Бизнес портал - StatusPro

Музыкальный редактор профессия. Творческие профессии: звукорежиссер и музыкальный редактор

Наименование профессии: музыкальный редактор

Доминирующий способ мышления: адаптация — координация
Область базовых знаний № 1и их уровень: основы искусствоведения, уровень 3, высокий (теоретический)

Область базовых знаний № 2 и их уровень: музыка, аранжировка, основы эстрадного искусства, английский язык, владение компьютером, уровень 2, средний (практическое использование знаний)

Профессиональная область: музыка

Межличностное взаимодействие: частое по типу «напротив»

Доминирующий интерес: артистический

Дополнительный интерес: предпринимательский

Условия и характер работы: в помещении, сидячий

Доминирующие виды деятельности:

  • работа на радиостанциях, музыкальных каналах, в музыкальных программах: прослушивание новых музыкальных поступлений
  • составление плей-листов (play-list) и общего списка песен радиостанции, музыкальной передачи, канала
    выбор песен для эфира
  • коррекция списка песен (снятие старых композиций, добавление новых)
  • определение категории песен (частота их появления в эфире)
  • выстраивание музыкального эфира соответственно музыкально-информационному формату и аудитории радиостанции,
  • музыкальной передачи, канала
  • составление отчетов для Российского авторского общества об использованных песнях на радиостанции, музыкальном
  • канале, в музыкальной передаче
  • принятие участия в составлении музыкальных сборников радиостанции
  • организация концертов, выступлений артистов на радиостанции, музыкальной передаче, канале;
  • поиск новых музыкальных произведений
  • поиск новых форм подготовки программы
  • составление музыкальных рейтингов песен
  • создание базы данных музыкальных произведений и исполнителей
  • работа в концертных залах, театрах
  • поиск заказчика (артиста)
  • подготовка программы совместно с артистом, режиссером
  • проведение программы
  • изучение репертуара артиста
  • работа с репертуаром
  • работа с материалами артиста
  • участие в оформлении программы
  • проведение репетиции совместно с режиссером

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

  • хорошая память, в т. ч. музыкальная
  • музыкальный вкус
  • музыкальный слух
  • четкая дикция
  • грамотная речь
  • коммуникативные навыки
  • высокий уровень переключения, распределения и объема внимания
  • организаторские способности
  • тонкое музыкальное чутье
  • креативность — творческое отношение
  • способность не переносить собственные музыкальные вкусы на аудиторию

Личностные качества, интересы и склонности:

  • эрудированность
  • находчивость
  • энергичность
  • общительность
  • коммуникабельность
  • заинтересованность
  • интерес ко всему новому
  • стремление к саморазвитию
  • терпеливость
  • оригинальность

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • отсутствие музыкальных способностей: музыкального слуха, музыкальной памяти
  • пассивность
  • агрессивность
  • замкнутость
  • нечеткая дикция
  • безграмотная речь
  • отсутствие коммуникативных и организаторских способностей
  • безынициативность
  • Области применения профессиональных знаний:
  • радио
  • телевидение
  • концертные залы
  • театры
  • музыкальные учебные учреждения

История профессии

Музыка — «вид искусства, воспроизводящий окружающую нас действительность в звуковых художественных образах» (Советский энциклопедический словарь, М., 1983).

Об «изобретении» музыки было сложено много легенд. Например, древние греки считали музыку великим даром богов, а солнечного бога Аполлона — покровителем искусств и особенно музыки. Древнегреческий миф о певце Орфее рассказывает, что даже дикие звери приходили слушать его голос и мирно лежали у ног певца. А в русской былине повествуется о певце-гусляре Садко, искусство которого покорило морскую стихию. Музыка играла важную роль в жизни людей еще на заре человеческого общества. Люди всегда сопровождали свою деятельность музыкой (отсюда пошли колыбельные, военные, трудовые песни, погребальные плачи).

Древнейшая музыка не отличалась благозвучием. В ней было много звукоподражания: в своих песнях древние люди пытались передать звуки окружающего мира. Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков и шумов звуки музыкальные, научились осознавать их отличие по высоте, их соотношение, связь. Чем дальше развивалось музыкальное сознание человека, тем больше он находил вокруг себя источников музыки (натянутая тетива, дуплистое дерево и т. д.). Так возникли древнейшие музыкальные инструменты — предки современных флейты, арфы, барабана. Ученые относят их изобретение к очень отдаленному периоду каменного века.

Музыкальные программы существуют с давнего времени. Народные певцы (трубадуры, миннезингеры), ходившие по городам и селам, имели свою концертную программу. Правда, составляли они ее сами. Для высокопоставленных лиц (королей, царей) музыкальные программы составлялись специальными придворными. В театрах XVIII-XIX веков, составлением музыкальных программ занимался, как правило, сам директор театра.

Творческие профессии всегда кажутся людям привлекательными и, как многие считают, не требуют каких-то усилий. Но это в корне неверно, для специальностей такого плана нужен талант - ведь без него сложно создать шедевры. И профессии, связанные с музыкой - не исключение. Для большинства музыкальная профессия может быть только одна - это певец или музыкант. Кто-то сможет ещё вспомнить и про композитора. На самом деле работа в музыкальной индустрии не ограничивается только этими известными специализациями. Какие есть профессии, связанные с музыкой? Их довольно большое разнообразие, которое не ограничивается одними певцами и музыкантами. Ниже читателю будет представлен список профессий, связанных с музыкой.

Исполнители музыки

Это те, кто доносит до слушателей смысл музыкального произведения. К ним относятся представители следующих специальностей:

  • Певец. Наверное, это одна из самых популярных профессий, связанных с музыкой. Певец - это человек, который с помощью своего голоса передаёт слушателям содержание музыкального произведения. Голос - его рабочий инструмент, поэтому он должен уметь владеть им в совершенстве. Недостаточно просто иметь хорошие вокальные данные от природы - нужно целенаправленно проводить работу над голосовыми связками, чтобы исполнение композиции надолго оставалось в сердцах слушателей.
  • Музыкант. Если для певца его инструментом является голос, то для человека этой профессии - это абсолютный слух и умение играть на каком-либо музыкальном инструменте, в результате игры на котором люди слышат музыку.
  • Дирижёр. Это одна из трудных профессий, связанных с музыкой, потому что именно от того, как он будет управлять группой музыкантов или вокалистов, зависит качество исполнения музыкального произведения. Ведь его задачей является не просто управление исполнителями, а донесение смысла композиции. Дирижёр должен обладать абсолютным слухом, организаторскими способностями.

Создатели музыки

Чтобы исполнителям было что исполнять, нужно это создать. И тут музыкальное общество не сможет обойтись без представителей этих прекрасных профессий:

  • Композитор. Это тот, кто пишет музыку, передаёт свои эмоции через ноты. Некоторые сочиняют, находясь за инструментом. Кто-то предпочитает записывать нотами. Если вы не можете жить без музыки, хотите общаться посредством её с миром, то профессия композитора - для вас.
  • Аранжировщик. Об этой специализации вспоминают реже, чем о вышеперечисленных. Это человек, который занимается обработкой звучания композиции. Аранжировщик может из неинтересной вещи сделать настоящий шедевр, но для этого ему необходимы некоторые навыки композитора. Также именно этот специалист может придать, например, классическому произведению рок-звучание.
  • одна из популярных у молодёжи профессий, связанных с музыкой. Прогресс не стоит на месте, в том числе и музыкальный. Диджей при помощи специального оборудования сводит, т. е. смешивает несколько композиций и создаёт нечто новое.
  • можно сказать, сочетание навыков из последних двух специальностей. Человек, занимающийся звукорежиссурой, с помощью различных техник создаёт новый образ звука, который потом может использоваться в фильмах, спектаклях.

Преподаватели музыки

Конечно же, без музыкальных педагогов не обойтись. Ведь для всех профессий, связанных с музыкой, нужно иметь необходимые навыки и умения, которые может дать только преподаватель. Кроме постановки голоса, обучения игры на инструментах, люди музыкальной сферы должны быть хорошо эрудированными и разбираться в музыкальных направлениях. Все эти знания дают музыкальные педагоги.

Специальности с техническим и научным уклоном

Также стоит упомянуть о таких профессиях:

  • Звукотехник. Благодаря ему всё музыкальное оборудование, которое имеется на сцене, съёмочных площадках, работает, и слушатели могут наслаждаться прекрасным звучанием.
  • Музыковед. Это довольно редкая профессия, рассматривающая музыкальную сферу с научной точки зрения. Данные специалисты занимаются разработкой музыкальной теории, её систематизацией и решением различных музыкальных вопросов.

Выше были перечислены 10 профессий, связанных с музыкой, которые могут показаться наиболее интересными. Как и в любой творческой сфере, нельзя создать прекрасные вещи, не имея таланта. Но можно даже замечательную задумку не суметь воплотить должным образом из-за недостатка знаний. Поэтому музыкальным профессиям нужно обучаться, если вы хотите связать с музыкой свою профессиональную деятельность.

Где обучают

На музыкальных специалистов обучают в консерваториях, филармониях, специальных музыкальных учреждениях, факультетах. На все перечисленные выше профессии необходимо учиться, что позволит в дальнейшем стать настоящим профессионалом в музыкальной сфере. Главное - помнить, что создание и исполнение музыки - это прежде всего искусство, которое должно приносить душевную гармонию.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Республики Крым

«Дворец детского и юношеского творчества»

План-конспект занятия в кружке "Радиожурналистика"

Тема: Творческие профессии: звукорежиссер и музыкальный редактор.

Ожидаемые результаты

После этого урока ученик должен знать основные сведения о таких профессиях, как звукорежиссёр и музыкальный редактор, какие виды работы они выполняют в медиасфере.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: радиостудия.

Ход урока

Организационный момент: сообщение темы и цели урока.

Мотивация учебной деятельности

Учащиеся посещают радиостудию и наблюдают процесс записи и монтажа радиопередачи.

По факту услышанного и увиденного проходит беседа. Педагог отвечает на возникшие вопросы.

Изучение нового материала

Материал, подготовленный журналистом к эфиру, например, на радио, проходит несколько этапов обработки, прежде чем он прозвучит в приёмниках. Придать нужную "форму" этому материалу журналисту помогают звукорежиссёр и музыкальный редактор.

Звукорежиссёр – одна из ключевых профессий в медиасфере и шоу-бизнесе. В этой профессии творческая сторона сочетается с технической. Если главная задача звукооператора – качество звука и его сбалансированность, то у звукорежиссёра задача значительно шире.

Звукорежиссёр управляет звуком в студиях записи, на радио, телевидении, концертах, дискотеках и вообще везде, где требуется звук высокого качества.

Не надо путать профессию звукорежиссера с работой звукооператора и ди-джея - те просто технически воспроизводят звук, а звукорежиссёр создает полную звуковую картину записываемого материала или проводимого мероприятия.

Главная цель работы специалиста - создать у аудитории подходящее настроение и восприятие, на которое рассчитывают авторы произведения или организаторы мероприятия. Потому звукорежиссёр должен не только знать технику, но и быть творческой личностью.

В зависимости от специфики деятельности или конкретного мероприятия у звукорежиссёра могут быть различные должностные обязанности:

    проводить работы над звуковым решением программ;

    руководить расстановкой микрофонов в аудитории и проведением технических проб, обеспечивать использование специальных звуковых эффектов;

    готовить оборудование к записи и коммутации;

    знакомить исполнителей произведений с техникой обращения с микрофоном;

    следить за точным и качественным исполнением речевых и музыкальных текстов, ритмом и чистотой музыкального звучания, а также за правильной артикуляцией исполнителей;

    создавать аранжировки к музыке;

    осуществлять монтаж музыкальных фонограмм и соответствующие работы по озвучиванию, наложению музыки и шумов, тонированию, сведению, перезаписи;

    вести дискотеки, отстраивать звук на концертах.

Одно из главных требований к звукорежиссеру – это музыкальный слух. Кроме того, отсутствие страха перед микрофоном, знание музыкальных редакторов (Vegas, Nuendo, Sound Forge, Samplitude и т.п.), знание звуковых пультов и иного звукового, знание акустических особенностей помещений, знание основ актерского мастерства и режиссуры и, конечно, наличие профессионального образования.

Как вы обратили внимание, ни одна радиопередача не обходится без хоть малейшего использования музыки. Ещё одна творческая профессия на радио – музыкальный редактор. Появилась она с развитием радио и телевидения.

В советские времена музыкальный редактор занимался не только отслеживанием музыкального содержания программы, но и идеологической стороной произведений. Профессия «музыкальный редактор» в России стала реальностью только в 90-х годах XX века с появлением первой музыкальной радиостанции «Европа-плюс». Сегодня эта профессия пользуется большой популярностью.

Чем же занимается музыкальный редактор? Он выбирает песни для эфира, корректирует список песен, выстраивает музыкальный эфир соответственно музыкально-информационному формату и аудитории радиостанции, принимает участие в составлении музыкальных сборников радиостанции, организует выступление артистов на радиостанции, занимается поиском новых музыкальных произведений, составлением музыкальных рейтингов песен, готовит программы и проводит их, работает на радиостанциях, музыкальных каналах, в музыкальных программах.

Задание учащимся. Выбрать отрывок из художественного произведения (поэзия или проза) и подобрать музыкальное оформление к нему.

Музыка — "вид искусства, воспроизводящий окружающую нас действительность в звуковых художественных образах". Об "изобретении" музыки было сложено много легенд. Например, древние греки считали музыку великим даром богов, а солнечного бога Аполлона — покровителем искусств и особенно музыки. Древнегреческий миф о певце Орфее рассказывает, что даже дикие звери приходили слушать его голос и мирно лежали у ног певца. А в русской былине повествуется о певце-гусляре Садко, искусство которого покорило морскую стихию. Музыка играла важную роль в жизни людей еще на заре человеческого общества. Люди всегда сопровождали свою деятельность музыкой (отсюда пошли колыбельные, военные, трудовые песни, погребальные плачи).

Профессия же "музыкальный редактор" как таковая появилась с развитием радио и телевидения. В советские времена музыкальный редактор занимался не только отслеживанием музыкального содержания программы, но и идеологической стороной произведений. Профессия "музыкальный редактор" в России в сегодняшнем ее понимании стала реальностью только в 90-х годах XX века с появлением первых музыкальных радиостанций (Радио "Рокс", "Европа-плюс", "М-радио", "Радио 101") и первого музыкального канала ("2x2").

Профессиограмма "Музыкальный редактор"

Наименование профессии музыкальный редактор
Доминирующий способ мышления адаптация — координация
Дополнительные способы мышления приложение — регуляция; креативность — гибкость
Область базовых знаний №1 и их уровень основы искусствоведения, уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2 и их уровень музыка, аранжировка, основы эстрадного искусства, английский язык, владение компьютером, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область музыка
Межличностное взаимодействие частое
Доминирующий интерес артистический
Дополнительный интерес предприимчивый
Условия работы в помещении; сидячий / мобильный
Предпочтительный пол

Доминирующие виды деятельности профессии "Музыкальный редактор":

  • работа на радиостанциях, музыкальных каналах, в музыкальных программах:
  • прослушивание новых музыкальных поступлений;
  • составление плей-листов (play-list) и общего списка песен радиостанции, музыкальной передачи, канала;
  • выбор песен для эфира;
  • коррекция списка песен (снятие старых композиций, добавление новых);
  • определение категории песен (частота их появления в эфире);
  • выстраивание музыкального эфира соответственно музыкально-информационному формату и аудитории радиостанции, музыкальной передачи, канала;
  • составление отчетов для Российского авторского общества об использованных песнях на радиостанции, музыкальном канале, в музыкальной передаче;
  • принятие участия в составлении музыкальных сборников радиостанции;
  • организация концертов, выступлений артистов на радиостанции, музыкальной передаче, канале;
  • поиск новых музыкальных произведений;
  • поиск новых форм подготовки программы;
  • составление музыкальных рейтингов песен;
  • создание базы данных музыкальных произведений и исполнителей;
  • работа в концертных залах, театрах;
  • поиск заказчика (артиста);
  • подготовка программы совместно с артистом, режиссером;
  • проведение программы;
  • изучение репертуара артиста;
  • работа с репертуаром;
  • работа с материалами артиста;
  • участие в оформлении программы;
  • проведение репетиции совместно с режиссером.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности музыкального редактора:

Способности Личностные качества, интересы и склонности
  • хорошая память (в т. ч. музыкальная);
  • музыкальный вкус;
  • музыкальный слух;
  • четкая дикция;
  • грамотная речь;
  • коммуникативные навыки;
  • высокий уровень переключения, распределения и объема внимания;
  • организаторские способности;
  • тонкое музыкальное чутье;
  • креативность, творческость;
  • способность не переносить собственные музыкальные вкусы на аудиторию.
  • эрудированность;
  • находчивость;
  • энергичность;
  • общительность;
  • коммуникабельность;
  • заинтересованность;
  • интерес ко всему новому;
  • стремление к саморазвитию;
  • терпеливость;
  • оригинальность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • отсутствие музыкальных способностей (музыкального слуха, музыкальной памяти);
  • пассивность;
  • агрессивность;
  • замкнутость;
  • нечеткая дикция;
  • безграмотная речь;
  • отсутствие коммуникативных и организаторских способностей;
  • безынициативность.

Области применения профессиональных знаний:

  • радио;
  • телевидение;
  • концертные залы;
  • театры;
  • музыкальные учебные учреждения.
Загрузка...