Бизнес портал - StatusPro

Заработная плата: сущность, функции, формы и системы. Сущность, задачи и функции заработной платы Воспроизводственная функция оплаты труда

Сущность заработной платы проявляется в ее основных функциях (рис. 1.4), которые она выполняет в фазах общего воспроизводства: производстве, распределении, обмене и потреблении .

1. Воспроизводственная функция заключается в обеспечении воспроизводства рабочей силы па определенном уровне потребления, т.е. величина заработной платы должна давать возможность поддерживать и улучшать условия жизни работникам и членам их семей. Расходы на воспроизводство рабочей силы зависят от природно-климатических, социально-экономических, культурных и других условий. Данные расходы включают в себя затраты на питание, одежду, жилье, отдых, медицинское обслуживание, образование, удовлетворение социальных, духовных потребностей и т.д. Кроме этого, работник должен иметь возможность растить и воспитывать детей, будущие трудовые ресурсы. Социально-экономическое развитие и научно- технический прогресс приводят к резкому возрастанию расходов на воспроизводство рабочей силы (рис. 1.5). Воспроизводственная функция заработной платы выступает как определяющая по отношению к другим функциям.

Рис. 1.4.

Некоторые исследователи отдельно выделяют социальную функцию заработной платы, которая по своей сути является продолжением и дополнением воспроизводственной. Заработная плата должна не только обеспечивать воспроизводство рабочей силы, но и позволять удовлетворять весь спектр вторичных потребностей (социальных, познавательных, эстетических, духовных), давать возможность человеку воспользоваться набором социальных благ (качественные медицинские и образовательные услуги, обучение детей), а также обеспечить достойный уровень жизни работника, продолжающего трудиться в пенсионном возрасте.

Рис. 1.5.

  • 2. Распределительная (производственно-долевая) функция предполагает установление доли работника в созданном продукте. Заработная плата непосредственно связана со степенью участия исполнителя в производственном процессе и отображает вклад работника в деятельность предприятия. Иными словами, в распределительной функции отражается доля живого труда при распределении дохода между собственниками средств производства и наемными работниками. Эта доля позволяет устанавливать степень дороговизны или дешевизны рабочей силы в зависимости от уровня квалификации, образования, профессионального опыта работника, его конкурентоспособности на рынке труда. Распределительная функция реализуется через различные системы и формы оплаты труда, доплаты и надбавки, премии и порядок их начисления, зависимость заработной платы от фонда оплаты труда. Применение бестарифных систем оплаты труда предполагает тесную зависимость индивидуальной заработной платы от личного вклада исполнителя и достижения им организационных целей.
  • 3. Ресурсно-разместительная (регулирующая) функция обеспечивает эффективное и оптимальное размещение и использование трудовых ресурсов как на уровне отраслей экономики и регионов страны, так и внутри предприятий и организаций. Различия в уровнях заработной платы приводят к трудовой мобильности и перемещениям трудовых ресурсов в наиболее эффективные отрасли и сферы экономики, на конкретные рабочие места, мотивируют работников к поиску работы в определенных регионах страны, отраслях производства, способствуют удовлетворению потребностей предприятия в персонале определенного профессионально- квалификационного состава.

В условиях рыночной экономики государственное регулирование в области размещения трудовых ресурсов сводится к минимуму, а формирование и функционирование рынка труда предполагает наличие свободы у наемного работника в выборе сферы приложения труда. При прочих равных условиях человек пойдет работать туда, где больше платят и есть возможности для карьерного роста. В свою очередь, работодателю невыгодно платить слишком высокую заработную плату, поскольку в этом случае рентабельность предприятия снижается. Таким образом, работники предлагают свой труд па рынке труда, а работодатели нанимают работников, предъявляя к ним определенные требования. Рынок труда, так же как и любой рынок, имеет свои законы образования цены на труд.

  • 4. Стимулирующая функция сводится к побуждению работника к эффективной трудовой активности, максимальной отдаче, повышению качественных и количественных показателей трудовой деятельности. Реализации этой цели служит установление размера заработной платы в зависимости от результативности трудовой деятельности исполнителя. Действие стимулирующей функции зависит от распределительной и воспроизводственной функций и направлено на рост производства и повышение эффективности использования всех видов ресурсов, имеющихся на предприятии. Для того чтобы получать более высокую заработную плату, работник стремится повышать свою квалификацию, приобретать необходимые профессиональные компетенции, интенсифицировать трудовую деятельность, добиваться более высоких качественных показателей труда. В свою очередь, работодатель заинтересован в привлечении более компетентных, высококвалифицированных и мотивированных работников, обладающих физическим и интеллектуальным трудовым потенциалом, необходимым для выполнения работы. Реализация стимулирующей функции осуществляется руководством через применение конкретных систем и форм оплаты труда, разработку систем премирования работников, связи размера фонда оплаты труда с эффективностью деятельности предприятия (организации).
  • 5. Статусная функция заключается в том, что уровень заработной платы определяет социальный статус человека, престиж профессии и специальности на рынке труда, а также статус компании. Под социальным статусом понимается положение индивида в социальной группе, обществе в целом, системе межличностных отношений, признание и уважение к нему со стороны других людей. Трудовой статус - это место работника в организации по отношению к другим работникам, как по вертикали, так и по горизонтали. Размер вознаграждения за труд выступает одним из основных показателей социального статуса, а сопоставляя свое вознаграждение с затраченными усилиями и сравнивая их с усилиями и вознаграждением других работников, человек делает вывод о справедливости оплаты труда.
  • 6. Функция формирования платежеспособного спроса работающих по найму состоит в определении их покупательной способности, что влияет на совокупный спрос, структуру и динамику национального производства. Действие этой функции проявляется в том, что регулирование величины заработной платы позволяет устанавливать рациональные пропорции между товарным спросом и предложением.
  • 7. Функция обеспечения социальных накоплений (источника страхования социальных рисков) предполагает, что размер заработной платы определяет величину отчислений на пенсионное страхование, финансирование как страховой, так и накопительной частей пенсии. От уровня заработной платы также зависит сумма страховых выплат по таким социальным рискам, как потеря работы (пособие но безработице), временная утрата трудоспособности (оплата больничных листов), оплата отпусков (по беременности и родам, уходу за детьми).

Таким образом, заработная плата выполняет различные функции, анализ которых позволяет понять ее экономическую и социально-психологическую сущность, присущие ей противоречия, возникающие в процессе совершенствования организации оплаты труда.

Заработная плата выполняет свой, только ей присущий комплекс функций .

Основной функцией является воспроизводственная функция заработной платы . Она обеспечивает возможность воспроизводства рабочей силы.

Одна из важнейших — стимулирующая (мотивационная) функция заработной платы , направленная на повышение заинтересованности в развитии производства. С помощью зарплаты решаются социальные задачи, реализуется принцип социальной справедливости.

Наконец, учетно-производственная функция заработной платы . Она характеризует меру участия живого труда в процессе образования цены продукта, его долю в совокупных издержках производства.

Итак, заработная плата многофункциональна . Все присущие ей функции представляют неразрывное единство и лишь в совокупности позволяют правильно понять ее сущность и содержание, противоречия и проблемы, возникающие в процессе совершенствования организации оплаты труда.

Это важно подчеркнуть потому, что нередко противопоставление указанных функций, переоценка одних и недооценка других приводят к нарушению их единства и, как следствие, к односторонним, а подчас и неверным теоретическим и практическим выводам, касающимся организации заработной платы.

Из сказанного следует, что каждая из функций взаимодействует с другими. Например, такие функции заработной платы , как учетно-производственная, воспроизводственная, стимулирующая , одновременно играют и социальную роль. В свою очередь в воспроизводственной функции реализуются стимулирующая и учетно-производственная функции заработной платы .

Вместе с тем при общем единстве каждая или несколько функций в определенной степени противоположны другим, а то и исключают какую-либо из них, либо снижают результат ее действия.

Наиболее значительным противоречием функций является то, что одни из них ведут к дифференциации заработков , другие, наоборот, — к их выравниванию . Чем сильнее выравнивание, тем слабее дифференциация, тем слабее стимулирующее воздействие заработной платы. Это вполне нормальное явление, отражающее внутреннее единство и борьбу противоположностей. Оно не свидетельствует о неточности выделенных функций.

При регулировании заработной платы надо умело использовать объективное единство и противоположность ее функций, своевременно усиливать одни или ослаблять другие. Это позволит организовать заработную плату не только в соответствии с ее объективным содержанием, но и с учетом особенностей развития общества.

На современном этапе развития российского общества наиболее приоритетными функциями заработной платы , которые следует в первую очередь усиливать и активизировать, являются воспроизводственная и стимулирующая.

Воспроизводственная функция заработной платы заключается в способности заработной платы компенсировать затраты труда, которые имели место в процессе производственной деятельности человека. Если зарплата по своему уровню недостаточна хотя бы для простого воспроизводства рабочей силы, то она не выполняет свою воспроизводственную функцию .

Степень реализации воспроизводственной функции можно оценивать по отношению получаемой работником заработной платы или минимального размера оплаты труда (МРОТ) к уровню прожиточного минимума (физиологического и др.).

Другую природу и иное содержание имеет стимулирующая функция заработной платы . Так, для реализации воспроизводственной функции оплаты труда главным (и почти единственным) условием является ее размер. Стимулирующая же функция определяется совершенно другими механизмами и зависимостями. Высказывания типа: «Больше плати — больше будет мотиваций для работника» — не совсем точны и обоснованны. Причина слабой стимулирующей функции оплаты труда в другом.

Следует строго различать понятия «стимулирующая (мотивационная) функция » «стимулирующая роль » заработной платы . Они весьма близки, но их нельзя отождествлять.

Стимулирующая функция заработной платы — ее свойство направлять интересы работников на достижение требуемых результатов труда (большего его количества, более высокого качества и т. д.) за счет обеспечения взаимосвязи размеров вознаграждения и трудового вклада. Стимулирующая роль заработной платы проявляется в обеспечении взаимосвязи размеров оплаты труда с конкретными результатами трудовой деятельности работников.

Таким образом, стимулирующую роль можно представить как своеобразный «двигатель» стимулирующей функции . Работает «двигатель», значит, реализуется стимулирующая функция, «пробуксовывает» — отсутствует тесная связь размеров оплаты труда с его результатами, соответственно и заработная плата не обеспечивает должной заинтересованности работников в достижении высоких конечных результатов.

Можно сказать, что степень реализации стимулирующей функции пропорциональна уровню стимулирующей роли заработной платы . Именно в этом заключается принципиальное отличие и органическая взаимосвязь этих понятий.

Данный подход к определению содержания «стимулирующей (мотивационной) функции » и «стимулирующей роли » заработной платы можно распространить и на другие виды доходов работника.

Напомним, однако, что воспроизводственную функцию заработной платы нельзя количественно измерить, она может только существовать или отсутствовать, стимулирующая же роль заработной платы измерима. Уровень стимулирующей роли может повышаться или понижаться в зависимости в первую очередь от обеспечения связи размеров оплаты труда и трудового вклада работников, их результатов.

Следовательно, его можно оценивать, анализировать и сопоставлять через эффективность. По росту эффективности заработной платы можно судить о повышении ее стимулирующей роли.

В настоящее время, прежде всего из-за низкого уровня использования стимулирующей функции заработной платы в рассмотренном ее понимании, более 50% работников реального сектора экономики, социальной сферы и государственной службы далеко не в полной мере реализуют свой физический и интеллектуальный потенциал в процессе трудовой деятельности. Это является одним из существенных резервов экономического роста и повышения уровня жизни населения России.

  • 6. Миграционные процессы в рф, их характеристики и тенденции.
  • 7. Качественные характеристики трудового потенциала, роль системы образования в их развитии.
  • 8. Профессиональное обучение, его виды, формы, роль в формировании системы непрерывного образования.
  • 9. Понятия об экономически активном населении и его занятости.
  • 10. Виды и формы занятости, их развитие в России; гибкие формы занятости.
  • 11. Структура и основные пропорции распределения занятых, основные тенденции их изменения.
  • 12. Показатели, характеризующие занятость и безработицу.
  • 13. Безработица в России: виды, формы, уровень.
  • 14. Статус безработного в рф, понятия подходящей и неподходящей работы.
  • 15. Рынок труда: сущность и основные составляющие.
  • 16. Сегментация рынка труда; соотношение внутреннего и внешнего рынков труда.
  • 17. Цель и содержание государственной политики занятости.
  • 18. Основные меры по реализации активной политики занятости.
  • 19. Федеральная государственная служба занятости населения (фгзсн) и центры занятости, их цели, задачи, функции.
  • 20. Социальная поддержка безработных граждан, ее формы.
  • 21. Особенности регулирования занятости населения в странах с развитыми социально-рыночными отношениями.
  • 22. Основные понятия, связанные с оценкой результативности трудовой деятельности (продуктивность, эффективность, производительность труда, экономическая эффективность производства).
  • 23. Сущность и социально-экономическое значение повышения производительности труда.
  • 26. Понятие об условиях, факторах и резервах роста производительности труда.
  • 27. Показатели и методы измерения производительности труда, особенности их применения.
  • 28. Выработка продукции, ее разновидности и методы измерения.
  • 29. Натуральный и трудовой методы измерения выработки продукции.
  • 30. Стоимостной метод измерения выработки продукции и его разновидности.
  • 31. Трудоемкость единицы продукции как показатель производительности труда, его разновидности.
  • 32. Уровень и качество жизни населения: понятия, взаимосвязь, значение изучения.
  • 33. Система показателей уровня и качества жизни населения, их характеристика.
  • 34. Социальные стандарты уровня жизни населения, их разработка и использование.
  • 35. Проблема бедности и малообеспеченности в современном мире и России.
  • 36. Направления и формы социальной помощи малообеспеченному населению.
  • 37. Вознаграждение за труд: сущность, виды, требования к системе вознаграждения.
  • 36. Доходы населения, их виды, направления расходования; структура денежных доходов населения рф.
  • 39. Показатели дифференциации доходов населения.
  • 40. Сущность и функции заработной платы в рыночной экономике.
  • Функции заработной платы
  • 41. Система регулирования заработной платы и ее элементы.
  • 42. Госрегулирование заработной платы, его основные направления.
  • 43. Минимальный размер оплаты труда (мрот), принципы, порядок и значение установления.
  • 44. Основные принципы и элементы организации заработной платы.
  • 45. Договорное регулирование условий оплаты труда.
  • 46. Тарифная система оплаты труда, ее назначение и составляющие.
  • 47. Экономическая сущность тарифных ставок (должностных окладов), направления их дифференциации.
  • 48. Тарифные сетки, их назначение и основные характеристики.
  • 49. Единая тарифная сетка (етс), ее назначение и построение.
  • 50. Формы оплаты труда, их разновидности, условия применения и тенденции развития.
  • 51. Сущность, разновидности и условия применения сдельной формы оплаты труда.
  • 52. Сущность, разновидности и условия применения повременной формы оплаты труда.
  • 53. Премиальные системы оплаты труда, их основные элементы.
  • 54. Гибкие и нетрадиционные системы оплаты труда.
  • 55. Социальное партнерство, его субъекты, сферы и уровни реализации.
  • 56. Механизм реализации системы социального партнерства; значение и инструменты его правовой составляющей.
  • 57. Международная организация труда (мот), ее значение, структура и развитие.
  • 58. Методы и направления деятельности мот.
  • Основные задачи мот
  • Методы работы мот
  • 22 Рекрутинговые и кадровые агенства.
  • 23 Особенности российского рынка труда.
  • 49 Особенности оплаты труда работников бюджетной сферы
  • Функции заработной платы

    Воспроизводственная

    обеспечение полноценного восстановления затрат работника и создание условий для его нормальной жизнедеятельности

    Стимулирующая

    заработная плата - средство мотивации через установление количественной зависимости между размером оплаты и количеством, качеством и результатами труда работников

    Социальная

    заработная плата должна отражать социальный статус работника и решать проблему социальной справедливости

    Формирования платежеспособного спроса

    влияние зарплаты через платежеспособный спрос населения на объем и структуру производимых товаров и услуг и, в значительной степени, на инвестиционную политику

    Регулирующая (ресурсно-разместительная)

    оптимизация размещения трудовых ресурсов по регионам, отраслям экономики, предприятиям через влияние на спрос и предложение рабочей силы

    Учетно-производственная

    отражает меру участия живого труда в процессе образования цены продукта, его долю в совокупных издержках производства.

    Мотивационная

    развитие творчества в труде и морально-престижных установок, формирует нравственные качества работников, его трудовую мораль.

    41. Система регулирования заработной платы и ее элементы.

    Из требований экономических законов может быть сформулирована система принципов регулирования оплаты труда, включающая:

    Принцип оплаты по затратам и результатам. На протяжении длительного периода времени вся система организации оплаты труда в государстве было нацелена на распределение по затратам труда, которое не соответствует требованиям современного уровня развития экономики. В настоящее время более строгим является принцип оплаты по затратам и результатам труда, а не только по затратам.

    Принцип повышения уровня оплаты труда на основе роста эффективности производства, который обусловлен, в первую очередь, действием таких экономических законов, как закон повышающейся производительности труда, закон возвышения потребностей. Из этих законов следует, что рост оплаты труда работника должен осуществляться только на основе повышения эффективности производства.

    Принцип опережения роста производительности общественного труда по сравнению с ростом заработной платы, который вытекает из закона повышающейся производительности труда. Он призван обеспечить необходимые накопления и дальнейшее расширение производства.

    Принцип материальной заинтересованности в повышении эффективности труда следует из закона повышающейся производительности труда и закона стоимости. Необходимо не просто обеспечить материальную заинтересованность в определенных результатах труда, но и заинтересовать работника в повышении эффективности труда. Реализация этого принципа в организации оплаты труда будет способствовать достижению определенных качественных изменений в работе всего хозяйственного механизма.

    Обычно оплата труда регулируется и контролируется компетентными государственными органами.

    42. Госрегулирование заработной платы, его основные направления.

    Государственное регулирование зар.платы - осуществление мер, направленных на реализацию принципа соответствия меры труда и меры его оплаты, обеспечения равной оплаты за равный труд.

    Направления государственного регулирования заработной платы:

      Законодательное регулирование условий и порядка оплаты труда, закрепленное в Трудовом Кодексе РФ и др. нормативных актах

      Регулирование заработной платы работников бюджетной сферы экономики на основе тарифной системы

      Установление минимального размера оплаты труда (МРОТ)

      Межрайонное регулирование с применением районных коэффициентов и надбавок к заработной плате

      Налоговое регулирование с помощью прямых (подоходный налог) и косвенных (НДС, налог с продаж, акцизный сбор) налогов

      Индексация заработной платы

      Установление районных коэффициентов и процентов надбавок

      Установление государственных гарантий по оплате труда.

    Существуют три типа политики в области доходов и заработной платы:

    Контроль за инфляцией с помощью налогов и фискальных мер;

    Регулирование доходов на основе государственных правил и положений;

    Политика трехстороннего сотрудничества.

    Т.о., гос-во осуществляет меры по регулированию заработной платы на двух уровнях:

    Определяет гос. гарантии, обеспечивающие взаимодействие всех работодателей и работников в целях выработки и согласования условий оплаты труда;

    Непосредственно реализует гос. гарантии, установленные работникам организаций гос. сектора экономики, которые финансируются из бюджетов разных уровней.

    Результатом взаимодействия спроса и предложения на рынке труда является установление заработной платы. Как экономическая категория она имеет двойственную природу. С одной стороны, заработная плата – это денежная форма цены рабочей силы, с другой - форма воспроизводства жизненных средств работника.

    Поэтому при прочих равных условиях она равна денежному выражению предельного продукта труда, но в то же время, должна покрывать затраты на удовлетворение потребностей работника, позволяющих воспроизводить его способности к трудовой деятельности. А так как и индивидуальная производительность, и расходы на воспроизводство рабочей силы не могут быть для всех одинаковыми, то на рынке труда имеет место дифференциация ставок заработной платы. Чем же вызывается их неоднородность? Таких причин достаточно много, остановимся на некоторых, наиболее существенных:

    Различия в способностях, образовательном уровне, квалификации, опыте отдельных работников;

    Различия в привлекательности определенных видов деятельности;

    Различия в условиях труда (неблагоприятные, вредные и опасные условия требуют более высокой компенсации);

    Региональные и отраслевые различия в оплате труда;

    Дискриминация в оплате труда по полу, возрасту, национальной принадлежности (хотя официально она запрещена)

    Устойчивым фактором, определяющим различия в уровне и соотношениях в оплате труда, является человеческий капитал.

    Он предполагает определенные инвестиции в образование, здоровый образ жизни, в повышение квалификации. Позже затраты материализуются в более высокой производительности и качестве труда, а, следовательно, и в более высокой его оплате.

    Существует две формы заработной платы: повременная и сдельная.

    Тогда ставка заработной платы представляет собой оплату услуг труда за час времени.

    В этом случае расценка за единицу продукции определяется путем деления почасовой ставки на часовую выработку (производительность труда) при нормальной интенсивности труда. Чем же отличаются друг от друга производительность и интенсивность труда? Производительность труда – это результат применения рабочей силы, определяемый количеством продукции, произведенной работником в единицу времени. А интенсивность труда – это затраты рабочей силы в единицу времени. Поэтому сдельная оплата труда может стимулировать не только повышение выпуска продукции, но и интенсификацию труда. В результате снижается качество продукции, быстрее «изнашивается» рабочая сила и для ее восстановления требуется больше затрат. В разных странах соотношение в использовании этих форм заработной платы неодинаково. Так, в США преобладает повременная оплата труда, а в России до сегодняшнего времени отдавали предпочтение сдельной оплаты. Различают номинальную и реальную заработную плату.

    Она фиксируется в расчетных ведомостях или других документах, не зависит от уровня цен и денежных расходов работника.

    Реальная заработная плата определяется размером номинальной заработной платы и уровнем цен на потребительские товары и услуги, а также величиной налогов, выплачиваемых из заработной платы. Чтобы ее рассчитать, необходимо индекс номинальной заработной платы разделить на индекс потребительских цен. Динамика номинальной и реальной заработной платы, как правило, не совпадает, более того, она может быть противоположной (в период высокой инфляции номинальная заработная плата может расти, а реальная – падать).

    Функции заработной платы:

      воспроизводственная она должна быть достаточной для того, чтобы воспроизводить способности к труду работников и членов их семей;

      стимулирующая оплата труда должна способствовать активности трудоспособного населения и росту производительности труда;

      распределительная – способствует перераспределению рабочей силы между отраслями, территориями, предприятиями;

      учетная – позволяет оценить меру участия живого труда в образовании цены продукта;

      социальная – позволяет реализовать принцип социальной справедливости (равная оплата за равный труд).

    В современной России в оплате труда имеются серьезные проблемы: минимальная оплата труда гораздо ниже физиологического прожиточного минимума, дифференциация ставок в оплате труда составляет 1: 30, размер оплаты труда слабо связан с квалификацией работника и качеством труда, имеются задержки с выплатой заработной платы. Все это снижает стимулирующую, воспроизводственную и социальную функции оплаты труда.

    Роль заработной платы в экономике не ограничивается перечисленными функциями. Большое значение она имеет при формировании доходов населения, определении уровня и состава потребительского спроса, при планировании государственного бюджета, при выборе системы налогообложения. Поэтому регулирование оплаты труда является одним из основных направлений государственной экономической политики.

  • 6. Миграционные процессы в рф, их характеристики и тенденции.
  • 7. Качественные характеристики трудового потенциала, роль системы образования в их развитии.
  • 8. Профессиональное обучение, его виды, формы, роль в формировании системы непрерывного образования.
  • 9. Понятия об экономически активном населении и его занятости.
  • 10. Виды и формы занятости, их развитие в России; гибкие формы занятости.
  • 11. Структура и основные пропорции распределения занятых, основные тенденции их изменения.
  • 12. Показатели, характеризующие занятость и безработицу.
  • 13. Безработица в России: виды, формы, уровень.
  • 14. Статус безработного в рф, понятия подходящей и неподходящей работы.
  • 15. Рынок труда: сущность и основные составляющие.
  • 16. Сегментация рынка труда; соотношение внутреннего и внешнего рынков труда.
  • 17. Цель и содержание государственной политики занятости.
  • 18. Основные меры по реализации активной политики занятости.
  • 19. Федеральная государственная служба занятости населения (фгзсн) и центры занятости, их цели, задачи, функции.
  • 20. Социальная поддержка безработных граждан, ее формы.
  • 21. Особенности регулирования занятости населения в странах с развитыми социально-рыночными отношениями.
  • 22. Основные понятия, связанные с оценкой результативности трудовой деятельности (продуктивность, эффективность, производительность труда, экономическая эффективность производства).
  • 23. Сущность и социально-экономическое значение повышения производительности труда.
  • 26. Понятие об условиях, факторах и резервах роста производительности труда.
  • 27. Показатели и методы измерения производительности труда, особенности их применения.
  • 28. Выработка продукции, ее разновидности и методы измерения.
  • 29. Натуральный и трудовой методы измерения выработки продукции.
  • 30. Стоимостной метод измерения выработки продукции и его разновидности.
  • 31. Трудоемкость единицы продукции как показатель производительности труда, его разновидности.
  • 32. Уровень и качество жизни населения: понятия, взаимосвязь, значение изучения.
  • 33. Система показателей уровня и качества жизни населения, их характеристика.
  • 34. Социальные стандарты уровня жизни населения, их разработка и использование.
  • 35. Проблема бедности и малообеспеченности в современном мире и России.
  • 36. Направления и формы социальной помощи малообеспеченному населению.
  • 37. Вознаграждение за труд: сущность, виды, требования к системе вознаграждения.
  • 36. Доходы населения, их виды, направления расходования; структура денежных доходов населения рф.
  • 39. Показатели дифференциации доходов населения.
  • 40. Сущность и функции заработной платы в рыночной экономике.
  • Функции заработной платы
  • 41. Система регулирования заработной платы и ее элементы.
  • 42. Госрегулирование заработной платы, его основные направления.
  • 43. Минимальный размер оплаты труда (мрот), принципы, порядок и значение установления.
  • 44. Основные принципы и элементы организации заработной платы.
  • 45. Договорное регулирование условий оплаты труда.
  • 46. Тарифная система оплаты труда, ее назначение и составляющие.
  • 47. Экономическая сущность тарифных ставок (должностных окладов), направления их дифференциации.
  • 48. Тарифные сетки, их назначение и основные характеристики.
  • 49. Единая тарифная сетка (етс), ее назначение и построение.
  • 50. Формы оплаты труда, их разновидности, условия применения и тенденции развития.
  • 51. Сущность, разновидности и условия применения сдельной формы оплаты труда.
  • 52. Сущность, разновидности и условия применения повременной формы оплаты труда.
  • 53. Премиальные системы оплаты труда, их основные элементы.
  • 54. Гибкие и нетрадиционные системы оплаты труда.
  • 55. Социальное партнерство, его субъекты, сферы и уровни реализации.
  • 56. Механизм реализации системы социального партнерства; значение и инструменты его правовой составляющей.
  • 57. Международная организация труда (мот), ее значение, структура и развитие.
  • 58. Методы и направления деятельности мот.
  • Основные задачи мот
  • Методы работы мот
  • 22 Рекрутинговые и кадровые агенства.
  • 23 Особенности российского рынка труда.
  • 49 Особенности оплаты труда работников бюджетной сферы
  • Функции заработной платы

    Воспроизводственная

    обеспечение полноценного восстановления затрат работника и создание условий для его нормальной жизнедеятельности

    Стимулирующая

    заработная плата - средство мотивации через установление количественной зависимости между размером оплаты и количеством, качеством и результатами труда работников

    Социальная

    заработная плата должна отражать социальный статус работника и решать проблему социальной справедливости

    Формирования платежеспособного спроса

    влияние зарплаты через платежеспособный спрос населения на объем и структуру производимых товаров и услуг и, в значительной степени, на инвестиционную политику

    Регулирующая (ресурсно-разместительная)

    оптимизация размещения трудовых ресурсов по регионам, отраслям экономики, предприятиям через влияние на спрос и предложение рабочей силы

    Учетно-производственная

    отражает меру участия живого труда в процессе образования цены продукта, его долю в совокупных издержках производства.

    Мотивационная

    развитие творчества в труде и морально-престижных установок, формирует нравственные качества работников, его трудовую мораль.

    41. Система регулирования заработной платы и ее элементы.

    Из требований экономических законов может быть сформулирована система принципов регулирования оплаты труда, включающая:

    Принцип оплаты по затратам и результатам. На протяжении длительного периода времени вся система организации оплаты труда в государстве было нацелена на распределение по затратам труда, которое не соответствует требованиям современного уровня развития экономики. В настоящее время более строгим является принцип оплаты по затратам и результатам труда, а не только по затратам.

    Принцип повышения уровня оплаты труда на основе роста эффективности производства, который обусловлен, в первую очередь, действием таких экономических законов, как закон повышающейся производительности труда, закон возвышения потребностей. Из этих законов следует, что рост оплаты труда работника должен осуществляться только на основе повышения эффективности производства.

    Принцип опережения роста производительности общественного труда по сравнению с ростом заработной платы, который вытекает из закона повышающейся производительности труда. Он призван обеспечить необходимые накопления и дальнейшее расширение производства.

    Принцип материальной заинтересованности в повышении эффективности труда следует из закона повышающейся производительности труда и закона стоимости. Необходимо не просто обеспечить материальную заинтересованность в определенных результатах труда, но и заинтересовать работника в повышении эффективности труда. Реализация этого принципа в организации оплаты труда будет способствовать достижению определенных качественных изменений в работе всего хозяйственного механизма.

    Обычно оплата труда регулируется и контролируется компетентными государственными органами.

    42. Госрегулирование заработной платы, его основные направления.

    Государственное регулирование зар.платы - осуществление мер, направленных на реализацию принципа соответствия меры труда и меры его оплаты, обеспечения равной оплаты за равный труд.

    Направления государственного регулирования заработной платы:

      Законодательное регулирование условий и порядка оплаты труда, закрепленное в Трудовом Кодексе РФ и др. нормативных актах

      Регулирование заработной платы работников бюджетной сферы экономики на основе тарифной системы

      Установление минимального размера оплаты труда (МРОТ)

      Межрайонное регулирование с применением районных коэффициентов и надбавок к заработной плате

      Налоговое регулирование с помощью прямых (подоходный налог) и косвенных (НДС, налог с продаж, акцизный сбор) налогов

      Индексация заработной платы

      Установление районных коэффициентов и процентов надбавок

      Установление государственных гарантий по оплате труда.

    Существуют три типа политики в области доходов и заработной платы:

    Контроль за инфляцией с помощью налогов и фискальных мер;

    Регулирование доходов на основе государственных правил и положений;

    Политика трехстороннего сотрудничества.

    Т.о., гос-во осуществляет меры по регулированию заработной платы на двух уровнях:

    Определяет гос. гарантии, обеспечивающие взаимодействие всех работодателей и работников в целях выработки и согласования условий оплаты труда;

    Непосредственно реализует гос. гарантии, установленные работникам организаций гос. сектора экономики, которые финансируются из бюджетов разных уровней.

    "
    Загрузка...