Бизнес портал - StatusPro

А н леонтьев писал деятельность богаче эссе. Леонтьев А

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое деятельность?

Деятельность – это процесс сознательного и целесообразного изменения человеком мира и самого себя.

3. Как связаны деятельность и потребности?

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Существует три вида потребностей: естественные, социальные и идеальные.

4. Что такое мотив деятельности? Чем мотив отличается от цели? Какова роль мотивов в деятельности человека?

Мотив - это то, почему действует человек, а цель – это то, ради чего действует человек. Одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, ученики читают, т. е. они выполняют одну и ту же деятельность. Но один ученик может читать, испытывая потребность в знаниях. Другой - из-за желания порадовать родителей. Третьим движет желание получить хорошую оценку. Четвёртый хочет самоутвердиться. В то же время один и тот же мотив может вести к разным видам деятельности. Например, стремясь самоутвердиться в своём коллективе, школьник может проявить себя в учебной, спортивной, общественной деятельности.

5. Дайте определение потребности. Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры.

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы: естественные, социальные и идеальные.

Естественные потребности. По-другому их могут называть врождёнными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всём том, что является продуктом общественной жизни.

Идеальные потребности. По-другому их называют духовными или культурными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нём, смысла своего существования.

6. Что можно отнести к результатам (продуктам) деятельности человека?

К продуктам деятельности человека относятся материальные и духовные блага, формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения, знания самого человека.

7. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие.

Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности.

В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную. Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.

В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.

В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов её осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность, которая выполняется строго по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую.

В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме того, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определённые виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества - научная, образовательная, досуговая.

8. Как связаны деятельность и сознание?

Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление, обладая определённым значением и смыслом, становятся частью сознания. С другой стороны, ряд ощущений, переживаний человека находится за рамками сознания. Они приводят к малоосознанным, импульсивным действиям, о которых говорилось ранее, а это влияет на деятельность человека, порой искажая её результаты.

Деятельность, в свою очередь, способствует изменениям в сознании человека, его развитию. Сознание формируется деятельностью, чтобы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать её. Практически осуществляя свои творческие замыслы, родившиеся в сознании, люди преображают природу, общество и самих себя. В этом смысле сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. Впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, получив определённые умения и навыки, человек осваивает действительность. При этом он ставит цели, создаёт проекты будущих орудий, осознанно регулирует свою деятельность.

ЗАДАНИЯ

1. На Камчатке, известной своими действующими вулканами, внедряются в жизнь специальные технологии по переработке вулканического сырья. Начало этим работам было положено специальным решением губернатора. Специалисты определили, что производство силикатов из вулканической породы очень прибыльное дело, не требующее значительных капиталовложений. По их расчётам, работа одного завода может приносить 40 млн рублей в областной бюджет и 50 млн рублей в госбюджет. Рассмотрите эти сведения с позиций изученной темы: определите, какие виды деятельности людей проявились в описанных событиях, назовите в каждом случае субъекты и объекты деятельности, проследите на данном примере связь сознания и деятельности.

Вид деятельности - труд, материальная деятельность, субъекты - работники, специалисты, объекты - вулканическое сырье, прибыль дела. Связь сознания и деятельности - сначала мы сознаем событие, делаем отчет о нем (расчеты прибыльности), потом уже начинаем действовать (внедрять технологии).

2. Определите, к практической или духовной деятельности относятся: а) познавательная деятельность; б) социальные реформы; в) производство товаров первой необходимости.

а) познавательная деятельность относится к духовной деятельности, т.к. познание направлено на получение знаний, а знания идеальны, их нельзя увидеть или потрогать;

б) социальные реформы будут относится к практической деятельности, т.к. данный вид деятельности направлен на преобразование общества;

в) производство товаров первой необходимости будет относится к практической деятельности, т.к. объектом в данном случае будет природа, а результатом – материальные блага.

3. Назовите действия, из которых состоит деятельность врача, земледельца, учёного.

Врач в первую очередь работает с людьми: принимает, по результатам анализов делает заключение, если есть необходимость, - лечит. Земледелец: изучает почву, для того, чтобы знать, что на ней будет расти и необходимо ли её удобрять, обрабатывает, сажает на ней всё, что необходимо, ухаживает за растениями, собирает урожай. Ученый: занимается наукой, собирает и испытывает материалы в какой-либо научной сфере, изучает их свойства, пытается улучшить и открыть что-то новое, проводит опыты и т.д.

4. А. Н. Леонтьев написал: «Деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее её сознание». Поясните эту мысль.

Сознание позволяет человеку мыслить, но не всякая мысль приводит к действию, значит деятельность богаче и истеннее.

В. В. ДАВЫДОВ, В. П. ЗИНЧЕНКО, Н. Ф. ТАЛЫЗИНА

Категория деятельности является общепринятой в советской психологии. Дальнейшее развитие деятельностного подхода требует осознания пройденного пути, анализа сложившихся точек зрения на функции категории деятельности в системе психологической науки, выделения проблем, которые должны составить программу исследовательской работы советских психологов.

Диалектико-материалистическая трактовка деятельности связана прежде всего с утверждением ее предметного характера.

Принцип предметности составляет ядро психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева и его последователей. Предмет при этом понимается не как объект, существующий сам по себе и воздействующий на субъекта, а как «то, на что направлен акт... т. е. как нечто, к чему относится именно живое существо, как предмет его деятельности - безразлично, деятельности внешней или внутренней» .

И далее: «Предмет деятельности выступает двояко: первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может» .

Таким образом, деятельность человека характеризуется не только предметностью, но и субъектностью : деятельность субъекта всегда направлена на преобразование объекта, могущего удовлетворить определенную потребность. В деятельности заключено единство таких противоположных начал, как объект и субъект. Чтобы понять их взаимопереходы, необходимо проследить за динамикой свершения акта деятельности.

А. Н. Леонтьев указывал на то, что предпосылкой, внутренним условием и вместе с тем регулятором конкретной деятельности выступает потребность , которая «толкает» субъекта к поисковым движениям, первоначально не направленным на определенный предмет. Здесь проявляется пластичность деятельности - ее уподобление свойствам независимых от нее объектов . В процессе уподобления происходит «нащупывание» потребностью своего предмета, происходит опредмечивание потребности.

Далее деятельность субъекта направляется уже не самим предметом, а его образом . Порождение образа рассматривается не как односторонний процесс воздействия объекта на субъект, а как двусторонний. Образ «...является результатом встречного «подражательного» процесса, который осуществляет как бы его опробование» .

Таким образом, практические контакты субъекта с внешним миром, а не простое воздействие последнего, порождают психическое отражение у субъекта. Принадлежность образов субъекту означает их зависимость от потребностей субъекта. В определение субъективного образа входят человеческая жизнь, практика. Одновременно происходит движение и в обратном направлении: деятельность субъекта переходит в «покоящееся свойство» ее объективного продукта.

Указанные особенности деятельности служат основой для преодоления

как идеалистических, так и механистических концепций в психологии. Субъект и объект выступают как слагающие целостную систему, внутри которой они обретают присущие им системные качества.

Такое понимание категории деятельности позволило преодолеть «постулат непосредственности», характерный для представителей многих психологических направлений. Согласно этому постулату, состояние субъекта определяется непосредственно объектами по следующей схеме: «...воздействие на рецепирующие системы субъекта → возникающие ответные - объективные и субъективные - явления, вызываемые данным воздействием» . При таком понимании субъект выступает как реактивное существо, всецело подчиненное воздействиям среды.

При деятельностном подходе субъект активно взаимодействует с объектом, «встречает» его пристрастно и избирательно. Другими словами, принципу реактивности противопоставляется принцип активности субъекта. Этот принцип позволяет преодолеть подход к человеку как лишь приспосабливающемуся" к окружающим условиям существу, противопоставить этому подходу преобразующий, творческий характер деятельности человека.

Категория деятельности выступает в психологии в двух функциях: в качестве объяснительного принципа и в качестве предмета исследования. Изучение основ первой функции было начато Л. С. Выготским и С. Л. Рубинштейном, а в дальнейшем продолжено А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия и др. Исследование деятельности в качестве особого предмета также было начато Л. С. Выготским и др., но особенно интенсивно в течение многих лет проводилось А. Н. Леонтьевым и его последователями.

При этом А. Н. Леонтьев подчеркивал, что «для Маркса деятельность в ее исходной и основной форме-это чувственно практическая деятельность, в которой люди вступают в практический контакт с предметами окружающего мира, испытывают на себе их сопротивление и воздействуют на них, подчиняясь их объективным свойствам» . Главным методом изучения процесса возникновения и развития психического отражения стал анализ чувственно-практической деятельности, опосредствующей связь субъекта с реальным миром. Использование этого метода подтвердило справедливость тезиса Л. С. Выготского о том, что Для объяснения сознания необходимо выйти за его пределы .

Предметная деятельность как предмет психологической науки впервые была выделена С. Л. Рубинштейном. В дальнейшем А. Н. Леонтьев развил этот подход к предмету психологии. Он считал, что целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах, в их взаимопереходах и трансформациях является предметом психологии. Психологический анализ деятельности состоит не в выделении из нее психических элементов для дальнейшего изучения, а в выделении таких единиц, «которые несут в себе психическое отражение в его неотторжимости от порождающих его и им опосредуемых моментов человеческой деятельности» .

А. Н. Леонтьев писал, что задача состоит в построении «непротиворечивой системы психологии как конкретной науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредует жизнь индивида» . Поскольку психическое отражение рассматривается как порожденное в процессе развития чувственно-практической деятельности, то оно не может быть понято вне целостной системы деятельности.

Принципиально важно, что генетически исходной формой для всех видов деятельности, в том числе и «внутренних» видов, является внешняя предметная деятельность. Внутренняя деятельность вторична, она формируется в процессе интериоризации внешней предметной деятельности. Этот переход совершается через систему преобразований, идущих по нескольким линиям. В этой связи необходимо отметить два важных момента.

Во-первых, в процессе интериоризации происходит переход не только от внешнего плана к внутреннему, но и переход от коллективной деятельности к индивидуальной (коллективная деятельность происходит как в виде совместной практической деятельности, так и в виде речевого общения).

Во-вторых, интериоризация состоит не в перемещении внешней деятельности в предшествующий ей внутренний план сознания, а в формировании самого этого плана.

Между внешней и внутренней деятельностью существуют постоянные взаимопереходы: имеет место как процесс интериоризации, так и процесс экстериоризации. Эти взаимопереходы возможны потому, что обе эти формы имеют в принципе единое общее строение. Открытие общности строения этих форм человеческой деятельности А. Н. Леонтьев считал «одним из важнейших открытий современной психологической науки» . Вместе с тем необходимо иметь в виду, что принципиальная общность строения внешней и внутренней деятельности как органической системы связана прежде всего с их генетическим родством, а не только и не столько с некоторым формальным совпадением их структур.

Отмечая особое значение для советской психологии положения о том, что внешняя и внутренняя деятельность имеют генетическое единство, следует вместе с тем подчеркнуть неразработанность многих вопросов, касающихся конкретных особенностей этого единства. Так, позиция А. Н. Леонтьева в этой проблеме связана с идеями Л. С. Выготского, согласно которым внутренняя деятельность индивида возникает на основе коллективной деятельности людей. Но до сих пор отсутствует сколь-нибудь значительное количество фактов, раскрывающих своеобразие возникновения индивидуальной деятельности на основе коллективной.

Обратимся к общей структуре деятельности, которая наиболее полно представлена в работах А. Н. Леонтьева (она стала особым предметом психологического исследования в его научной школе). Деятельность имеет следующие составляющие: потребность мотив цель условия достижения цели (единство цели и условий представляет задачу ) и соотносимые с ними деятельность ↔ действие ↔ операции .

Категория целостной деятельности соотносима с понятием потребности и аоаятием мотива, с определением их предметного содержания. Поэтому о конкретной деятельности человека можно говорить только тогда, когда относительно какой-либо его активности выделены именно ее потребность и мотивы при достаточно четких характеристиках их содержания. И наоборот, если речь идет о потребности и конкретизирующих ее мотивах при определении их предметного содержания, то только этим психологическим образованиям соответствует та или иная деятельность, направленная на их удовлетворение (естественно, что в ином смысле термин «деятельность» употреблять в психологии просто нельзя).

Тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению той цели, которая, будучи представлена в определенных условиях, требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета, который удовлетворяет мотив и потребность. Характер выполняемого действия, направленного на решение задачи, определяется его целью, в то время как условия задачи определяют операции, необходимые для решения.

Особое внимание А. Н. Леонтьев обращал на изменение и трансформацию самой структуры деятельности как целостной системы. Так, деятельность может потерять свой мотив и превратиться в действие, а действие при изменении цели может превратиться в операцию. Мотив некоторой деятельности может переходить на цель действия, в результате чего последнее превращается в некоторую целостную деятельность. Постоянно происходят такие взаимные превращения: деятельность ↔ действие ↔ операция и мотив ↔ цель ↔ условия. Подвижность составляющих деятельности выражается также в том, что каждая из них может стать дробной или, наоборот, включать в себя ранее относительно самостоятельные единицы (например, некоторое действие может раздробиться на ряд последовательных действий при соответствующем подразделении некоторой цели на подцели).

Принципиально важно то, что в соответствии с трансформацией составляющих деятельности происходит дробление или объединение ориентирующих

их образов. Следовательно, при сохранении целостности какой-либо деятельности происходит дифференциация и интеграция ее составляющих и связанных с ними образов .

Общая характеристика строения деятельности и взаимопревращений ее составляющих и связанного с ними плана отражения представляет, на наш взгляд, большой интерес для теоретической психологии. Это может послужить основой для дальнейшего тщательного исследования конкретных типов и видов деятельности и тех психологических образований, которые обеспечивают их построение и функционирование.

Предстоит большая работа, направленная на уточнение общей структуры деятельности. В связи с этим возникает ряд трудных проблем, касающихся закономерностей взаимопревращения и трансформации составляющих деятельности, закономерностей перехода от одной деятельности к другой. Особенно остро стоит проблема методов исследования строения деятельности, взаимопревращения и трансформации ее составляющих, методов определения их предметного содержания.

С введением в предмет психологии самой предметной деятельности по-новому ставится вопрос об единицах психологического анализа. Этот вопрос в свое время был поставлен еще Л. С. Выготским. «Под единицей мы подразумеваем,- писал Л. С. Выготский,- такой продукт анализа, который в отличие от элементов обладает всеми основными свойствами, присущими целому , и которые являются далее неразложимыми живыми частями этого единства... Психологии, желающей изучить сложные единства, необходимо понять это. Она должна заменить методы разложения на элементы методом анализа, расчленяющего на единицы» .

Это означает, что анализ деятельности надо вести в таких единицах, которые сохраняют все специфические ее особенности. В качестве такой единицы выступает действие . Именно действие, строя любую деятельность, содержит в себе все ее специфические характеристики.

Действие в качестве единицы анализа деятельности было определено в работах А. Н. Леонтьева (см., например, ) и С. Л. Рубинштейна, который, обосновывая выбор такой единицы, писал, что для понимания многообразных психических явлений в их существенных внутренних взаимосвязях «нужно прежде всего найти ту «клеточку», или «ячейку», в которой можно вскрыть зачатки всех элементов психологии в их единстве» . Надо найти такое «психофизическое единство, - продолжает он, - в которое заключены основные моменты психики в их реальных взаимосвязях, обусловленных конкретными материальными условиями и взаимоотношениями индивида с окружающим его миром. Такой клеточкой является любое действие, как единица его деятельности» . Будучи актом практической и теоретической деятельности, «действие как «единица» деятельности, взятое в его психологическом содержании, - это акт, который исходит из определенных мотивов и направляется на определенную цель, учитывая условия, в которых эта цель достигается, действие выступает как решение встающей перед индивидом задачи» .

Необходимо выделить ряд других требований к единице анализа. Так, эта единица должна не только выражать внутреннее единство психических процессов, но и позволять исследовать отношение отдельного процесса ко всей жизни сознания в целом и к его важнейшим функциям. К тому же единица анализа как генетически исходная «клеточка» должна иметь реальную чувственно-созерцаемую форму. В связи с этим в качестве генетически исходной единицы анализа в психологии может выступить чувственно-предметное действие .

Не касаясь других проблем, связанных с единицами анализа в психологии, отметим, что рассматриваемая проблема прямым образом связана с вопросом о психологическом языке, с вопросом о систематике в психологии. Реализация деятельностного подхода предполагает построение всего здания психологической науки на языке теории

деятельности. В связи с этим важно указать на ряд тенденций в советской психологии, которые, на наш взгляд, препятствуют такому ее построению.

Во-первых, все еще сохраняется тенденция к использованию языка функционалистской психологии с заменой слова «функция» словом «деятельность», хотя ни одна функция сама по себе не может быть ни деятельностью, ни действием как тем единством, в котором заключены основные моменты психики в их реальных взаимосвязях .

Во-вторых, признается допустимость сосуществования в психологии двух языков. Эта тенденция ярко выступила в работах С. Л. Рубинштейна. При подходе к одной и той же психологической реальности он предложил вести анализ как на языке деятельности, так и на языке процессов. «...Мышление рассматривается как деятельность, когда учитываются мотивы человека, мышление выступает в процессуальном плане, когда изучают... те процессы анализа, синтеза, обобщения, посредством которых разрешаются мыслительные задачи» .

В-третьих, идет процесс привнесения в психологию понятий ряда других наук, не всегда даже смежных с нею.

Таким образом, мы считаем, что проблему языка и стоящую за ней проблему единиц анализа нельзя недооценивать, так как за ними стоит вопрос о понимании предмета психологического знания.

Как было сказано выше, категория предметной деятельности выполняет в психологии две функции: как объяснительный принцип и как предмет исследования. В связи с этим Э. Г. Юдин справедливо отмечает, что переход от использования категории деятельности в качестве объяснительного принципа к ее использованию в качестве предмета изучения составляет далеко не тривиальный вопрос. При выполнении первой функции категория деятельности служит источником и основанием объяснения. «Когда же ее начинают рассматривать как предмет объективного научного изучения, то в рамках этого предмета, в свою очередь, должен существовать какой-то объяснительный принцип, который на этот раз уже будет объяснять саму деятельность» .

При рассмотрении вопроса о предмете психологической науки необходимо учитывать ряд обстоятельств. Во-первых, А. Н. Леонтьев отмечал, что предметная деятельность не вся, не полностью входит в собственно предмет психологической науки . Больше того, А. Н. Леонтьев прямо говорит о том, что психология - это наука о порождении, функционировании и строении психического отражения. На первый взгляд эти два подхода к предмету психологии выглядят как противоречащие друг другу. На самом деле здесь противоречия нет, хотя и требуется уточнение.

Дело в том, что диалектико-материалистическое понимание психического отражения не позволяет изучать его вне системы целостной деятельности. Психолог должен иметь дело с этой целостной системой - именно она должна быть для него «открытой книгой». И только переворачивая ее страницы, он может узнать, как порождается психическое отражение, как оно функционирует.

В этой связи особого внимания заслуживает подход П. Я. Гальперина к предмету психологии, который считает, что собственно предметом психологии является ориентировочная часть предметной деятельности. Факты, накопленные в современной науке, дают основание полагать, что само порождение психического отражения происходит при решении субъектом задач в таких условиях, которые требуют задержки выполнения действия и его «проигрывания» , в плане отражения , , т. е. выполнения своеобразной ориентировочной деятельности.

Подход П. Я. Гальперина к этой проблеме показывает, что категория деятельности как объяснительный принцип может выполнить свою функцию только в том случае, когда учитывается ее целостное системное строение, без чего ее ориентировочная часть не может быть адекватно изучена.

В последнее время в советской психологии ставится вопрос о расширении ее категориальной базы. Так, Б. Ф. Ломов считает, что при построении основ психологии наряду с категорией деятельности необходимо использовать

и другие категории, в числе которых он называет отражение, общение. Кроме того, предлагается ввести системный подход в психологическое исследование. Однако, согласно теории А. Н. Леонтьева, все эти категории имплицитно содержатся именно в категории деятельности.

Как было показано выше, деятельность системна по самой своей природе. Поэтому адекватное ее изучение возможно только при системном подходе к ней, при анализе таких ее единиц, которые обладают системными качествами. Образ (психическое отражение) всегда занимает существенное место в системе деятельности,- в отрыве от нее нельзя понять ни его генезис, ни его функционирование. Что касается общения, то оно выступает в деятельности в нескольких функциях. Так, оно составляет переходную форму деятельности на пути ее трансформации из коллективной в индивидуальную. Общение органически включается в коллективную деятельность. Наконец, оно само является важнейшим видом человеческой деятельности.

Таким образом, все указанные категории могут быть выведены из предметной деятельности как исходной психологической категории.

Проведенный анализ показывает, что деятельностный подход в психологии, развиваемый А. Н. Леонтьевым, радикально меняет представление о предмете психологической науки, ее методе, а тем самым и об единицах психологического анализа, ее языке.

Вместе с тем в работах Алексея Николаевича сформулированы лишь исходные принципиальные положения, реализация которых в конкретно-психологическом плане требует целого ряда уточнений. Особую задачу составляет соотнесение взглядов А. Н. Леонтьева на место категории деятельности в психологии с позицией Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина, а также ряда других психологов, внесших свой вклад в развитие деятельностного подхода в советской психологии.

1. Бернштейн Н. А . Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966.

2. Выготский Л. С. Собр. соч., т. 2, М., 1982.

3. Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М., 1976.

4. Давыдов В. В. Категория деятельности и психического отражения в теории А. Н. Леонтьева. - Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 1979, № 4, с. 25-41.

5. Давыдов В. В., Радзиховский Л. А. Теория Л. С. Выготского и деятельностный подход в психологии. - Вопросы психологии, 1980, № 6; 1981, № 1, с. 48-59.

6. Зинченко В. П. Идеи Л. С. Выготского о единицах анализа психики. - Психологический журнал, 1981, т. 2, № 2, с. 118-133.

7. Леонтьев А. Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения.- Советская педагогика, 1946, № 1-2.

8. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд., - М., 1981.

9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

10. Ломов Б. Ф. Категория общения и деятельности в психологии. - Вопросы философии, 1979, № 8.

11. Рубинштейн С. Л. Проблемы психологии в трудах К. Маркса. - Психотехника, 1934, № 7.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.- М., 1946.

13. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание.- М., 1957.

14. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1975.

14. Юдин Э. Г. Понятие деятельности как методологическая проблема. - Эргономика. Труды ВНИИТЭ, 1976, № 10, с. 81-88.

Поступила в редакцию 04. II .1982 г.

А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн являются создателями советской школы психологии, которая базируется на абстрактной концепции личности. Она была основана на работах Л. С. Выготского, посвященных культурно-историческому подходу. Данная теория раскрывает термин "деятельность" и другие взаимосвязанные с ним понятия.

История создания и основные положения концепции

С. Л. Рубинштейном и А. Н. деятельности была создана в 30-е годы двадцатого века. Они разработали данную концепцию параллельно, не обсуждая и не советуясь друг с другом. Тем не менее в их работах оказалось много общего, так как ученые использовали одинаковые источники при разработке психологической теории. Основатели опирались на труд талантливого советского мыслителя Л. С. Выготского, также при создании концепции была использована философская теория Карла Маркса.

Главный тезис теории деятельности А. Н. Леонтьева кратко звучит так: не сознание формирует деятельность, а деятельность формирует сознание.

В 30-е годы на основе этого положения Сергей Леонидович определяет главное положение концепции, которое основывается на тесной взаимосвязи сознания и деятельности. Это значит, что психика человека формируется во время активности и в процессе работы, и в них же она проявляется. Ученые указывали, что важно понимать следующее: сознание и деятельность образуют единство, имеющее органическую основу. Алексей Николаевич подчеркивал, что данную связь ни в коем случае не стоит путать с тождеством, иначе все положения, имеющие место в теории, теряют свою силу.

Итак, по мнению А. Н. Леонтьева, "деятельность - сознание личности" - это главная логическая взаимосвязь всей концепции.

Основные психологические феномены теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна

Каждый человек неосознанно реагирует на внешний стимул совокупностью рефлекторных реакций, но деятельность не входит в число данных раздражителей, так как она регулируется умственной работой индивида. Философы в своей представленной теории рассматривают сознание как определенную реальность, которая не предназначается для самонаблюдения человеком. Оно может проявляться только благодаря системе субъективных отношений, в частности, через деятельность индивида, в процессе которой ему удается развиваться.

Алексей Николаевич Леонтьев уточняет положения, озвученные его коллегой. Он говорит, что психика человека встроена в его деятельность, она формируется благодаря ей и проявляется в активности, что, в итоге приводит к тесной связи двух понятий.

Личность в теории деятельности А. Н. Леонтьева рассматривается в единстве с действием, работой, мотивом, операцией, потребностью и эмоциями.

Концепция деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна - это целая система, которая включает в себя методологические и теоретические принципы, позволяющие изучать психологические феномены человека. Концепция деятельности А. Н. Леонтьева содержит такое положение, что основным предметом, помогающим изучать процессы сознания, является деятельность. Этот подход исследования начал формироваться в психологии Советского Союза в 20-е годы двадцатого века. В 1930-ом уже было предложено две трактовки активности. Первое положение принадлежит Сергею Леонидовичу, который сформулировал приведенный выше в статье принцип единства. Вторая формулировка была описана Алексеем Николаевичем совместно с представителями Харьковской психологической школы, которые определили общность строения, затрагивающую внешнюю и внутреннюю деятельность.

Основное понятие в теории деятельности А. Н. Леонтьева

Деятельность - это система, которая строится на основе различных форм реализации, выражающейся в отношение субъекта к материальным объектам и миру в целом. Данное понятие сформулировал Алексей Николаевич, а Сергей Леонидович Рубинштейн определил деятельность как совокупность любых действий, которые направлены на достижение поставленных целей. По мнению А. Н. Леонтьева, деятельность в сознании личности играет первостепенную роль.

Структура деятельности

В 30-е годы двадцатого века в психологической школе А. Н. Леонтьев выдвинул идею о необходимости построения структуры деятельности, чтобы сделать определение данного понятия законченным.

Структура деятельности:

Данная схема является действительной при чтение как сверху вниз, так и наоборот.

Существуют две формы деятельности:

  • внешняя;
  • внутренняя.

Внешняя деятельность

Внешняя деятельность включает в себя различные формы, которые выражаются в предметно-практической активности. При данном виде происходит взаимодействие субъектов и объектов, последние открыто представлены для внешнего наблюдения. Примерами этой формы деятельности являются:

  • работа механиков с помощью инструментов - это могут быть забивание гвоздей молотком или закручивание болтов отверткой;
  • изготовление материальных предметов специалистами на станках;
  • игры детей, для осуществления которых требуются посторонние вещи;
  • уборка помещения: подметание полов веником, протирание окон тряпкой, манипуляции с предметами мебели;
  • строительство домов рабочими: выкладка кирпичей, прокладывание фундамента, вставка окон и дверей и т. д.

Внутренняя деятельность

Внутренняя деятельность отличается тем, что взаимодействия субъекта с любыми образами объектов являются скрытыми от прямого наблюдения. Примерами этого вида являются:

  • решение математической задачи ученым при использовании недоступной глазу умственной деятельности;
  • внутренняя работа актера над ролью, которая включает обдумывания, переживания, тревогу и т. д.;
  • процесс создания произведения поэтами или писателями;
  • придумывание сценария для школьной пьесы;
  • мысленное отгадывание загадки ребенком;
  • эмоции, вызванные у человека при просмотре трогательного фильма или прослушивании им душевной музыки.

Мотив

Общая психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна определяют мотив как предмет человеческой потребности, получается, чтобы охарактеризовать данный термин, необходимо обратиться к нуждам субъекта.

В психологии же мотив является двигателем любой существующей деятельности, то есть это толчок, приводящий субъект в активное состояние, или цель, ради которой человек готов что-либо совершать.

Потребности

Потребность в общей теории деятельности А.Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна имеет две расшифровки:

  1. Потребность - это своеобразное "внутреннее условие", которое является обязательной предпосылкой любой совершаемой субъектом деятельности. Но Алексей Николаевич указывает, что данный вид нужды не способен ни в каком случае вызвать направленную деятельность, потому что его главной целью становится ориентировочно-исследовательская активность, которая, как правило, направляется на поиск таких предметов, какие были бы в состоянии избавить человека от испытываемого желания. Сергей Леонидович добавляет, что это понятие является "виртуальной потребностью", которая выражается лишь внутри себя, поэтому человек испытывает ее в своем состоянии или ощущении "незавершенности".
  2. Потребность - это двигатель любой деятельности субъекта, который направляет и регулирует ее в материальном мире после встречи человека с предметом. Характеризуется данный термин как "актуальная потребность", то есть нужда в конкретной вещи в определенный момент времени.

"Опредмеченная" потребность

Данное понятие можно отследить на примере только что родившегося гусенка, который еще не встречался с каким-либо конкретным предметом, но свойства его уже зафиксированы в сознании птенца - они передались ему от матери в самом общем виде на генетическом уровне, поэтому у него не возникает желания следовать за любой вещью, которая окажется перед его глазами на момент вылупления из яйца. Это происходит только во время встречи гусенка, имеющего свою потребность, с предметом, потому что у него еще нет сформированного представления об облике своего желания в материальном мире. Данная вещь у птенца подходит на подсознании под схему генетически зафиксированного примерного образа, поэтому она в состоянии удовлетворить нужду гусенка. Так происходит запечатление данного предмета, подходящего под искомые характеристики, как предмет, удовлетворяющий соответственные потребности, а нужда приобретает "предметный" вид. Именно так подходящая вещь становится мотивом для определенной деятельности субъекта: в данном случае в последующее время птенец будет повсюду следовать за своей "опредмеченной" потребностью.

Таким образом, Алексей Николаевич и Сергей Леонидович имеют в виду, что потребность на самом первом этапе своего формирования не является таковой, она является в начале своего развития нуждой организма в чем-либо, которая находится вне тела субъекта, несмотря на то, что она отражена на его психическом уровне.

Цель

В данной концепции описывается, что цель является направлениями, на достижение которых человеком реализуется определенная деятельность в форме соответствующих действий, которые побуждаются мотивом субъекта.

Различия цели и мотива

Алексей Николаевич вводит понятие "цель" как желаемый результат, возникающий в процессе планирования человеком какой-либо деятельности. Он подчеркивает, что мотив отличается от данного термина, потому что он является тем, для чего совершаются какие-либо действия. Цель же - это то, что планируется сделать для реализации мотива.

Как показывает действительность, в повседневной жизни приведенные выше в статье термины никогда не совпадают, а являются дополнением друг друга. Также, следует понимать, что между мотивом и целью существует определенная связь, поэтому они являются зависимыми между собой.

Человек всегда понимает какова цель совершаемых или предполагаемых им действий, то есть его задача является осознанной. Получается, человек всегда точно знает, что он собирается делать. Пример: подача документов в университет, сдача заранее выбранных вступительных экзаменов и т. д.

Мотив почти во всех случаях является для субъекта неосознанным или бессознательным. То есть человек может и не догадываться о главных причинах совершения им какой-либо деятельности. Пример: абитуриент очень сильно хочет подать документы в какой-то конкретный институт - он это объясняет тем, что профиль данного учебного заведения совпадает с его интересами и желаемой будущей профессией, на самом деле основной причиной выбора данного университета является желание быть рядом с любимой девушкой, которая учится в этом ВУЗе.

Эмоции

Анализ эмоциональной жизни субъекта - направление, которое считается ведущим в теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна.

Эмоции - это непосредственное переживание человеком смысла цели (также предметом эмоций можно считать мотив, ведь на подсознательном уровне он определен как субъективная форма существующей цели, за которой он внутренне проявляется в психике индивида).

Эмоции позволяют человеку понять, какие на самом деле являются истинные мотивы его поведения и совершаемой деятельности. Если человек достигает поставленной цели, но не испытывает желаемого удовлетворения от этого, то есть, напротив, возникают отрицательные эмоции, это значит, что мотив не был реализован. Следовательно, успех, которого добился индивид, на самом деле мнимый, потому что то, ради чего вся деятельность была предпринята, не было достигнуто. Пример: абитуриент поступил в институт, в котором учится его возлюбленная, но она за неделю до этого была отчислена, что обесценивает успех, которого добился молодой человек.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОЗНАНИЕ

1. ГЕНЕЗИС СОЗНАНИЯ

Деятельность субъекта - внешняя и внутренняя - опосредствуется и ре - гулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности, должно быть им так или иначе воспринято, представлено, понято, удержано и воспроизведено в его памяти; это же относится к процессам его дея - тельности и к самому себе - к его состояниям, свойствам, особенностям. Таким образом, анализ деятельности приводит нас к традиционным темам психологии. Однако теперь логика исследования оборачивается: проблема проявления психических процессов превращается в проблему их происхожде - ния, их порождения теми общественными связями, в которые вступает чело - век в предметном мире.

Психическая реальность, которая непосредственно открывается нам, - это субъективный мир сознания. Потребовались века, чтобы освободиться от отождествления психического и сознательного. Удивительно то многообразие путей, которые вели к их различению в философии, психологии, физиологии: достаточно назвать имена Лейбница, Фехнера, Фрейда, Сеченова и Павлова.

Решающий шаг состоял в утверждении идеи о разных уровнях психического отражения. С исторической, генетической точки зрения это означало приз - нание существования досознательной психики животных и появления у чело - века качественно новой ее формы - сознания. Так возникли новые вопросы: о той объективной необходимости, которой отвечает возникающее сознание, о том, что его порождает, о его внутренней структуре.

Сознание в своей неопосредственности есть открывающаяся субъекту кар - тина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния. Перед неискушенным человеком наличие у него этой субъективной картины не ста - вит, разумеется, никаких теоретических проблем: перед ним мир, а не мир и картина мира. В этом стихийном реализме заключается настоящая, хотя и наивная правда. Другое дело - отождествление психического отражения и сознания, это не более чем иллюзия нашей интроспекции.

Она возникает из кажущейся неограниченной широты сознания. Спрашивая себя, сознаем ли мы то или иное явление, мы ставим перед собой задачу на осознание и, конечно, практически мгновенно решаем ее. Понадобилось изобрести тахистоскопическую методику, чтобы экспериментально разделить "поле восприятия" и "поле сознания".

С другой стороны, хорошо известные и легко воспроизводимые в лабора - торных условиях факты говорят о том, что человек способен осуществлять сложные приспособительные процессы, управляемые предметами обстановки, вовсе не отдавая себе отчета в наличии их образа; он обходит препятствия и даже манипулирует вещами, как бы "не видя" их.

Другое дело, если нужно сделать или изменить вещь по образцу или изобразить некоторое предметное содержание. Когда я выгибаю из проволоки или рисую, скажем, пятиугольник, то я необходимо сопоставляю имеющиеся у меня представление с предметными условиями, с этапами его реализации в продукте, внутренне примериваю одно к другому, такие сопоставления тре - буют, чтобы мое представление выступило для меня как бы в одной плоскос - ти с предметным миром, не сливаясь, однако, с ним. Особенно ясно это в задачах, для решения которых нужно предварительно осуществить "в уме" взаимные пространственные смещения образов объектов, соотносимых между собой; такова, например, задача, требующая мысленного поворачивания фи - гуры, вписываемой в другую фигуру.

Исторически необходимость такого "предстояния" (презентированности) психического образа субъекту возникает лишь при переходе от приспособи - тельной деятельности животных к специфической для человека произ - водственной, трудовой деятельности. Продукт, к которому теперь стремится деятельность, актуально еще не существует. Поэтому он может регулировать деятельность лишь в том случае, если он представлен для субъекта в такой форме, которая позволяет сопоставить его с исходным материалом (предме - том труда) и его промежуточными преобразованиями. Более того, психичес - кий образ продукта как цели должен существовать для субъекта так, чтобы он мог действовать с этим образом - видоизменять его в соответствии с наличными условиями. Такие образы и суть сознательные образы, созна - тельные представления - словом, суть явления сознания.

Сама по себе необходимость возникновения у человека явлений сознания, разумеется, еще ничего не говорит о процессе из порождения. Она, однако, ясно ставит задачу исследования этого процесса, задачу, которая в преж - ней психологии вообще не возникала. Дело в том, что в рамках традицион - ной диодической схемы объект - > субъект феномен сознания у субъекта при - нимался без всяких объяснений, если не считать истолкований, допускающих существование под крышкой нашего черепа некоего наблюдателя, созерцающе - го картины, которые ткут в мозге нервные физиологические процессы.

Впервые метод научного анализа порождения и функционирования челове - ческого сознания - общественного и индивидуального - был открыт Марксом. В результате, как это подчеркивает один из современных авторов, предмет исследования сознания переместился от субъективного индивида на соци - альные системы деятельности, так что "метод внутреннего наблюдения и по - нимающей интроспекции, долгое время монопольно владевший исследованиями сознания, затрещал по швам". На немногих страницах невозможно, разуме - ется, охватить сколько - нибудь полно даже только главные вопросы марк - систской теории сознания. Не претендуя на это, я ограничусь лишь некото - рыми положениями, которые указывают пути решения проблемы деятельности и сознания в психологии.

Очевидно, что объяснение природы сознания лежит в тех же особенностях человеческой деятельности, которые создают его необходимость: в ее объективно - предметном, продуктивном характере.

Трудовая деятельность запечатлевается в своем продукте. Происходит, говоря словами Маркса, переход деятельности в покоящееся свойство. Пере - ход этот представляет собой процесс вещественного воплощения предметного содержания деятельности, которое презентируется теперь субъекту, т. е. предстает перед ним в форме образа воспринимаемого предмета.

Иначе говоря, в самом первом приближении порождение сознания рисуется так: представление, управляющее деятельностью, воплощаясь в предмете, получает свое второе, "объективированное" существование, доступное чувственному восприятию; в результате субъект как бы видит свое предс - тавление во внешнем мире; дублицируясь, оно осознается. Схема эта явля - ется, однако, несостоятельной. Она возвращает нас к прежней субъектив - но - эмпирической, по сути идеалистической, точке зрения, которая как раз и выделяет прежде всего то обстоятельство, что указанный переход имеет в качестве своей необходимой предпосылки сознание - наличие у субъекта представлений, намерений, мысленных планов, схем или "моделей"; что эти психические явления и объективируются в деятельности и ее продуктах. Что же касается самой деятельности субъекта, то, управляемая сознанием, она выполняет по отношению к его содержанию лишь передаточную функцию и функцию их "подкрепления - неподкрепления".

Однако главное состоит вовсе не в том, чтобы указать на активную, уп - равляющую роль сознания. Главная проблема заключается в том, чтобы по - нять сознание как субъективный продукт, как преобразованную форму прояв - ления тех общественных по своей природе отношений, которые осуществляют - ся деятельностью человека в предметном мире.

Деятельность является отнюдь не просто выразителем и переносчиком психического образа, который объективизируется в ее продукте. В продукте запечатлевается не образ, а именно деятельность, то предметное содержа - ние, которое она объективно несет в себе.

Переходы субъект - > деятельность - > предмет образуют как бы круговое движение, поэтому может казаться безразличным, какое из его звеньев или моментов взять в качестве исходного. Однако это вовсе не движение в за - колдованном круге. Круг этот размыкается, и размыкается именно в самой чувственно - практической деятельности.

Вступая в прямое соприкосновение с предметной действительностью и подчиняясь ей, деятельность видоизменяется, обогащается, в этой своей обогащенности она кристаллизируется в продукте.

Осуществленная дея - тельность богаче, истиннее, чем предваряющее ее сознание. При этом для сознания субъекта вклады, которые вносятся его деятельностью, остаются скрытыми; отсюда и происходит, что сознание может казаться основой дея - тельности.

Выразим это иначе. Отражение продуктов предметной деятельности, реа - лизующей связи, отношения общественных индивидов выступают для них как явления их сознания. Однако в действительности за этими явлениями лежат упомянутые объективные связи и отношения общественных индивидов выступа - ют для них как явления их сознания. Однако в действительности за этими явлениями лежат упомянутые объективные связи и отношения, хотя и не в явной, а в снятой, скрытой от субъекта форме. Вместе с тем явления соз - нания составляют реальный момент в движении деятельности. В этом и зак - лючается их не "эпифеноменальность", их существенность. Как верно отме - чает В. П. Кузьмин, сознательный образ выступает в функции идеальной меры, которая овеществляется в деятельности.

Подход к сознанию, о котором идет речь, в корне меняет постановку важнейшей для психологии проблемы - проблемы соотношения субъективного образа и внешнего предмета. Он уничтожает ту мистификацию этой проблемы, которую создает в психологии многократно упомянутый мною постулат непос - редственности. Ведь если исходить из допущения, что внешние воздействия непосредственно вызывают в нас, в нашем мозге, субъективный образ, то тотчас встает вопрос, как же происходит, что образ этот выступает как существующий вне нас, вне нашей субъективности - в координатах внешнего мира.

В рамках постулата непосредственности ответить на этот вопрос можно, только допустив процесс вторичного, так сказать, проецирования психичес - кого образа вовне. Теоретическая несостоятельность такого допущения оче - видна; к тому же оно находится в явном противоречии с фактами, которые свидетельствуют о том, что психический образ с самого начала уже "отне - сен" к внешней по отношению к мозгу субъекта реальности и что он не про - ецируется во внешний мир, а, скорее вычерпывается из него. Конечно, когда я говорю о "вычерпывании", то это не более чем метафора. Она, од - нако, выражает реальный, доступный научному исследованию процесс - про - цесс присвоения субъектом предметного мира в его идеальной форме, в фор - ме сознательного отражения.

Этот процесс первоначально возникает в той же системе объективных от - ношений, в которой происходит переход предметного содержания деятельнос - ти в ее продукт. Но для того чтобы процесс этот реализовался, недоста - точно, чтобы продукт деятельности, впитавший ее в себя, предстал перед субъектом своими вещественными свойствами; должна произойти такая его трансформация, в результате который он мог бы выступить как познаваемый субъектом, т. е. идеально. Трансформация эта происходит посредством функ - ционирования языка, являющегося продуктом и средством общения между со - бой участников производства. Язык несет в своих значениях (понятиях) то или другое предметное содержание, но содержание, полностью освобожденное от своей вещественности. Так, пища является, конечно, вещественным пред - метом, значение же слова "пища" не содержит в себе ни грамма пищевого вещества. При этом и сам язык тоже имеет свое вещественное существова - ние, свою материю; однако язык, взятый по отношению к означаемой ре - альности, является лишь формой ее бытия, как и те вещественные мозговые процессы индивидов, которые реализуют ее осознание.

Итак, индивидуальное сознание как специфически человеческая форма субъективного отражения объективной реальности может быть понято только как продукт тех отношений и опосредствований, которые возникают в ходе становления и развития общества. Вне системы этих отношений (и вне об - щественного сознания) существование индивидуальной психики в форме соз - нательного отражения, сознательных образов невозможно.

Для психологии ясное понимание этого тем более важно, что она до сих пор окончательно не отрешилась в объяснения явлений сознания от наивного антропологизма. Даже деятельностный подход в психологическом изучении явлений сознания позволяет понять их лишь при том неприменном условии, что сама деятельность человека рассматривается как процесс, включенный в систему отношений, осуществляющий его общественное бытие, которое есть способ его существования также и в качестве природного, телесного су - щества.

Конечно, указанные условия и отношения, порождающие человеческое соз - нание, характеризуют его лишь на самых ранних этапах. Впоследствии в связи с развитием материального производства и общения, выделением, а потом и обособлением духовного производства и происходящей технизации языка сознание людей освобождается от прямой связи с их непосредствен - но - практической трудовой деятельностью. Круг сознаваемого все более рас - ширяется, так что сознание становится у человека универсальной, хотя и не единственной, формой психического отражения. Оно претерпевает при этом ряд радикальных изменений.

Первоначальное сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же по - прежнему остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом созна - ния становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосыл - кой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в "плане сознания". Сознание - образ становится также сознанием - дея - тельностью. Именно в этой своей полноте сознание и начинает казаться эмансипированным от внешней, чувственно - практической деятельности и бо - лее того - управляющим ею.

Другое капитальное изменение, претерпеваемое сознанием в ходе истори - ческого развития, состоит в разрушении первоначальной слитности сознания трудового коллектива и сознания образующих его индивидов. Это происходит в силу того, что осознаваемым становится широкий круг явлений, включаю - щий в себя также явления, принадлежащие к сфере таких отношений индиви - дов, которые составляют особенное в жизни каждого их них. При этом клас - совое расслоение общества приводит к тому, что люди оказываются в неоди - наковых, противопоставленных друг другу отношениях к средствам произ - водства и общественному продукту; соответственно и их сознание испытыва - ет на себе влияние этой неодинаковости, этой противопоставленности. Вместе с тем вырабатываются идеологические представления, которые вклю - чаются в процесс осознания конкретными индивидами их реальных жизненных отношений.

Возникает сложнейшая картина внутренних связей, переплетений и взаи - мопереходов, порождаемая развитием внутренних противоречий, которые в своем абстрактном виде выступают уже при анализе самых простых отноше - ний, характеризующих систему человеческой деятельности. На первый взгляд погружение исследования в эту сложнейшую картину может казаться уводящим от задач конкретно - психологического изучения сознания, к подмене психо - логии социологией. Но это вовсе не так. Напротив, психологические осо - бенности индивидуального сознания только и могут быть поняты через их связи с темы общественными отношениями, в которые вовлечен индивид.

А.Н.Леонтьев. "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ".

Загрузка...