Бизнес портал - StatusPro

Социальные аспекты труда. Сущность труда и его социальные аспекты Труд его производственный фактор и социальный аспект

Капитализм, т.е. рыночная экономика, -- это система социального взаимодействия и разделения труда, основанная на частной собственности на средства

производства. Материальные факторы производства находятся в собственности отдельных граждан, капиталистов и землевладельцев. Производство на заводах и фермах организуют предприниматели и фермеры, т. е. индивиды или ассоциации индивидов, которые либо сами являются собственниками капитала, либо взяли в долг или аренду у собственников. Характерной чертой капитализма является свободное предпринимательство. Цель любого предпринимателя, будь то промышленник или фермер, состоит в получении прибыли.

Используя текст, укажите любые две характерные черты рыночной экономики, рассмотренные автором!

Капитализм, т.е. рыночная экономика, -- это система социального взаимодействия и разделения труда, основанная на частной собственности на сред

ства производства. Материальные факторы производства находятся в собственности отдельных граждан, капиталистов и землевладельцев. Производство на заводах и фермах организуют предприниматели и фермеры, т. е. индивиды или ассоциации индивидов, которые либо сами являются собственниками капитала, либо взяли в долг или аренду у собственников. Характерной чертой капитализма является свободное предпринимательство. Цель любого предпринимателя, будь то промышленник или фермер, состоит в получении прибыли.

Действительными хозяевами в капиталистической системе рыночной экономики являются потребители. Покупая или воздерживаясь от покупок, они решают, кто должен владеть капиталом и управлять предприятиями. Они определяют, что следует производить, а также сколько и какого качества. Их выбор выливается в прибыли либо в убытки для предпринимателя. Они делают бедных богатыми, а богатых бедными. С такими хозяевами нелегко поладить. У них полно капризов и причуд, они непостоянны и непредсказуемы. Они ни в грош не ставят прежние заслуги. Как только им предлагают что-либо, что им больше по вкусу или же дешевле, они бросают старых поставщиков. Главное для них -- собственное благо и удовлетворение. Их не волнуют ни денежные затраты капиталистов, ни судьбы рабочих, теряющих работу, в качестве потребителей они перестают покупать то, что покупали прежде.

Когда мы говорим, что производство определенного товара А не окупается, что имеется в виду? Это свидетельствует о том, что потребители не хотят более платить производителям, сколько тем нужно для покрытия необходимых производственных затрат, в то же самое время доходы других производителей оказываются выше издержек производства. Запросы потребителей играют важную роль в распределении производственных ресурсов между различными отраслями производства товаров потребления. Потребители, таким образом, решают, сколько сырья и труда уйдет на изготовление А и сколько потребует другой товар. Бессмысленно поэтому противопоставлять производство ради прибыли и производство ради потребления. Стремление к прибыли заставляет предпринимателя поставлять потребителям те блага, на которые есть спрос в первую очередь. Если бы предприниматель не руководствовался мотивом прибыли, он мог бы производить больше товаров А, несмотря на предпочтения потребителей иметь что-то другое. Стремление к прибыли -- тот фактор, который заставляет бизнесмена наиболее эффективным образом обеспечивать производство наиболее предпочитаемых самими потребителями товаров.

Таким образом, капиталистическая система производства -- это экономическая демократия, где каждый цент имеет право голоса. Народом-сувереном является потребитель. Капиталисты, предприниматели и фермеры -- уполномоченные народа. При несоответствии порученному делу, если они не в состоянии производить с минимальными издержками товары, требуемые потребителями, они теряют свои должности. Их обязанность заключается в обслуживании потребителей. Прибыли и убытки -- вот инструменты, посредством которых потребители контролируют все виды экономической активности.

используя текст приведите три объяснения идеи автора о том,что хозяин рынка-потребитель

Для чего необходим рынок труда?

Как действуют спроси предложение на рынке труда?
Почему трудно достичь равновесие на рынке труда?
Каковы причины безработицы?
В чем проявляются особенности различных видов безработицы?
Почему безработица - неизбежная спутница рыночной экономики?
Как государство регулирует занятость населения?

Как труд повлиял на процесмы антропо и социогинеза?каковы цели трудовой деятельности? Как они проявляются в понятиях профессия

Специальность,квалификация? в чем состоят различия труда и игры в жизни человека?

Помогите проверить тест, правильно ли я его сделал. 1. О социальных последствиях научно-технической революции речь идёт в суждении:

Благодаря НТР удаётся повышать производительность труда и качество

продукции

в эпоху НТР качественно меняется предмет труда ― материалы, которые подвергаются обработке в процессе производства

под влиянием НТР изменяется профессиональная структура рабочего класса

2. Интенсивный экономический рост наиболее всего характеризуется:

вовлечением в процесс производства дополнительных факторов производства:природных ресурсов, рабочей силы

Использованием достижений научно-технического прогресса

улучшением качества товаров

3. Экстенсивный экономический рост наиболее всего характеризуется:
+вовлечением в процесс производства дополнительных факторов производства: природных ресурсов, рабочей силы

Использованием достижений научно-технического прогресса

Увеличением количества выпускаемой продукции

4. Противники экономического роста:

полагают, что экономический рост находится в противоречии с общечеловеческими ценностями

ссылаются на последствия загрязнения окружающей среды

Считают, что экономический рост вызывает у людей беспокойство

5. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику связана с:

идеологией

необходимостью эффективно использовать ресурсы

Неравномерностью экономического развития

6. Социальное регулирование рыночной экономики означает:

Поддержание неимущих слоёв населения

равномерное распределение доходов

увеличение налогов для богатых

7. Правовое регулирование рыночной экономики означает:

издание законов, жёстко регламентирующих поведение участников рыночного

процесса

издание законов, направленных на защиту интересов всех участников рыночных отношений

Издание законов, направленных на ограничение монополий

8. На какой из стадий экономического цикла происходит резкое снижение спроса на товары и услуги?
Депрессия
+Кризис
Оживление

9. Какая из приведённых характеристик соответствует стадии оживления?
Выпуск количества товаров достигает докризисного состояния
+Выпуск количества товаров превышает докризисный уровень
Увеличивается безработица и инфляция

10. Какая из характеристик наиболее точно отражает сущность кризиса перепроизводства?
Кризис приводит к неуверенности людей в завтрашнем дне
Кризис характеризуется как негативное явление в экономике
+Кризис ― это закономерная стадия развития, нарушение равновесия в экономике

11. Экономическая функция государства:
обеспечение обороны страны
охрана законности и правопорядка
+поддержка инвалидов и пенсионеров

12. Задача Центрального банка в регулировании денежно-кредитной сферы государства:
+борьба с инфляцией
распределение госбюджета
финансирование крупных сделок

13. Выиграют от повышения уровня инфляции:
военнослужащие, имеющие фиксированный доход
+должники, взявшие деньги в долг под фиксированный процент
кредиторы, дающие деньги в долг под фиксированный процент

14. Эмиссия ― это:

нежелательное явление в экономике

Процесс выпуска денежных знаков с целью регулирования количества денежной массы

Процесс выпуска денежных знаков, неизбежно приводящий к инфляции

В повседневной жизни мы множеством невидимых нитей связаны с другими людьми. обществом: взаимодействуем друг с другом по личным, учебным, экономическим, политическим, правовым вопросам. Многообразие этих связей образует структуру социальных отношений. Но эти взаимоотношения оказывают различное влияние на нашу жизнь. Они oтличаются по степени своей важности и значимости для нас.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Нельзя понять человеческие отношения, изучая только индивидов и их особенности. Характеристика любой coциальной группы гораздо сложнее, чем простая сумма xaрактеристик составляющих ее членов. Социальные общности имеют собственную при роду, они живут и развиваются по собственным законам. Приходилось ли вам наблюдать, что человек, находясь в компании, часто поступает так, как он никогда бы не стал делать, будучи один? Поведение группы не складывается из суммы действий ее членов. Оно представляет собой взаимодействие, которое трудно или нeвозможно понять. имея сведения только об отдельных людях. В данном случае уместно провести аналогию с химической наукой. Нельзя понять, что такое вода, исследуя только свойства кислорода и водорода. Ведь когда они coединяются, получается нечто новое по своим характеристикам - вода. Примерно то же самое происходит, когда люди собираются вместе. (Подумайте, на основании чего складываются связи между людьми. Какие их разновидности существуют?)

Социальная связь - это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия,их взаимные отношения, которые объединяют людей в coциальные общности. В социальной связи можно выделить: субъектов связи (двое и более людей), предмет связи (по поводу чего осуществляется связь), механизм регулирования взаимоотношений.

Естественно, что социальные связи формируются на основе непосредственных контактов между людьми.

Ежедневно мы встречаем массу людей, вступаем с ними в определенные контакты, которые, скорее вceгo, не свяжут нас с ними в будущем: подсказываем случайному прохожему, как найти нужную ему улицу; покупаем билет в общественном транспорте ; помогаем пожилому человеку перейти дорогу и т. д. Контакты мoгyт быть единичными (например, поездка в метро с другими пассажирами) и регулярными (например, ежедневная встреча с соседом по подъезду). Социальные контакты характеризуются, как правило, отсутствием глубины в отношениях между субъектами: партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком (можно сесть в другой. автобус и купить билет у другого кондуктора). Социальный контакт - это первый шаг к установлению социальных отношений, cкoрее, соучастие, но еще не взаимодействие.

На вопрос, при каких условиях возникают социальные связи, существует единственный ответ: контакт должен вызывать взаимную заинтересованность. Люди должны понимать значение или ценность данного социального контакта для них. Это уже следующая ступенька в развитии социальных связей - социальные взаимодействия. (В социологии принят специальный термин для обозначения социальнoгo взаимодействия - интеракция.)

Социальное взаимодействие - это систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга. Происходит как бы обмен действиями разного характера; при этом действия одного участника приспосабливаются к действиям другого. Примером мoгут служить отношения учителя и ученика, начальника и подчиненного, родителей и детей. (Приведите свои примеры, рассмотрите какой-нибудь из них более подробно.)

Как вы уже поняли, именно глубокая и тесная кoopдинация действий партнеров является основной характеристикой социального взаимодействия.

Когда взаимодействия превращаются в стабильную систему, то они становятся социальными отношениями.

Партнеры принимают на себя определенные функции, обретают совокупность прав и обязанностей, которые они должны выполнять по отношению друг к другу.

Люди осуществляют взаимодействия на разных ypoвнях общности. В соответствии с этим можно выделить межличностные отношения индивидов; личностно-групповые отношения; межгрупповые отношения.

Развитие социальных отношений может происходить в двух направлениях: усиление связей, партнерских oтнoшений или обособление и даже противостояние. Давайте рассмотрим основные формы социальных взаимодействий, к которым, в частности, относятся сотрудничество, соперничество, конфликт .

Сотрудничество предполагает участие в общем деле. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами и др. Это основа объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи, взаимоподдержки, любви.

Соперничество проявляется в стремлении сторон превзойти друг друга, добиться определенного успеха в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.).

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

3адумывались ли вы когда-нибудь над тем, что кoнфликты уже давно стали неотъемлемой частью общественной жизни? Причины конфликтов разнообразны, но в основе их всегда лежит противоречие, связанное со столкновением социальных интересов, взглядов, позиций, по крайней мeре двух сторон. Как правило, одна сторона обладает мaтeриальными ценностями, властью, престижем, авторитетом, информацией и т. д. Другая их лишена или имеет нeдocтaточно. При этом не исключается, что преобладание может быть мнимым, существующим лишь в воображении одной из сторон. Но если кто-либо из партнеров чувствует себя ущемленным в обладании чем-то из перечисленного выше, то возникает конфликтное состояние. Так, П. А. Сорокин считал, что источник конфликта кроется в подавлении базовых потребностей людей (в пище, одежде, жилье, caмосохранении, свободе самовыражения). По eгo мнению, важны как сами потребности, так и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности .

Социальный конфликт - это особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их нeсовместимых взглядов, позиций и интересов. Конфликт - это противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. В зависимости от сфер противоречий конфликты подразделяются на личностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, кoнфликты с внешней средой и др.

Социальный конфликт может характеризоваться многими условиями, влияющими на eгo развитие:
- намерениями участников конфликта (добиться компромисса или полностью уничтожить соперника);
- отношениями к средствам физического насилия, в том числе вооруженного;
- уровнем доверия между сторонами (насколько они гoтoвы следовать определенным правилам взаимодействия);
- адекватностью оценки конфликтующими cтopoнaми истинного положения дел.

Анализируя тот или иной социальный конфликт, следует иметь в виду конкретную стадию, на которой он нaходится. Все социальные конфликты проходят три стадии: предконфликтную, непосредственно конфликтную и послеконфликтную.

Рассмотрим конкретный пример. На одном предприятии из-за реальной угрозы банкротства предстояло coкpaтить на четверть штат работников. Такая «перспектива» обеспокоила практически всех: сотрудники опасались увольнений, а руководство должно было решить вопрос о том, кoгo увольнять. Когда откладывать решение уже не было возможности, администрация объявила список тех, кoгo должны были уволить в первую очередь. Со стороны кандидатов на увольнение последовали правомерные требования объяснить, почему увольняют именно их, стали поступать заявления в комиссию по трудовым спорам, а нeкоторые сотрудники решили обратиться в суд. Улаживание конфликта заняло несколько месяцев, предприятие продолжило работу в уменьшенном составе работников.

Предконфликтная стадия - это период, в течение котopoгo накапливаются противоречия (в данном случае вызванные необходимостью сократить штат сотрудников). Непосредственно конфликтная стадия - это совокупность определенных действий. Она характеризуется столкновением противоборствующих сторон (администрация - кандидаты на увольнение), частичной или полной реализацией целей противоборствующих сторон (oгoвopeны условия увольнения) .

Для успешного разрешения социальных конфликтов необходимо своевременно определить eгo истинные причины. Кроме тoгo, противоборствующие стороны должны проявить обоюдную заинтересованность в отыскании путей устранения причин, вызвавших их борьбу. На nослеконфликтноu стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий между противостоявшими cтopoнами (сотрудники уволены, предприятие продолжает свою работу; по возможности снятие социально-психологической напряженности во взаимоотношениях администрации и ocтавшихся работников, поиск оптимальных путей для избежания такой ситуации в будущем).

Социальные конфликты мoгyт привести как к дезинтeгpaтuвным, так и к интeгpaтuвным последствиям. Первые из этих последствий усиливают ожесточение, разрушают нормальные партнерские отношения, отвлекают людей от решения насущных проблем. Вторые - помогают разрешить проблемы, найти выход из сложившейся ситуации, усиливают сплоченность группы, позволяют ее членам четче осознать свои интересы. Избежать конфликтных ситуаций практически невозможно, но вполне возможно дoбиться тoгo, чтобы они были заключены в инcтитyциoнальные рамки, определенные нормированными отношениями.

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТРУДА

Значительную часть cвoeгo времени человек проводит на работе, занимаясь тем или иным видом трудовой деятельности. Социальные аспекты труда проявляются в том, что люди, воздействуя на окружающую природную среду, обеспечивают свое существование, а также создают условия для cвoeгo дальнейшего развития и прогресса общества. Роль труда в развитии человека и общества заключается в том, что в процессе труда не только создаются материальные и духовные ценности , предназначенные для yдoвлетворения потребностей людей, но и развиваются сами paботники, которые раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания, приобретают новые умения.

Кроме тoгo, важно помнить, что в процессе труда люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в определенные социальные отношения - трудовые отношения.

Социальные отношения, о которых мы говорили выше, - это в конечном счете отношения по поводу условий формирования и развития личности, социальных общностей. Они проявляются в положении отдельных групп paботников в трудовом процессе. Например, в трудовом коллективе работники соблюдают определенные правила, адаптируются в силу объективной необходимости и таким образом вступают в трудовые отношения независимо от тогo, кто их коллеги, кто руководитель, какой у нeгo стиль деятельности. Но позже каждый работник неизбежно посвоему проявляет себя во взаимоотношениях с другими работниками, с руководителем, в отношении к труду, к порядку распределения работ и т.д.

От чего же зависит характер трудовых отношений? Прежде вceгo от возможности людей удовлетворить в процессе труда свои основные потребности и интересы. Среди них можно выделить следующие: потребность в самоуважении (человек добросовестно выполняет свои обязанности paди положительного мнения о себе); потребность в caмoвыpaжении (творческое отношение к работе определяет ее выcoкое качество; работа позволяет получить новые идеи и знания, проявить индивидуальность); потребность в aкcтивности (через трудовую деятельность реализуется стpeмление к поддержанию здоровья); потребность в создании нeобходи,мых,материальных условий продолжения рода (цeнностная ориентация на благополучие семьи и близких, повышение их статуса в обществе); потребность в стабильности (работа воспринимается как способ поддерживать cyществующий образ жизни, материальное благополучие); потребность в общении (возможность общения в трудовой деятельности как самоцель). Подумайте, какие еще потребности мoгyт определять трудовую мотивацию человека.

Осознанные работниками потребности стимулируют их поведение. В этом случае, как говорилось прежде, они принимают конкретную форму - форму интереса к тем или иным видам деятельности, объектам и предметам. Интерес направлен на те социальные отношения, от которых зависит удовлетворение нужд работника. Если потребности показывают, что нужно человеку для eгo нормальной жизни, то интерес отвечает на вопрос, как действовать, чтобы удовлетворить данную потребность.

Различают,материальные и не,материальные интересы. К первым относят интересы к денежным и материально-вещественным средствам удовлетворения потребностей. Именно они определяют стремление работников к cooтвeтствующему уровню оплаты труда, размерам премирования, льтами и компенсациям за неблагоприятные условия трyда, режиму труда, удобным посменным графикам работы, возможности получения жилья, хорошему медицинскому обслуживанию и т. д. Ко вторым мoгyт быть отнесены интересы к знаниям, науке, искусству, общению, культуре , общественно-политической деятельности и т. д.

Итак, возможность удовлетворения в процессе труда основных потребностей и интересов человека - это ключевой фактор, определяющий возможности развития личности, направленность трудовых навыков, реализацию творческих, физических и иных способностей человека. Он влияет на отношение к труду и удовлетворенность трудом, стeпень интереса к труду, уровень производительности и кaчества труда, eгo культуру.

КУЛЬТУРА ТРУДА

В культуре труда исследователи выделяют несколько компонентов.

Во-первых, это совершенствование трудовой среды,т. е. условий, в которых протекает трудовой процесс. Тpyдoвая среда включает физические факторы (воздух, температура, влажность, освещение, цветовое оформление, уровень шума и т. д.) И технико-технологические факторы (cpeдcтва труда, предметы труда, технологический процесс). К cpeдствам труда относятся машины и оборудование, инструменты и приспособления, производственные здания и coopyжения, все виды транспорта , линии электропередачи, т. е. все то, с помощью чего люди воздействуют на предметы тpyда и видоизменяют их. Средства труда и предметы труда (материалы, подвергающиеся воздействию) составляют cpeдства производства, в процессе труда они постоянно coвepшенствуются. Но решающим фактором любого производства является человек, eгo рабочая сила, так как средства производства сами по себе никаких материальных благ произвести не мoгyт. Повышение культуры труда предполагает coздание комфортных условий труда, необходимых для осуществления эффективной трудовой деятельности.

Вo-втopыx, это культура трудовых отношений, создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе, на формирование котopoгo большое влияние оказывают отношения между конкретными участниками процесса труда (формальная инеформальная структура коллектива, наличие в нем различных групп и лидеров). Характер трудовых отношений определяется социальным статусом и ролью каждого работника в тpyдoвой организации и оказывает существенное влияние на поведение человека в трудовой среде и достижение положительных результатов в трудовой деятельности. На поведение работников и эффективность трудовой деятельности оказывают влияние также такие факторы, как формы opганизации и оплаты труда, производственно-бытовые условия, жизненные условия работников, их социально-психологические особенности, а также особые жизненные ситуации, способные оказывать влияние на выполнение работы. Психологи изучили те побудительные мотивы, которые определяют успех человека на eгo служебном поприще и являются основой eгo семейного благополучия. Не менее глубокий анализ выполнен ими и для выяснения причин нeдобросовестного отношения исполнителя к eгo работе. Чаще вceгo оказывают негативное влияние на выполняемую человеком работу: алкоголизм и наркомания, семейные конфликты, особенности личности , ее характер, yмcтвeнные способности, уровень культуры.

В-третьих, культура труда личности - это система ценностей и мотивов трудовой деятельности, уровень и качество профессиональных знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение. Она представляет собой органическое единство знаний и трудовой деятельности.

Важный компонент культуры труда - это профессиональные знания. Разделение труда и eгo усложнение ведут к закреплению за индивидом определенной профессии, тpeбующей специальных знаний и умений, особой квалификации. На основе выполнения однородных трудовых функций складываются конкретные профессии, объединенные общим названием (водитель, врач, учитель, парикмахер, библиотекарь и т. д.). Мастерство, умелость, грамотность выполнения трудовых функций определенной профессии нaзывают профессионализмом. О качественной работе часто говорят, что она выполнена профессионально. Профессионализм - это результат обучения и опыта работы. Работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс eгo труда. Научно-технический прогресс увеличивает роль квалифицированного труда, требующего специальной профессиональной подготовки, знаний, умений, навыков для выполнения сложных работ. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника тpyдового процесса.

Важный элемент культуры труда работника - диcциплина. Условием нормальной трудовой деятельности является добровольное, сознательное соблюдение каждым работником законов о труде и правил внYтpeннeгo распорядка, добросовестное исполнение своих обязанностей, высокое качество работы (трудовая дисциплина). Современное производство требует соблюдения определенного технологичеcгoгo режима (способов обработки материала, скорости, температуры, давления и т. д.), который обеспечивает дoстижение цели производства, т. е. получение продукта с заданными качественными показателями (технологическая дисциплина). Кроме тoгo, показателем культуры труда paботника является выполнение обязательств, вытекающих из содержания трудового договора (договорная дисциплина). Ее несоблюдение вызывает нарушение трудового ритма предприятия , сбои в производственной деятельности многих людей.

Культура труда личности во мнoгoм зависит от социально-психологических качеств участников трудовой деятельности. Среди них важно выделить трудовую мoтивaцию личности, компонентами которой выступают потребности, интересы и мотивы трудовой деятельности человека. Культура труда человека проявляется также через совокупность eгo личных качеств, которые формируются в результате eгo участия в трудовой деятельности. К таким качествам можно отнести трудолюбие, чувство хозяина, расчетливость, умение рационально организовать свой труд, инициативу, исполнительность и др. Тpyдовые качества личности и нормы поведения мoгут быть как положительные (бережливость, дисциплинированность), так и отрицательные (расточительство, бесхозяйственность, разгильдяйство). По совокупности трудовых качеств можно оценивать уровень трудовой культуры личности.

Итак, в процессе труда и связанных с ним трудовых отношений не только создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники: они приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания, совершенствуют формы взаимодействия. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и ысокопроизводительных орудиях тpyда, новых видах продукции, материалах, энергии.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 в нашей повседневной жизни мы постоянно взаимодействуем со многими людьми. Учитесь считаться с их интересами, прислушиваться к их мнению, не подводить своих партнеров.

2 Часто возникают проблемы во взаимоотношениях с близкими нам людьми (родителями, друзьями, знакомыми, учителями). В случае назревания конфликта внимательно проанализируйте причины и условия eгo возникновения, подумайте о eгo возможных последствиях. Это поможет найти разумный выход из конфликтных ситуаций. Если все же конфликт не удалось предотвратить, будьте готoвы не только принять уступки со стороны своих противников, но И сами пойти на компромисс.

3 в любом виде трудовой деятельности высоко ценится не диплом о полученной профессии, а подлинный профессионализм. Постарайтесь использовать профессиональное образование не только для получения cooтвeтcтвующего документа, но и для тoгo, чтобы действительно стать профессионалом.

4 Воспитывайте в себе социально значимые качества, которые помогут вам в будущей трудовой деятельности: трудолюбие, дисциплинированность, расчетливость, умение рационально организовать свой труд, предприимчивость, инициативность, исполнительность, способность взаимодействовать с другими людьми. За эти качества вас будут уважать в любом трудовом коллективе .

Документ

Из работы немецкого социолога Р. Дарендорфа «Элементы теории социального конфликта».

Регулирование социальных конфликтов является решающим условием уменьшения насильственности почти всех видов конфликтов. Конфликты не исчезают посредством их разрешения; они не обязательно становятся сразу менее интенсивными, но в такой мере, в которой удается регулировать, они становятся контролируемыми, и их творческая сила ставится на службу постепенному развитию социальных структур...

Для этого нужно, чтобы конфликты вообще, а также данные отдельные противоречия признавались всеми участниками как неизбежные, и более тoгo - как оправданные и целесообразные. Тому, кто не допускает конфликтов, рассматривает их как патологические отклонения от воображаемого нормального состояния, не удается совладать с ними. Покорного признания неизбежности конфликтов также недостаточно. Скорее, необходимо осознавать плодотворный творческий принцип конфликтов.

Это означает, что любое вмешательство в конфликты должно ограничиваться регулированием их проявлений и что нужно откaзаться от бесполезных попыток устранения их причин.

Вопросы и задания к документу

1. Как автор оценивает возможность peгy лирования конфликтов?
2. На основе текстов параграфа и дoкyмента сформулируйте основные принципы компромиссного разрешения конфликта. Проиллюстрируйте их известными вам примерами.
3. Как вы понимаете смысл последней фразы текста?
4. Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для пони мания социального конфликта?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое «социальная связь» и «социальное взаимодействие»?
2. Какими факторами обусловливается социальное взаимодействие людей?
З. Что является причиной социальных конфликтов?
4. Каковы основные стадии социального конфликта?
5. К каким последствиям приводят социальные конфликты?
6. Каковы социальные аспекты труда?
7. В чем суть и значение культуры труда?

ЗАДАНИЯ

1. Проанализируйте следующую ситуацию: «Работники предприятия, представленные инициативной группой, официально уведомили администрацию, что если она к определенному сроку не обеспечит погашение задолженности по заработной плате, то персонал прекратит работу, объявит забастовку». Является ли данная ситуация конфликтом? Свой ответ поясните.

В процессе труда люди вступают в определённые социальные отношения, взаимодействуя друг с другом. Социальные взаимодействия в сфере труда - это форма социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии. Объективной основой взаимодействия людей является общность или расхождение их интересов, близких или отдалённых целей, взглядов. Посредниками взаимодействия людей в сфере труда, промежуточными его звеньями выступают орудия и предметы труда, материальные и духовные блага. Постоянное взаимодействие отдельных индивидов или общностей в процессе трудовой деятельности в определённых социальных условиях образует специфические социальные отношения.
Социальные отношения - это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в конечном счёте, по поводу условий формирования и развития личности, социальных общностей. Они проявляются в положении отдельных групп работников в трудовом процессе, коммуникационных связях между ними, т.е. во взаимном обмене информацией для воздействия на поведение и результаты деятельности других, а также для оценки своего собственного положения, что влияет на формирование интересов и поведение этих групп.
Эти отношения неразрывно связаны с трудовыми отношениями и обусловлены ими изначально. Например, в трудовую организацию работники вживаются, адаптируются в силу объективной потребности и таким образом вступают в трудовые отношения независимо от того, кто будет работать рядом, кто руководитель, какой у него стиль деятельности. Однако затем каждый работник по-своему проявляет себя во взаимоотношениях друг с другом, с руководителем, в отношении к труду, к порядку распределения работ и т. д. Следовательно, на основе объективных отношений начинают складываться отношения социальнопсихологического свойства, характеризующиеся определенным эмоциональным настроем, характером общения людей и взаимоотношений в трудовой организации, атмосферой в ней.
Таким образом, социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Они являются связующим звеном между рабочим и мастером, руководителем и группой подчиненных, определёнными группами работников и отдельными их членами. Ни одна группа работников, ни один член трудовой организации не могут существовать вне таких отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий.
Как видим, на практике существует многообразие социально-трудовых отношений. Их, а также различные социальные явления и процессы в условиях существующего рынка и изучает социология труда. Поэтому социология труда - это исследование функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Если же попытаться сузить данное понятие, то можно сказать, что социология труда- это поведение работодателей и наёмных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Именно такого рода стимулы, с одной стороны, побуждают к индивидуальному выбору, а с другой, ограничивают его. В социологической теории акцент делается на стимулах, регулирующих трудовое поведение, которые имеют не безличностный характер и относятся к работникам, широким группам людей.
Предметом социологии труда являются структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.
Цель социологии труда - это исследование социальных процессов и разработка рекомендаций по их регулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание оптимальных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

Задачи социологии труда состоят в:

  • изучении и оптимизации социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива);
  • анализе рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов;
  • поиске путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника;
  • оптимальном сочетании моральных и материальных стимулов и совершенствовании отношения к труду в условиях рынка;
  • усилении социального контроля и борьбе с различного рода отклонениями от общепринятых моральных принципов и норм в сфере труда;
  • изучении причин и выработке системы мер по предупреждению и разрешению трудовых конфликтов;
  • создании системы социальных гарантий, защищающих работников в обществе, трудовой организации и т.д.
  • Иными словами, задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения важнейших социальноэкономических проблем общества и личности, к числу которых относится и создание системы социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан с целью ускоренной социальной переориентации экономики.
  • Для сбора и анализа информации в социологии труда широко используются социологические методы, которые проявляются в:
  • достигнутых знаниях о предмете исследования (понимании сущности труда и отношений в сфере труда);
  • процессе методов сбора фактов;
  • способе делать заключение, т.е. формулировать выводы о причинно-следственных связях между явлениями.
Необходимо отметить, что исследования, проводимые в рамках социологии труда, предоставляют необходимую и достаточно надёжную информацию для формирования социальной политики, разработки научно обоснованных программ социально-экономического развития трудовых организаций (коллективов), для решения социальных проблем и противоречий, постоянно сопровождающих трудовую деятельность и работников. Таким образом, социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей действительности, с другой - способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.
Науки о труде социологического профиля существуют внутри социологии в целом, но не обязательно являются составными частями социологии труда. Социологическими они являются не только по методам, но и по предмету исследования. Их общая черта --изучение социальных аспектов общественного труда. Появление дисциплин внутри социологии труда стало возможным благодаря тому, что эта наука анализирует общественный труд на макро- и микроуровнях. Первый касается институционального аспекта труда, а второй - мотивационного и поведенческого.
К молодым отраслям знания относится экономическая социология. Её предмет
  • ценностные ориентации, потребности, интересы и поведение больших социальных групп (демографических, профессионально-квалификационных и др.) на макро- и микроуровнях в условиях рыночной конъюнктуры. Как происходят сокращение и трудоустройство управленческого аппарата, работников неквалифицированного труда, инженеров, врачей и т.д.? Как изменяется оценка вознаграждения (морального и материального) труда в тех или иных общественных группах, в сферах индивидуального и коллективного труда, государственного, частного и кооперативного производства? На эти и другие вопросы призвана и отвечает экономическая социология. Предмет исследования социологии труда как раз и составляет круг её научной проблематики в
пересечении с другими социологическими дисциплинами.
Экономика труда изучает механизм действия экономических законов в сфере труда, формы их проявления в общественной организации труда. Экономику интересует сам процесс создания стоимост и. Для неё важны трудовые затраты на всех стадиях производственного цикла, в то время как социология труда рассматривает трудовые взаимодействия работников и возникающие между ними трудовые отношения. Например, в стимулировании труда экономику интересует оплата труда. В этом случае изучаются тарифная система, заработная плата, взаимосвязь между ними. Социология труда, отдавая должное внимание проблеме материального стимулирования, рассматривает, в первую очередь, совокупность побуждений к труду, такие стимулы, как содержание труда, его организация и условия, степень самостоятельности в труде, характер взаимоотношений в коллективе и т.д.

Труд – это целесообразная деятельность людей, направленная па создание материальных и культурных ценностей. Труд – основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Труд и работа – понятия не равноценные, не тождественные. Труд явление общественное, он присущ только человеку. Как невозможна жизнь человека вне общества, так не может быть труда без человека и вне общества. Работа – понятие физическое, она может выполняться и человеком, и животным, и машиной. Труд измеряется рабочим временем, работа – килограммами, штуками и т. д.

По определению А. Маршалла, труд – это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы».

Обязательными элементами труда служат рабочая сила и средства производства.

Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Рабочая сила – основная, главная производительная сила общества. Средства производства состоят из предметов труда и средств труда. Предметы труда – это продукты природы, которые в процессе труда подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительские стоимости. Если предметы труда образуют материальную основу продукта, то они называются основными материалами, а если способствуют самому процессу труда или придают основному материалу новые свойства, то –вспомогательными материалами. К предметам труда в широком смысле относится все то, что изыскивается, добывается, обраба-тывается, формируется, т. е. материальные ресурсы, научные знания и т. д.

Средства труда – это орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда и видоизменяет их. К средствам труда относятся орудия труда и рабочее место. На эффективность труда оказывает воздействие совокупность свойств и параметров средств труда, должным образом приспособленных к человеку или коллективу как субъекту труда. В случае несоответствия психофизиологических характеристик человека и параметров средств труда нарушается безопасный режим работы, повышается утомляемость работника и т. д. Параметры орудий труда зависят от достижений научно-технического прогресса, финансовых возможностей предприятия по приобретению новинок, а также его инвестиционной активности.

Процесс труда – явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным). Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.


Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности и т. д., но появляются новые потребности с требованиями их последующего удовлетворения. Социологический аспект исследования заключается в рассмотрении труда как системы общественных отношений, в определении его влияния на общество.

Труд играет исключительно важную роль в осуществлении и развитии человеческого общества и каждого его члена. Благодаря труду многих тысяч поколений людей накоплен огромный потенциал производительных сил, колоссальное общественное богатство, сформировалась современная цивилизация. Дальнейший прогресс человеческого общества невозможен без развития производства и труда.

Во все времена труд был и остается важнейшим производственным фактором, видом деятельности человека.

Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Трудовая деятельность является ведущей, главной деятельностью человека. Так как в течение жизни в каждый момент человек может находиться в одном из двух состояний – деятельности или бездействия, то деятельность выступает как активный процесс, а бездействие – как пассивный.

Таким образом, труд с экономической точки зрения – это процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют вещество и силы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей.

Целями трудовой деятельности может быть производство потребитель-ских товаров и услуг или средств, необходимых для их производства. Целями могут быть производство энергии, средств информации, идеологических про-дуктов, а также действия управленческих и организационных технологий. При этом неважно, нужен ли производимый продукт человеку для удовлетворения его собственных потребностей. Цели трудовой деятельности задаются человеку обществом, поэтому по своей природе она является общественной: потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют.

В процессе труда на человека воздействует большое число внешних производственных и внепроизводственных факторов, оказывающих влияние на его работоспособность и здоровье. Совокупность этих факторов называют условиями труда.

Под условиями труда понимается совокупность элементов производ-ственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, все стороны его развития, и прежде всего на отношение к труду и его эффективность. Условия труда формируются в процессе производства и определяются типом и уровнем техники, технологии и организации производства.

Различают социально-экономические и производственные условия труда.

Социально-экономические условия труда включают все то, что влияет на уровень подготовки работника к участию в труде, на восстановление рабочей силы (уровень образования и возможность его получения, возможность полно-ценного отдыха, условия быта и т. д.). Производственные условия труда – это все элементы производственной среды, которые воздействуют на работника в процессе труда, на его здоровье и работоспособность, на отношение к работе.

Субъектом труда может быть отдельный работник или коллектив. Поскольку средства труда и предметы труда создает человек, он является основным компонентом труда как системы.

Следовательно, труд явление социальное. В процессе труда формируется определенная система социально-трудовых отношений, которые являются стержнем общественных отношений на любом уровне (народное хозяйство, регион, предприятие, индивиды).

Это социальная характеристика труда. Но в основе труда лежат и психологические, и физиологические процессы. Поэтому важную роль в решении задач повышения его эффективности играет изучение деятельности и функций человека. Отсюда вытекает еще одно определение категории «труд».

Труд – это процесс расходования нервной (психической) и мускульной (физической) энергии человека, в результате которого создаются необходимые для жизни и развития общества потребительские стоимости.

Эта характеристика труда тесно связана с его производительностью. Уменьшение затрат энергии на выполнение единицы объема работ идентично росту производительности, и наоборот, причем расход энергии зависит от различных производственных и личностных факторов.

В представлении о труде также выделяют различные аспекты:

экономические (занятость населения, рынок труда, производительность труда, организация и нормирование труда, оплата и материальное стимулирование, планирование, анализ и учет труда);

технико-технологические (техническое и технологическое оснащение, электро- и энерговооруженность, техника безопасности и др.);

социальные (содержательность, привлекательность, престижность и мотивация, социальное партнерство и др.);

психофизиологические (тяжесть, напряженность, санитарно-гигиенические условия труда и др.);

правовые (законодательное регулирование трудовых отношений, отношений на рынке труда и др.).

Подобное деление весьма условно, так как проблемы труда сочетают в себе одновременно разные аспекты, предстают в единстве или находятся в тесной зависимости.

В процессе труда люди вступают в определённые социальные отношения,

Взаимодействуя друг с другом. Социальные взаимодействия в сфере труда– это форма

Социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии. Объективной

Основой взаимодействия людей является общность или расхождение их интересов, близких

Или отдалённых целей, взглядов. Посредниками взаимодействия людей в сфере труда,

Промежуточными его звеньями выступают орудия и предметы труда, материальные и

Духовные блага. Постоянное взаимодействие отдельных индивидов или общностей в процессе

Трудовой деятельности в определённых социальных условиях образует специфические

Социальные отношения.

Социальные отношения – это отношения между членами социальных общностей и

Данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в

Конечном счёте, по поводу условий формирования и развития личности, социальных

Общностей. Они проявляются в положении отдельных групп работников в трудовом

Процессе, коммуникационных связях между ними, т.е. во взаимном обмене информацией для

Воздействия на поведение и результаты деятельности других, а также для оценки своего

Собственного положения, что влияет на формирование интересов и поведение этих групп.

Эти отношения неразрывно связаны с трудовыми отношениями и обусловлены ими

Изначально. Например, в трудовую организацию работники вживаются, адаптируются в силу

Объективной потребности и таким образом вступают в трудовые отношения независимо от

Того, кто будет работать рядом, кто руководитель, какой у него стиль деятельности. Однако

Затем каждый работник по-своему проявляет себя во взаимоотношениях друг с другом, с

Руководителем, в отношении к труду, к порядку распределения работ и т.д. Следовательно, на

Основе объективных отношений начинают складываться отношения социально-психологического свойства, характеризующиеся определенным эмоциональным настроем,

Характером общения людей и взаимоотношений в трудовой организации, атмосферой в ней.

Таким образом, социально-трудовые отношения позволяют определить социальную

Значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Они являются

Связующим звеном между рабочим и мастером, руководителем и группой подчиненных,

Определёнными группами работников и отдельными их членами. Ни одна группа работников,

Ни один член трудовой организации не могут существовать вне таких отношений, вне

Взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий.

Как видим, на практике существует многообразие социально-трудовых отношений. Их,

А также различные социальные явления и процессы в условиях существующего рынка и

Изучает социология труда. Поэтому социология труда- это исследование функционирования и

Социальных аспектов рынка в сфере труда. Если же попытаться сузить данное понятие, то

Можно сказать, что социология труда- это поведение работодателей и наёмных работников в

Ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Именно такого рода

Стимулы, с одной стороны, побуждают к индивидуальному выбору, а с другой, ограничивают

Его. В социологической теории акцент делается на стимулах, регулирующих трудовое

Поведение, которые имеют не безличностный характер и относятся к работникам, широким

Группам людей.

Предметом социологии труда являются структура и механизм социально-трудовых

Отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.

Цель социологии труда- это исследование социальных процессов и разработка

Направленных на создание оптимальных условий для функционирования общества,

Коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе

Наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

Задачи социологии труда состоят в:

Изучении и оптимизации социальной структуры общества, трудовой организации

(коллектива);

Анализе рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности

Трудовых ресурсов;

Поиске путей оптимальной реализации трудового потенциала современного

Работника;

Оптимальном сочетании моральных и материальных стимулов и совершенствовании

Отношения к труду в условиях рынка;

Усилении социального контроля и борьбе с различного рода отклонениями от

Общепринятых моральных принципов и норм в сфере труда;

Изучении причин и выработке системы мер по предупреждению и разрешению

Трудовых конфликтов;

Создании системы социальных гарантий, защищающих работников в обществе,

Трудовой организации и т.д.

Иными словами, задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов

Использования социальных факторов в интересах решения важнейших социально-экономических проблем общества и личности, к числу которых относится и создание системы

Социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан с

Целью ускоренной социальной переориентации экономики.

Для сбора и анализа информации в социологии труда широко используются

Социологические методы, которые проявляются в:

Достигнутых знаниях о предмете исследования(понимании сущности труда и

Отношений в сфере труда);

Процессе методов сбора фактов;

Способе делать заключение, т.е. формулировать выводы о причинно-следственных

Связях между явлениями.

Необходимо отметить, что исследования, проводимые в рамках социологии труда,

Предоставляют необходимую и достаточно надёжную информацию для формирования

Социальной политики, разработки научно обоснованных программ социально-экономического

Развития трудовых организаций(коллективов), для решения социальных проблем и

Противоречий, постоянно сопровождающих трудовую деятельность и работников. Таким

Образом, социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально

Существующей действительности, с другой- способствовать утверждению новых связей и

Процессов, протекающих в сфере труда.

Науки о труде социологического профиля существуют внутри социологии в целом, но

Не обязательно являются составными частями социологии труда. Социологическими они

Являются не только по методам, но и по предмету исследования. Их общая черта–-изучение

Социальных аспектов общественного труда. Появление дисциплин внутри социологии труда

Загрузка...