Бизнес портал - StatusPro

Культура как-товар и предмет потребления. Производство и культурное потребление

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод: Современное общество достаточно культурно в своем потреблении. Мы научились правильно планировать свои расходы, обдуманно совершать покупки, форматировать для себя все то, что представляет нам рынок рекламы. Эти показатели пока не так высоки, однако есть тенденция к развитию.

Из сего сказанного мы наблюдаем приблизительно равное соотношение рационального и эмоционального поведения потребителя. Удачная тенденция гармонии, когда при выборе товара индивид руководствуется не только субъективными факторами или не только объективными. Равное соотношение и рационального и эмоционального поведения дает возможность разумно выбирать из всего предложенного, и не сомневаться в правильном выборе.

Как будет развиваться общество в культуре потребления, покажет время. Будет эта культура деградировать или же наоборот прогрессировать, зависит от предстоящих нововведениях. Главное, что бы каждый продолжал быть культурным в своем потреблении, тогда и общество в целом будет культурным.

Список литературы

  • 1. В. Ильин. Культура как фактор потребительского поведения. (глава из книги "Поведение потребителей")
  • 2. Общественное сознание и его формы. М.: Политиздат, 1986.
  • 3. Социология потребления. (http://www.consumers.narod.ru)

Важным изменением, преобразившим во многом облик социокультурной жизни в позднем индустриальном обществе, стало новое соотношение между производственной и социокультурной сферой. Как пишет Д. Белл*, буржуазное общество XIX в. при всех его социальных конфликтах можно рассматривать как относительно целостное образование: экономика, социальные отношения и культура были проникнуты единой системой ценностей. К этому времени и относится взлет западной цивилизации. На

* Веll D. The Cultural Contradictions of Capitalism. - N.Y., 1976.

новом этапе происходит разрыв между сферой производства и расширенной внепроизводственной сферой. В организации производства и труда требуются рациональность, трудолюбие, самоконтроль, преданность делу, предусмотрительность. Причем все эти качества необходимы в еще большей степени, чем прежде, ввиду сложности производства и опасностей, возникающих при нарушении его нормального функционирования.

В сфере потребления, напротив, поощряется принцип расширенного потребления, мотовства, показуха, неуемные поиски наслаждений. Растущий жизненный уровень и освобождение нравов от «репрессивной культуры» становятся теперь самоцелью и определяют степень личной свободы.

Как мы видели, эти тенденции к антибуржуазному бунтарству проявлялись еще в XIX в. в виде романтизма, эстетизма, модернизма, различных форм эскапизма и т.д. Но на том этапе это была преимущественно революция в искусстве, культ эстетического и духовного авангардизма. На новом этапе эти тенденции приводят к утверждению альтернативных стилей поведения и деятельности для все более широких социальных групп, прежде всего молодежи и различного рода этнических и культурных меньшинств.

Эта культура привязана не столько к расширенному, сколько к оригинальному, а значит, и престижному потреблению. В ней переворачиваются те основные принципы, которые лежали в осно-ве буржуазной духовности в период формирования западной цивилизации. Вопреки представлениям М. Вебера о рационализации мышления и поведения в обществе XX в. современная доминирующая культура порывает с принципами рациональности и ведет поиски иррационального опыта.

С завершением формирования индустриального общества и его зрелостью обычно связывают и становление массовой культуры. Прямыми предпосылками этого процесса являются постепенное повышение статуса городского рабочего класса и расширение демократических институтов, а значит, и более широкое вхождение трудящихся слоев в активную гражданскую жизнь. Необходимым условием стало распространение грамотности. Если зарождение массовой культуры можно отнести еще к тому времени, когда стала появляться доступная литература и картинки для «простого люда», то зрелый этап наступает с принятием в 70-90-х гг. XIX в. сначала в Великобритании, а затем и других европейских странах закона об обязательной всеобщей грамотности. Эти тенденции стали быстро распространяться на другие развитые страны Европы и Америки, включая Россию.



По словам российского специалиста по проблемам массовой

культуры К. Разлогова, «наивные наблюдатели полагали, что наконец настала золотая пора, когда народ «Белинского и Гоголя с базара понесет». Но эта прекрасная мечта была быстро разрушена. Едва научившись читать, массы обратились к Пинкертону и популярной беллетристике, а в пограничной с изобразительным творчеством сфере - комиксам, которые стремительно завоевывали еще не обжитые культурой территории»*.

В 1895 г. был изобретен кинематограф, ставший средством массового искусства, близкого всем - без различия пола, возраста, вероисповедания, не требующий даже элементарной грамотности для своего восприятия. К тому же периоду относится и широкое распространение фотографии, ставшей массовым средством информационного реализма. Третий важнейший сдвиг был связан с изобретением и внедрением граммофонной записи, что породило еще один раздел будущей массовой культуры (до появления самого этого термина) - легкую музыку, захватившую радиовещание, а затем и все формы звукозаписи и разделившую с экранным творчеством славу «развлечения» и «развращения» широких масс.

Первая мировая война во многом способствовала разочарованию в прежних ценностях, внедряемых классической культурой. Она же скомпрометировала прежние господствующие элиты, оказавшиеся неспособными справиться с социальными и национальными противоречиями и конфликтами. После окончания войны средства массовой культуры получили интенсивное развитие сначала в Америке, а затем в Западной Европе в 20-х гг., сначала в период послевоенного бума, а затем «великой депрессии», когда, как иногда полагают, в условиях массового разорения, безра-ботицы, нищеты и отчаяния именно «Голливуд спас Америку от социальных потрясений». Конечно, в дополнение к масскульту в обществе были использованы эффективные социальные программы, связанные с «новым курсом» Ф.Рузвельта. Однако не меньшее значение отводилось массовой

Культура влияет на все виды человеческой деятельности. Существует культура труда и быта, экономическая и социальная культура, культура семейных отношений и т. д.

Одним из видов культуры является культура потребления – это существующая в определенном обществе преобладающая форма использования членами данного общества всей совокупности потребительских благ. Она включает в себя убеждения о потребительских ценностях и нормах, которые регулируют потребление и привычки покупателей, возникающие при постоянном потреблении товаров, потребительские права и обязанности.

Культура потребления включает также в себя объективный и субъективный аспекты.

Объективный аспект культуры потребления включает в себя характеристики товара, условия его покупки, продажи, т. е. то, что существует независимо от потребителя. Субъективный аспект отражает отношение индивида к товару и его свойствам, то, как человек воспринимает товар и переделывает его под свой вкус.

Потребительская культура человека может изменяться под действием некоторых факторов (например, при его переезде в другую страну на постоянное проживание).

Культуру потребления нельзя назвать устойчивым явлением. Она находится в постоянном процессе изменения и воспроизводства. Динамика культуры потребления проявляется в быстрой смене предпочтений, моды, потребительской корзины, в форме их подачи и интерпретации (часто престижные вещи быстро становятся старомодными и т. д.).

Нормирование культуры потребления состоит из определенных частей, таких как:

1) нормы – правила и образцы поведения, продиктованные человеку преобладающей в его обществе культурой;

2) идеалы – желаемые нормы, вызывающие восхищение, но недоступные в настоящее и ближайшее время;

4) право – совокупность норм и образцов поведения, закрепленная в законодательных актах. За нарушение прав наступает ответственность, также закрепленная законодательством.

Права потребителей защищаются законодательством РФ. Наибольшее значение в этой области имеет Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». В данном нормативном акте закрепляется право потребителя (покупателя) требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги). Потребитель имеет право по своему выбору потребовать от продавца безвозмездного устранения недостатков, уменьшения цены или замены приобретенного товара в том случае, если он оказался некачественным.

За нарушение прав потребителей организации должны нести установленную законодательством ответственность.

Культура потребления – это характеристика процесса потребления с точки зрения его качества, уровня развития. Изучение культуры потребления предполагает выделение 3-х основных проблем: 1. культуры производства, которая находит конечное выражение в культуре сервиса; 2. социальные технологии потребления; 3. культуры индивидуального потребления.

Предметная сторона сервиса:

    технологическая, т.е. качество товаров и услуг. зависит от уровня развития техники и технологии, культуры производства;

    экономическая – эффективное использование всех ресурсов (сырьевых, энергетических, и т.д.) в сочетании с высокой производительности труда;

    эстетическая – уровень использования эстетических ценностей работниками сервиса в процессе деятельности по обслуживанию клиентов.

Деятельно-человеческая природа культуры сервиса:

    психологическая – уровень развития психологических умений и навыков работников сферы сервиса для наиболее эффективного обслуживания клиентов.

    этическая, т.е. степень следования персоналом в своей деятельности этическим нормам и правилам поведения.

Социальные технологии потребления

Социально-технологическая сторона культуры потребления – технико-технологическая, организационно-технологическая и те стороны, которые организуют деятельность потребителей товаров и услуг, их взаимодействие с предприятиями сервиса.

Простые односоставные процессы потребления не требуют специальных социальных технологий. В то время, как в многоактном процессе потребления без них не обойтись (купля-продажа недвижимости).

Социальная технология процесса потребления должна удовлетворять определенным условиям:

    должна соответствовать интересам обеих сторон: и продавца, и покупателя.

    В отношениях между поставщиком товаров и потребителем главенствующая роль должна принадлежать потребителю, поскольку именно он определяет характер товара (услуги), его свойства и качества.

    Социальная технология потребления самых сложных услуг должна быть максимально простой.

    Каждый вид услуги требует свой специфической социальной технологии.

Индивидуальное потребление

Культура потребления зависит и от культуры потребления, которой обладает индивид. Она обусловлена уровнем воспитания, образования, широтой потребностей, интересов, умениями и навыками в различных видах деятельности и т.д.

Культура потребления складывается из:

Знаний о товарах и услугах: культура индивида тем выше, чем шире и полнее его знания;

Умения их использовать на практике, всесторонне, с учетом всех их свойств и возможностей.

В зависимости от типов и видов потребления можно дифференцировать разные типы и виды культур. К типам индивидуального потребления относятся материальное и духовное потребление. К видам материального потребления относятся физиологическое, физическое, техническое, бытовое и др., а к видам духовного потребления – литературное, музыкальное, театральное и др.

72 Соотношение потребностей и смысла жизни. Образ жизни и смысл жизни индивида. Развитие потребностей как средство реализации смысла жизни.

Смысл жизни определяет существование каждого человека, его образ жизни. Смысл жизни и образ жизни соотносятся между собой как категории сущности и явления, т.е. образ жизни – есть проявление сущности человека. Образ жизни индивида показывает не только меру его социализации (усвоения правил и норм поведения в обществе), но и степень индивидуальности, т.е. формирования самобытности, уникальности.

Образ жизни имеет две стороны: «уровень жизни» - степень удовлетворения потребностей в количественном измерении; «качество жизни» - совокупность форм и способов удовлетворения потребностей в количественном отношении. Оценка образа жизни по данным показателям позволяет определить нормативный образ жизни, исходя из физиологических потребностей современного человека, уровня развития производства, обычаев, традиций и т.д. Степень расхождения нормативного и реального образа жизни позволяет определить наиболее актуальные проблемы.

Вопрос о смысле жизни рано или поздно задает себе каждый человек. Тот факт, что жизнь всегда соотносится со смертью, чаще всего и побуждает человека размышлять о смысле жизни. И от ответа на данный вопрос будет зависеть жизненная позиция человека, выбор направления развития.

Смысл жизни – является индивидуальным для каждого человека. Определить его может только сам человек.

Поиск смысла жизни должен быть направлен на самореализацию индивида, что требует от него решения ряда проблем:

 Осознание индивидом своего своеобразия и неповторимости. Выявление своей уникальности, ее максимальное развитие и реализацию.

 Обретение и поддержание в себе надежды в благоприятных социальных условиях. Надежда на построение лучшей жизни для себя, детей, родителей выступает мощным стимулом преобразования социальных условий.

 Поддержание здоровья, долголетия и активная старость.

Единственным путем постижения смысла жизни является развитие потребностей и более полное их удовлетворение. Это объясняется тем, что индивидуальность человека проявляется в задатках, способностях и талантах, а они в свою очередь выражаются в потребностях. Именно задатки и способности лежат в основе всех побудителей человеческой деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Духовная жизнь общества. Различные сферы духовной культуры и их влияние на развитие человека. Влияние науки на духовное развитие человека. Искусство и религия – как часть духовной культуры. Культура как сумма всех видов деятельности, обычаев, верований.

    реферат , добавлен 21.12.2008

    Представления европейцев о русской культуре в XIII в. ее образ в видении европейцев. Основные черты монгольского национального характера, их влияние на формирование русской культуры. Степень влияния татаро-монгольского ига на культуру Руси XIII-XV вв.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2014

    Общая характеристика этрусской цивилизации. Анализ развития письменности, религии, скульптуры, живописи. Описание достижений древнегреческой культуры. Выявление областей этрусской культуры, на которые древнегреческая культура оказала наибольшее влияние.

    реферат , добавлен 12.05.2014

    Деятельностный подход в изучении культуры. Понятие "культура", ее структура и функции. Выражение человеческого единства с природой и обществом. Искусство в системе культуры. Роль духовной культуры. Развитие творческих сил и способностей личности.

    реферат , добавлен 27.07.2009

    Понятие и особенности культуры России. Особенности культуры России ХХ века. Эволюция изменений в постсоветской культуре. Влияние общественных процессов на постсоветскую культуру. Достижения науки и техники. Влияние экономики и смены политического строя.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2016

    Влияние национальной культуры на организационную культуру публичной службы. Влияние культуры на организационное поведение в России. Сравнительные характеристики американской, японской и арабской деловых культур: образцы поведения, стремление к гармонии.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2014

    Культура как общественное явление, ее понятие, сущность, структура, функции и типология. Анализ искусства в системе культурных ценностей. Влияние христианства на формирование древнерусской культуры. Сущность и характерные черты молодежной субкультуры.

    шпаргалка , добавлен 16.06.2010

    Понятие об основных этапах развития культурологии как науки. Многообразие использования термина культуры и его понимание в различные исторические периоды. Влияние христианства на общественно-политическое и нравственное развитие мировой культуры.

    контрольная работа , добавлен 26.05.2009

Загрузка...