разделами являются:

  • введение - записывается наименование должности и подразделения;
  • общая часть - указываются основные задачи работника; порядок замещения работника во время его отсутствия, кого и по каким обязанностям замещает данный работник;подчиненность по должности; порядок назначения и освобождения от должности; состав подчиненных (для руководителей).
  • обязанности - перечисление основных и дополнительных обязанностей; требования к специальным знаниям; уровень специальной подготовки и указание о стаже практической работы; основные условия взаимосвязи с другими работниками - отражены перечень, количество, сроки получения, подготовки и передачи документов; совместная подготовка информации и др.;
  • права - перечисляются права применительно к данной должности;
  • ответственность - отмечаются задачи или функции, за выполнение которых работник несет персональную ответственность;
  • критерии оценки деятельности - несмотря на сложность данного раздела, при его разработке желательно четко сформулировать, что и как оценивается применительно к данной должности.

Как уже отмечалось, впервые попытки классификации управленческих функций были предприняты представителем классической школы управления – Анри Файолем, который распределил все операции, имеющие место в организации, на шесть групп:

1. технические (производство, изготовление, переработка);

2. коммерческие (покупка, продажа, обмен);

3. финансовые (изыскание капиталов и управление ими);

4. страховые (по охране имущества и лиц; связанные с безопасностью);

5. учетные (бухгалтерские; инвентарь, баланс, издержки, статистика);

6. управленческие (административные), состоящие из элементов планирования, организации, руководства, координации и контроля

Как видно из предложенной классификации, функции управления появляются в рамках административных операций в организации, которые и составляют сущность управления.

Однако с позиции классической школы , управленческие функции рассматривались независимо друг от друга. Процессный подход к эволюции менеджмента решает указанную проблему и позволяет рассматривать управление как процесс взаимосвязанных действий, направленных на достижение целей организации.

Согласно процессному подходу , управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями (функциями управления). Каждая управленческая функция представляет собой процесс, потому что тоже состоит из взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

П. В. Шеметов определяет функцию управления как определенный вид трудовой деятельности, обособившийся в процессе специализации управленческого труда.

Процесс управления – необходимая последовательность действий, из которых складывается воздействие менеджера на коллектив, т.е. воздействие управляющей подсистемы на управляемую.

Содержание управления раскрывается в его функциях . Е. П. Михалева считает, что функции как таковые представляют собой совокупность систематически повторяющихся действий менеджеров всех уровней, обеспечивающих процесс управления организацией. Функции (управления) – виды деятельности, с помощью которых субъект управления (руководитель, аппарат управления) воздействует на управляемый объект (трудовой коллектив).

П. В. Шеметов определяет функции управления в общем виде как совокупность относительно однородных по некоторому признаку действий, направленных на достижение частной цели и в то же время подчиненных общей цели управления.

Несмотря на разнообразие, функции делятся на общие и конкретные (частные). Общие функции – часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности. П. В. Шеметов считает, что общие функции – это виды деятельности, не связанные с особой спецификой объекта управления и общие для всех органов управления.

По мнению М. Мескона, М. Альберта, Р. Хедоури, общими функциями являются планирование, организация, мотивация и контроль.

По мнению И. Н. Герчиковой, работа менеджера заключается в выполнении управленческих функций, к которым относятся планирование, организация, мотивация и контроль.

Специалисты в области менеджмента также выделяют такие общие функции , как:

Целеполагание,

Планирование,

Прогнозирование,

Организация,

Координация и регулирование;

Мотивация, активизация, стимулирование,

Руководство,

Контроль, учет и анализ.

Они представляют собой части управленческого цикла, определяют специализацию труда. Особенностью функций является их взаимное проникновение друг в друга.

По мнению Э. М. Короткова, указанные функции являются основными (общими), поскольку они реализуются в управлении любым объектом и составляют содержание управления объекта как такового независимо от особенностей объекта и условий управления.

Конкретные функции (специальные) определяются по принадлежности к конкретной стадии производственного процесса. Конкретные функции управления могут иметь следующую классификацию:

1. По признаку воздействия на все сферы деятельности организации в целом: перспективное и текущее экономическое и социальное планирование, организация работы по стандартизации, учет и отчетность и экономический анализ

2. По признаку воздействия на отдельные стадии производственного процесса : управление технической подготовкой производства, организация производства, управление технологическим процессами, оперативное управление производством, организация метрологического обеспечения, технический контроль и испытания, маркетинг

3. По признаку воздействия на отдельные факторы производства управление персоналом, управление организацией труда, организация творческой деятельности трудового коллектива, МТС, капитальное строительство, финансы

Специальные функции – это подфункции конкретной функции управления.

Функции планирования, целеполагания

Тема 2.1 Планирование как функция управления

Лекция 7

Цель: раскрыть сущность планирования как функции управления.

1. Понятие функций управления и значение выделения функций для теории и практики управления.

2. Классификация функций управления: общие и конкретные функции.

3. Планирование: понятие, виды, принципы, этапы.

4. Планирование как процесс определения целей организации и путей их достижения.

1. Веснин В. Р. Менеджмент: учебник для вузов / В. Р. Веснин. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : ТК Велби. - 2006. - 504 с.

2. Мескон М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. – М. : Дело, 2005. - 720 с.

3. Основы теории управления: учебник для вузов / под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого – М. : Финансы и статистика. - 2004. – 560 с.

4. Теория управления: учебник для вузов / под ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – 2-е изд. - М. : Изд-во РАГС, 2005. - 558 с.

Изучение процесса управления с точки зрения его функций – это ключ к раскрытию содержания управленческой деятельности. В самом общем виде категория «функция управления» выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему.

Общее признание в теории управления получили следующие основные положения:

· выделение в управлении отдельных функций - это объектив­ный процесс, обусловленный развитием производства и услож­нением его управления;

· естественно-научной основой формирования и развития функций управления является разделение общественного труда вообще и в сфере управленческой деятельности в частности;

· движущей силой трансформации функций управления на всех этапах общественного развития была и остается необходи­мость повышения эффективности управленческого труда и управляемой системы.

Впервые за отделение управленческих функций от фактического выполнения работы выступила школа научного управления. А. Файоль выделил пять независимых друг от друга функций управления: «управлять, значит предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

Важно отметить, что функции управления объективно обус­ловлены управляемой (объект управления) и управляющей (субъект управления) подсистемами, действующими законами науки управления, используемыми принципами управления и сложившимися в системе управления отношениями.

Функции управления - это специфические виды управленческой деятельности, обособившиеся в процессе разделения управленческого труда, выражающее его содержание в действии и направленные на достижение поставленной цели.



Функция управления - направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами.

Основные характеристики функций управления:

· однородность содержания работ, выполняемых в рамках одной функции управления;

· целевая направленность этих работ;

· обособленный комплекс выполняемых задач.

Функция управления должна иметь четко выраженное содержание (набор действий в рамках функций), процесс осуществления (логическую последовательность осуществляемых в рамках функций действий) и структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление.

Значение выделения функций управления:

· распределение функций управления по исполнителям определяет структуру и штаты организации, закрепляет вертикальное разделение труда;

· любое воздействие на управляемую систему может быть реализовано только через функции управления;

· функции управления помогают совершенствованию управленческого процесса, обогащению и передаче управленческого опыта;

· изучение функций управления дает понимание сущности управленческой деятельности.

Анализ функций управления дает возможность систематизировать знания о динамике, темпах и направлениях развития, причинных связях и взаимосвязях функций, резервах совершенствования их организации. Результаты анализа – основа для совершенствования существующей системы управления.

2. Классификация функций управления: общие и конкретные функции.

В определении функций управления всеобщее распространение получил подход, основанный на выделении общих (обязательных к исполнению в любой организационной системе) и конкретных или специальных (отражающих специфику деятельности той или иной организационной системы) функций.

Состав общих функций управления не зависит от объекта управления, эти функции выполняются по отношению ко всем объектам управления.

Можно выделить следующие особенности общих функций управления:

· Всегда применяются компле­ксно и по всему спектру управленческого действия – в этой связи нельзя говорить о большей или меньшей важности тех или иных функций управления, так как в разных ситуациях различные его функции могут приобретать доминирующий характер;

· Не зависят от его объекта, так как они применимы: к любым социально-экономи­ческим процессам или системам; к самим функциям управления как специализированным видам деятельности; к самому про­цессу управления (процесс управления может рассматриваться как процесс реализации функций управления и как процесс реа­лизации управленческого решения), и к системе управления;

· Между функциями управления нет жестких, однозначных границ - один и тот же вид управленческой деятельности может обнаруживать признаки двух или даже нескольких функций уп­равления, их тесное взаимопереплетение.

С учетом перечисленных особенностей можно выделить как наиболее обоснованную классификацию согласно которой процесс управления состоит из функций планирования, организации, координации, мотивации и контроля.

Рисунок 3 – Взаимосвязь общих функций управления.

Планирование (в узком смысле) представляет собой деятель­ность по разработке системы мер, направленных на достижение поставленных целей, включая ответы на вопросы: Что должно быть сделано? К какому сроку? Какие ресурсы предсто­ит задействовать? Что необходимо получить в результате? Кто за это отвечает?

Планирование (в широком смысле слова) - это управленчес­кая деятельность, которая интегрирует в себе функции целеполагания, прогнозирования (включая анализ), принятия решений.

Организация - это управленческая деятельность, обеспечива­ющая четкое упорядочение процесса управления в целом, расп­ределение как функций исполнения управленческих решений, так и собственно функций управления. Организация обеспечи­вает основу рационального построения каждого конкретного органа управления, определения компетенции его структурных подразделений.

Координация - это управленческая деятельность, заключаю­щаяся в обеспечении взаимосвязи и согласованности субъек­тов, объектов и процессов труда во времени и в пространстве. Координация создает условия для пропорционального и непре­рывного функционирования системы управления за счет уста­новления непрерывных связей между отдельными подразделениями организации и исполнителями.

Мотивация (и стимулирование) - управленческая дея­тельность, осуществляющая целенаправленное воздействие на структуру мотивов (потребностей, интересов) участников процесса исполнительской и управленческой деятель­ности и с помощью адекватных мотивам стимулов побуждающая творчески решать поставленные задачи, достигать лучших конечных результатов.

Контроль - управленческая деятельность, позволяющая выявлять, исправлять и предупреждать отклонения достигнутых результатов от намеченных параметров, целей. Контроль предс­тавляет собой наблюдение за объектом и процессами с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желае­мому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, другими нормативными актами, а также программами, планами.

Конкретные функции управления связаны со спецификой объекта управления. Выделение конкретных функций управления необходимо для организации управления, формирования штатов и организационной структуры.

Конкретные функции возникают в результате наложе­ния общих функций управления на специфику объектов управле­ния, поэтому перечень таких функций зависит от перечня объектов уп­равления (ресурсы, процессы и результаты) и уровня декомпозиции самих функций.

Классификация конкретных функций управления может производиться по различным критериям:

По организационной роли функции: функции интеграции (объединения), функции дифференциации (разделения, обособления, специализации).

По направлению деятельности: интрафункции и инфрафункции (направленность на внешнюю среду).

По этапам производственного процесса: управление подготовкой производства, управление процессом производства, управление обеспечением производства, управление процессами реализации продукции.

По типу производства: функции управления разнообразными блоками диверсификационного производства.

По масштабу времени: стратегическое управление, текущее (тактическое) управление, оперативное управление.

По этапам процесса управления: целеполагание, определение ситуации, определение проблемы, решение.

По основным факторам производственного процесса: управление продуктом, управление персоналом, управление информацией.

По объектам управления:

· Функции управления ресурсами.В ыделяют конкретные функции: управление запасами; управление финансами; управление персоналом и т.д.

· Функции управления процессами.В соответствии с этим выделяют конкретные функции управления: управление материально-техническим снабжением; управление основным производством; управление вспомогательным производством; управление обслуживающим производством; совершенствование управления; управление сбытом; управление маркетингом и т.д.

· Функции управления результатами. К результатам относят: прибыль, рентабельность, объемы производства и реализации продукции, затраты, качество продукции. Соответственно выделяют конкретные функции: управление качеством; управление производительностью; управление затратами и т.п.

Загрузка...