Бизнес портал - StatusPro

Психологические требования профессий типа «человек-человек», «человек-знак», «человек – художественный образ», «человек-природа. Человек-техника Человек - техника – тип профессии, связанный с созданием, монтажом, сборкой, эксплуатацией, ремонтом техническ

Тип «человек-техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники.

Общие психологические требования профессии этого типа к человеку:

  • — Точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие.
  • — Хорошая координация движений.
  • — Развитое техническое и творческое мышление и воображение.
  • — Умение переключать и концентрировать внимание.
  • — Наблюдательность.

АВТОМЕХАНИК

С начала ХХ века, по мере нарастания масштабов эксплуатации автотранспорта, потребовались специалисты по поддержанию работоспособности автомобилей и обслуживанию различных технический узлов и систем. Уже к середине прошлого века профессия вошла в число самых распространенных (вот один из примеров появления новой профессии в течение нескольких десятков лет).

Количество и разнообразие автотранспорта в наши дни в России продолжает стремительно возрастать. Крылатое изречение о том, что автомобиль отныне не является роскошью, а всего лишь средство передвижения, приобретает реальные подтверждения (хотя все зависит от класса и марки авто).

В свете данных тенденций повальной автомобилизации, одной из наиболее перспективных профессий с точки зрения обретения стабильного дохода становится специальность автомеханика.

Эта специальность в учебных заведениях России в наши дни пользуется большой популярностью среди юношей…

Автомеханик — квалифицированный специалист, в обязанности которого входит исполнение функций по обслуживанию и ремонту различных видов транспорта (в зависимости от профиля подготовки и квалификации), а также поддержание рабочего технического состояния подвижного состава и действия по профилактике поломок.

По мере усложнения конструкции автомобилей потребовались узко специализированные профессионалы разных направлений — автоэлектрики, автомаляры, вулканизаторщики, кузовщики-автожестянщики, механики-диагносты и др… Но именно автомеханик остается ключевой фигурой в деле обеспечения качественной и долгосрочной работы автотранспорта.

  • — автоэлектрик
  • — автоэксперт
  • — авиамеханик
  • — наладчик оборудования

В профессиональную сферу деятельности автомехаников входят такие направления, как разборка, ремонт, сборка транспортных средств разных типов; установка, регулировка, замена агрегатов и узлов автотранспорта; техническое обслуживание узлов, агрегатов, систем на транспорте; диагностика, дефектовка, замена расходных материалов автотранспортных средств и др….

Доминирующими видами деятельности в работе автомеханика наиболее часто являются визуальный осмотр технического состояния транспортного средства и отдельных его узлов, систем; диагностика с помощью специализированного оборудования; профилактическое и сервисное обслуживание; текущий или капитальный ремонт с разборкой и сборкой узлов транспортного средства; регулировка, настройка, замена расходных материалов и прочее….

К профессиональным рискам относятся опасность травм и переломов конечностей, травм органов зрения, порезы и ушибы, а также травмы в связи с поднятием тяжестей. Кроме того отрицательно влияют на здоровье шум, вибрация, а также выхлопные газы.

По медицинским показаниям профессия не рекомендуется гражданам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, почек, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, с пониженным зрением, нарушениями слуха, а при аллергии на некоторые химикаты.

В. Беистов

ИНЖЕНЕР

В наши дни в России среди основных трендов в сфере образования — своеобразный разворот в сторону подготовки кадров производственных, инженерных и высокотехнологичных направлений… Этого требуют реалии развития мировой экономики и тенденции формирования запросов рынка труда.

В начале данного материала, рассказывающего о такой профессии, как инженер, приведем несколько фактов из истории появления и развития данного вида профессиональной деятельности.

Первые из дошедших до нас свидетельств существования инженерной мысли восходят ко временам Древнего Египта и иных древних цивилизаций… Уже тогда сообщества людей осваивали строительство сложных коммуникационных сооружений (городской водопровод, протяженные мощенные дороги, городская канализация и прочее)… В средние века человечество подошло к этапу изобретения и воплощения сложных технических устройств, изощренных с инженерной точки зрения видов оружия, позже наступил этап появления новых видов транспорта и первых промышленных предприятий…

Профессия относится к формату «реалистичный».

Необходимые личные качества и способности для достижения профессионального успеха:

  • — логическое мышление
  • — математические способности
  • — наглядно-образное мышление
  • — аккуратность и усидчивость
  • — технические способности
  • — пространственное воображение
  • — развитый глазомер
  • — наблюдательность
  • — хорошая память

Близкие по содержанию профессии:

  • — авиамеханик
  • — наладчик оборудования
  • — электрик
  • — чертежник
  • — механик
  • — изобретатель

Среди основных видов деятельности инженера разработка планов проведения технических работ, формирование технических заданий и технических отчетов, проектирование различных механизмов и систем, контроль за их изготовлением, расчет необходимых параметров и величин, настройка и регулировка сложной аппаратуры, участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов, оформление научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ и многое другое.

Специалисты инженерного дела трудятся сегодня в самых разных сферах промышленности, строительства, сельского хозяйства, а также в научно-исследовательских и образовательных учреждениях.

В. Беистов

ИНЖЕНЕР ПО АВТОМАТИЗАЦИИ

Инженерное направление подразделяется на несколько отдельных профессий, в зависимости от квалификации специалиста. Среди них выделяется профессия инженера по автоматизации оборудования и механизации производств разной сложности.

В век автоматизации и механизации актуальным становится техническое профобразование. Представители профессии Инженера по автоматизации и механизации производственных процессов являются достаточно востребованными на рынке труда.

Данная профессия относится к формату «реалистичный» и к типу “ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА” и активно распространена в технических вузах и на приборостроительных факультетах крупных университетов страны…

В обязанности представителей данной профессии может входить анализ установленного на производстве оборудования, выбор подходящей схемы автоматизации, мониторинг типов микроконтроллеров у поставщиков, проектирование и составление технического задания, непосредственный монтаж микроконтроллеров на оборудование, последующие настройка и периодическое обслуживание…

Специалисты высокого уровня с многолетним опытом работы по специальности и регулярным повышением квалификации способны выполнить любую из перечисленных функций, а молодые сотрудники часто специализируются на чем-то конкретном….

Профессия относится к формату «реалистичный».

Необходимые личные качества и способности для достижения профессионального успеха:

  • — логическое мышление
  • — технические способности
  • — математические способности
  • — терпеливость и методичность
  • — наглядно-образное мышление
  • — аккуратность и усидчивость
  • — способность анализировать и сопоставлять множество фактов
  • — развитый глазомер
  • — наблюдательность
  • — хорошая память

Близкие по содержанию профессии:

  • — наладчик оборудования
  • — электрик
  • — чертежник
  • — механик

Профессиональная деятельность должна проходить в соответствии с правилами эксплуатации механизмов, инженер должен знать технологию производства продукции предприятия, требования разработок и патентных исследований. С этими знаниями инженер подготавливает и оформляет техническую документацию.

Ключевым элементом в процессе автоматизации оборудования является микроконтроллер, этот своеобразный “мини-ПК” устанавливается на станки, краны, конвейерные линии с целью автоматической их работы. Марок и моделей микроконтроллеров представлено десятки.

В нашей стране еще весьма большой фронт работы по автоматизации и модернизации оборудования самых разных производств…

В. Беистов

ЭЛЕКТРИК

Происхождение названия данной профессии весьма поэтично, так как берет начало от древнегреческого термина ele к tron (в переводе — янтарь). Конечно профессия электрика появилась много веков позже — только с началом эпохи распространения электричества. Годы спустя после появления самой профессии появились узкие специализации — электромонтажник, электротехник, электромеханик, электромонтер и др….

Сегодня почти ни один житель развитых стран не мыслит и дня без электричества из-за обилия окружающих его технических устройств, искусственного освещения и т. д. Соответственно, и специалисты-электрики востребованы рынком труда.

Профессия относится к формату «реалистичный».

Необходимые личные качества и способности для достижения профессионального успеха:


Близкие по содержанию профессии:

  • — автоэлектрик
  • — инженер по автотехнике
  • — сборщик электронной техники

В круг обязанностей электрика, в зависимости от специализации, могут входить такие направления профессиональной деятельности, как подключение электрооборудования; прокладывание кабелей силового питания и проводки; составление планов прокладывания кабелей; монтаж вторичных электроцепей; профилактический и текущий ремонт электрооборудования и др….

А. Мартин

СКОРО! обзор таких профессий, как ВОДИТЕЛЬ, НАЛАДЧИК ОБОРУДОВАНИЯ, МОНТАЖНИК, ПЛОТНИК, СВАРЩИК ….

В российскую Госдуму внесен зако-нопроект, который должен обязать высшие учебные учреждения начислять дополнительные 11 баллов к ЕГЭ абитуриентам с золотой школьной медалью.

Инициаторы документа предлагают ус-тановить минимальную добавку в 11 бал-лов, а вот максимальную планку “допол-нительного бонуса” не устанавливать.

Уральский аграрный университет получил аккредитацию на обучение экономистов и управленцев.

Эксперты Рособрнадзора по итогам экспертизы аккредитовали экономические и управленческие образовательные про-граммы УрГАУ.

Речь идет о таких специальностях, как «Экономика», «Экономика и управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» по всем уровням и формам высшего образования: бакалавриат, магистратура, очное, очно-заочное и заочное обучение.

Эксперты Рособрнадзора проверили на соответствие ФГОС содержание обра-зовательных программ, квалификацию руководящих и научно-педагогических ра-ботников, материально-техническую базу и многое другое.

Для выпускников школ следующего сезона Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки установила мини-мальные баллы единого госэкзамена. Таким образом, в 2020 году выпускник российской школы сможет получить аттестат только набрав установленное количество баллов или выше. Минимальный балл ЕГЭ гарантирует только получение аттес-тата.

В конце июля абитуриентская кампания выходит на финишную прямую, а 29 июля вузы страны должны разместить на своих сайтах и информационных досках первые приказы о зачислении (это касается льготников).

В то же время для остальных поступа-ющих уже доступны так называемые рейтинговые списки. Абитуриентов, подавших заявления, в этих «проходных» списках располагают не в алфавитном порядке, а по мере убывания набранных балов ЕГЭ.

При этом иногда вузы не разделяют абитуриентов на тех, кто подал копии документов, и тех, кто сразу принес оригиналы. Тогда сравнивать свои баллы с другими становится затруднительно.

Время окончательно определиться и принести оригинал в вуз, у абитуриентов есть до 1 августа. Уже 3 августа появятся приказы о зачислении на бюджетные места «первого потока».

А приказы о зачислении поступивших во «второй волне» и поступивших на ком-мерческой основе должны быть опуб-ликованы 8 августа.

Изобретение уральских студентов вошло в десятку лучших по точному земледелию.

Уникальный беспилотный летательный аппарат студенты Уральского аграрного университета презентуют на Всероссий-ском дне поля в Ленинградской области.

Новая разработка позволит снизить затраты на средства защиты растений и ГСМ и значительно повысить экономи-ческую эффективность сельскохозяйст-венного производства. Кроме того, авторы изобретения планируют доработать устройство для возможности проведения экспресс-анализа почвы в целях создания геоинформационного пространства полевых площадей и перевести беспи-лотник на биотопливо, которое заменит дорогостоящее дизельное топливо. На эту разработку молодые ученые УрГАУ уже получили патент.

Свой дистанционно-цифровой комплекс по обработке почвы и растений студенты уральского вуза представляют в рамках конкурса «Мечты и реальности цифрового АПК». Цифровизация аграрной отрасли станет одним из важных тематических векторов деловой программы выставки.

Выставка «Всероссийский день поля», организатором которой выступает Министерство сельского хозяйства РФ, пройдет с 10 по 12 июля на производ-ственном полигоне Санкт-Петербургского государственного аграрного университета (г. Пушкин).

Всероссийский день поля – это уникаль-ный выставочный проект, представляю-щий важнейшие достижения отечествен-ного АПК, а также профессиональный научно-деловой форум. Главное его отличие — это демонстрация передовых технологий возделывания, новейших средств производства и сельскохо-зяйственной техники в естественных условиях, на специально подготовленных полях.

Тема ограничения наличия телефонов в учебное время у обучающихся российских школ становилась предметом дискуссий за последние годы не раз. Среди причин возможного ограничения участников школь-ного обучения в пользовании «гаджетами» в учебное время — телефоны отвлекают внимание владельца, в ряде случаев могут создавать помехи окружающим, в определенных случаях демонстрируют материальное неравенство, могут явля-ться своеобразными «шпаргалками» и др…

В первые дни июля спикер Совета Фе-дерации страны Валентина Матвиенко озвучила мнение, что школьникам следует запретить носить телефоны в учебные заведения, в связи с тем, что в школах нет необходимых условий для их хранения.

Возможны варианты решения по данному вопросу (например, можно создать условия для хранения телефонов в школах, но при условии не брать их в класс).

При этом, развивая данную тему, глава Роспотребнадзора Анна Попова, обращаясь к Матвиенко, предложила создать рабочую группу по вопросу о порядке использования телефонных устройств в российских школах.

Данные опросов и изучения обществен-ного мнения свидетельствуют о том, что больше половины россиян одобряют возможные ограничительные меры, уменьшающие возможности присутствия телефонных устройств в рамках учебного процесса.

Ранее, на старте 2018-19 учебного года глава Минпросвещения РФ Ольга Васильева озвучила позицию о том, что дети должны сдавать свои телефоны перед началом занятий в школе.

Инициатива ограничения присутствия телефонов у школьников на уроках поддерживается россиянами почти всех возрастов и рассматривается как способ повысить концентрацию учеников на образовательном процессе.

«человек - человек», «человек - техника», «человек - природа», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ»

Первая особенность профессий типа «Человек — человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится и работа. Например, если у руководителя, пропагандиста, воспитателя не налаживаются хорошие взаимоотношения с теми людьми, которыми он руководит, в чем-то убеждает, которых должен воспитать, то, значит, нет самого главного в работе. Успех здесь невозможен. Значит, строго говоря, нет и подлинной работы.

Вторая особенность профессий этого типа состоит в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:
а) нужно научиться, уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях;
б) нужно быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т.д.
Если организатор руководит группой работающих людей, то он должен хорошо знать сущность выполняемой ими работы. Без этого он не сможет правильно понимать действия, поведение, помыслы и намерения своих подчиненных. Это не значит, что он должен знать и уметь все лучше, чем любой из подчиненных. Часто это невозможно и не нужно. Директор театра не должен танцевать лучше прима-балерины, директору завода не надо быть лучшим слесарем-инструментальщиком, директор школы не может знать все учебные предметы столь же досконально, как каждый из учителей-предметников знает свое дело. Но многие особенности труда подчиненных руководитель все же, должен себе ясно представлять.

Работник обслуживающего труда также имеет дело не только с людьми, но и с теми ценностями, которые он доводит до потребителей. Ценности могут быть материальными или духовными. Материальные — продукты питания, предметы одежды, быта. Духовные — полезные сведения, произведения науки, искусства. Ясно, что нужно глубоко разбираться в том, что ты стремишься донести до людей.

В области профессий типа «Человек — человек» выделим несколько подтипов:
1. Профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами.
2. Профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов, профессиональной подготовкой.
3. Профессии, связанные с материально-бытовым, торговым обслуживанием людей.
4. Профессии, связанные с информационным обслуживанием людей.
5. Профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами.
6. Профессии, связанные с медицинским обслуживанием людей.

«Человек — техника» . В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.

Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса общается с людьми в ходе работы, оператор или слесарь могут что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, скажем, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но, все же, главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — область технических объектов и их свойств. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — по обработке металла.
Профессий типа «Человек — техника» так много, что нам придется выделить несколько подтипов:
1. Профессии, связанные с обработкой, добычей грунтов, горных пород.
2. Профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов.
3. Профессии по производству и обработке металла, механической сборке, монтажу машин, приборов, оборудования.
4. Профессии по ремонту, наладке, обслуживанию механического оборудования, технологических машин, установок, транспортных средств.
5. Профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций.
6. Профессии по сборке, монтажу электрорадиооборудования, приборов, аппаратов.
7. Профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов.
8. Профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управлением ими.
9. Профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

Наряду с творческим подходом к делу в области техники ожидается и требуется от человека высокая исполнительская дисциплина. Дисциплина везде, конечно, нужна. Но техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.

«Человек — природа». При этом мы имеем в виду именно живую природу, ориентироваться в которой помогают биологические учебные предметы, науки (ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология). Труд человека в области профессий типа «Человек — природа» направлен только на упомянутые выше объекты. Так, например, растениеводы используют в своей практике разнообразную и сложную технику. Работая в коллективе, они, в частности, заняты и налаживанием межличностных отношений. Им приходится заниматься и вопросами учета, экономической оценки своего труда. Есть даже такие профессии данного типа, которые обязательно требуют художественных склонностей (наряду со склонностями к биологии, ботанике). Например, есть цветоводы-декораторы, техники зеленого строительства (специалисты по озеленению городов, населенных мест). Но, все же, главный предмет внимания и забот работников в данном случае — растения и среда их существования.

Сходным образом обстоит дело и с животноводческими профессиями. Животноводство в наши дни все более переводится на индустриальную основу, оснащается техникой. Животновод — это и механизатор. Но если у него нет особого отношения, особых склонностей к работе именно с животными (а есть только интерес к технике), то беда животноводству.

Микробиолог со всех сторон окружен лабораторной техникой, а сам биологический предмет даже не виден невооруженным глазом. Но и здесь главным является интерес к явлениям живой жизни. А техника — средство, но не основной предмет труда.

При выборе профессии типа «Человек — природа» очень важно принять во внимание следующее. Для многих людей природа выступает как привлекательная среда, связанная с отдыхом. Жители города стремятся после работы или во время отпуска на природу, ребята едут в пионерские лагеря и т. д. Но это все не та любовь к природе, которая ожидается от профессионала в области «Человек — природа». Тебе очень важно разобраться, как именно ты любишь природу: как мастерскую, в которой ты собираешься отдавать все силы производству той или иной продукции, или, может быть, тебе просто нравится погулять в лесу, подышать, поваляться на лужайке? Проверять свою любовь к природе на прочность нужно в практическом общественно полезном труде.

Если ты собираешься основательно подумать о выборе профессии типа «Человек — природа», важно учесть также следующее. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они изменяются по своим внутренним законам. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются (а также болеют, гибнут) без всяких выходных. Работнику нужно не просто очень многое «держать в уме», но и мысленно предвидеть изменения в объектах труда.

От работника требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны такие качества как, заботливость и дальновидность. Ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т. д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.

«Человек — знак» (или «Человек — знаковая система»). Пробой сил для тебя в этой области в прошлом могло быть выполнение письменных работ по разным предметам, ведение записей, дневников, упорядоченное накопление и хранение разного рода сведений (вырезок, выписок, картотек), перевод с одного языка на другой, выполнение вычислений, подсчетов, чертежей, схем. Еще Н. В. Гоголь в свое время подметил, что можно иметь склонность в такой особой реальности, как буквы, знаки. Его герой занимается важным для того времени делом — переписывает деловые бумаги (пишущих машинок тогда не было): «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно,— нет, он служил с любовью. Там, в этом переписывании, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его».

Да, можно любить знаки, знаковые системы. И это ничуть не хуже и не менее важно, чем любить машины или, скажем, растительные культуры как предметы труда. Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем: чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы — все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации, культуры. Значит, нужны и соответствующие специалисты.

Профессии типа «Человек — знак» настолько разнообразны, что пора поговорить об их разновидностях, подтипах.
1. Профессии, труд в которых направлен на создание и оформление документов (на родном или иностранном языке), делопроизводство, анализ текстов или их преобразование, перекодирование.
2. Профессии, труд в которых направлен на числа, количественные соотношения.
3. Профессии, труд в которых направлен на системы условных знаков, схематические отображения объектов.

В условиях современной культуры большую роль играют знаки, не имеющие изобразительного сходства с обозначаемым предметом (слова не похожи на предметы, о которых идет речь, ноты не похожи на музыку, деньги не похожи на товары, математические формулы, описывающие и позволяющие определить курс самолета, не похожи ни на самолет, ни на траекторию его полета и т. д.). Поэтому, чтобы успешно работать в какой-либо из профессий данного типа, нужны особые склонности погружаться мысленно в мир, казалось бы сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточиваться на тех сведениях, которые несут с собой те или иные знаки. При работе со знаками, как и при работе с другими реальностями, возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также задачи придумывания новых знаков, знаковых систем. Иначе говоря, в данной области труда, как и во всякой другой, имеются своеобразные возможности творчества.

Ты чаще выбираешь профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Это специальности, профессии типа «Человек — художественный образ».
Всю область профессий типа «Человек — художественный образ» можно подразделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности.
1. Профессии, связанные с изобразительной деятельностью.
2. Профессии, связанные с музыкальной деятельностью.
3. Профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью.
4. Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Первые проявления и формы искусства в истории человечества (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом, делом не одиночек, а коллектива. Песня организовывала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое). Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной, например, подготовкой к охоте, бою и т. п. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, с трудом.
В процессе развития человечества постепенно произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства материальных. Появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, производства изделий промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности. Идет закономерный обмен продуктами труда.
Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного эффекта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но для его осуществления артист ежедневно и по многу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т. д.

Выбирая соответствующий профессиональный путь, важно подумать об этой неявной стороне труда, которая может оказаться и непосильной платой за успех. Чтобы труд приносил удовлетворение, важно воспитать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее признание, чем то, которого ты заслуживаешь по реальным результатам своей деятельности). Впрочем, этого нелегко достигнуть, если человека уже успел кто-то захвалить. Человек с нереалистическим уровнем притязаний отталкивает от себя мысль о том, что истинная причина отсутствия громкого успеха — в нем самом. Он склонен видеть причины эти в действиях других людей («помешали», «не дают мне ходу», «завидуют», «тормозят» и т. п.). Остерегись оказаться в таком положении.

ЦЕНТР ПСИХОЛОГИИ И БИЗНЕСА «IQ»

КОГАОУ ДПО «Учебный центр УГСЗН Кировской области»

610005 г.Киров, Октябрьский пр-т 44,

e-mail: [email protected]

Профессиограммы

2013 г.
Список профессиограмм «Человек-Техника»
Название профессии (специальности) Страница


  1. Автоклавщик

  2. Автоматчик

  3. Автомеханик

  4. Аккумуляторщик

  5. Аппаратчик

  6. Арматурщик

  7. Архитектор

  8. Асфальтобетонщик

  9. Бетонщик

  10. Вальцовщик

  11. Вальщик леса

  12. Водитель

  13. Водитель автобуса

  14. Водитель грузовых машин

  15. Водитель погрузчика

  16. Водитель электро и автотележки

  17. Врач-стоматолог

  18. Вышивальщица вручную

  19. Вышивальщица на машинах и автоматах

  20. Вязальщица трикотажных изделий

  21. Газовщик

  22. Газорезчик

  23. Гальваник

  24. Гидрометеонаблюдатель

  25. Гончар

  26. Горничная

  27. Гравер в слесарном производстве

  28. Жестянщик

  29. Животновод

  30. Заточник

  31. Заточник деревообрабатывающего инструмента

  32. Зоотехник

  33. Зубной техник

  34. Изготовитель художественных изделий из бересты

  35. Изготовитель художественных изделий из дерева

  36. Изготовитель художественных изделий из лозы

  37. Инженер-исследователь

  38. Инженер АСУ производства

  39. Инженер по защите информации

  40. Инженер по стандартизации и сертификации

  41. Инженер по проектно-сметной документации

  42. Инженер-программист

  43. Кабельщик-спайщик

  44. Каменщик

  45. Кондитер

  46. Контролер деталей и приборов

  47. Котельщик

  48. Кровельщик

  49. Лаборант химического анализа

  50. Лесоруб

  51. Логистик

  52. Машинист автокрана

  53. Машинист башенного крана

  54. Машинист бульдозера

  55. Машинист котельных установок

  56. Машинист экскаватора

  57. Младшая медицинская сестра

  58. Монтажник железобетонных конструкций

  59. Монтажник сантехнических систем и оборудования

  60. Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов

  61. Намотчик катушек

  62. Наладчик станков с ЧПУ

  63. Облицовщик-плиточник

  64. Обувщик

  65. Озеленитель

  66. Оператор ЭВМ (Оператор ПК)

  67. Паркетчик

  68. Пекарь

  69. Печник

  70. Плавильщик

  71. Плотник

  72. Повар

  73. Портной

  74. Проводник пассажирского вагона

  75. Рамщик

  76. Сверловщик

  77. Слесарь механосборочных работ

  78. Слесарь по КИПиА

  79. Слесарь по ремонту автомобилей

  80. Слесарь по сборке металлоконструкций

  81. Слесарь - ремонтник

  82. Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования

  83. Специалист по издательскому делу

  84. Специалист по кадастру

  85. Станочник деревообрабатывающих станков

  86. Станочник широкого профиля

  87. Столяр

  88. Стропальщик

  89. Токарь

  90. Токарь-расточник

  91. Тракторист-машинист сельскохозяйственного профиля

  92. Уборщик производственных помещений

  93. Фермер

  94. Фотограф

  95. Формовщик

  96. Фрезеровщик

  97. Химик-технолог

  98. Хозяйка усадьбы

  99. Часовщик по ремонту часов

  100. Чертежник

  101. Швея

  102. Шлифовщик

  103. Штамповщик

  104. Штукатур-маляр

  105. Эколог

  106. Электрогазосварщик

  107. Электромонтер

Профессиограмма - характеристика профессии
Профессиограмма - это описание профессии или специальности с требованиями, которые они предъявляют к человеку.

Профессиограммы соответствующих профессий есть на предприятиях, в профессиональных училищах, можно с ними ознакомиться в центрах занятости населения.


Профессиограмма обычно содержит следующую информацию:
1. Общие сведения о профессии :

Значение и распространенность профессии;

Перспективы развития профессии;

Смежные профессии;

Уровень образования и сведения о профессиональной подготовке.
2. Характеристика процесса труда :

Основные профессиональные обязанности специалиста, рабочие операции;

Рабочее место, орудия труда;

Характер работы.


3. Санитарно-гигиенические условия труда:

Режим труда;

Микроклиматические условия (шум, освещенность и др.);

Возможные профессиональные заболевания.


4. Требования профессии к специалисту :

Интересы и склонности;

Способности, умения и навыки, основные качества, которыми должен обладать работающий.
5. Требования к здоровью, медицинские противопоказания.
6. Возможности профессионального обучения.
7. Родственные профессии .

Чем больше вы будете знать о профессии, тем больше вероятность, что не столкнетесь с какой-либо неожиданностью в процессе выбора профессии или трудовой деятельности.

Что такое ПВК?
ПВК - профессионально - важные качества личности . По ним судят о профессиональной пригодности человека к той или иной профессии.
Профессиональная пригодность - один из важнейших моментов, которые необходимо учитывать в процессе профессионального выбора. Как мы выяснили, любая профессия предъявляет к человеку определенные требования.
Требования к состоянию здоровья, профессиональной квалификации, способностям - это и является профессионально-важными качествами личности .
Профессиональная пригодность - совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии.
Поможет сориентироваться в огромном мире профессий классификация профессий.

Классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

Существуют разные квалификации профессий: по первой букве их названия, по характеру труда (умственный или физический), по отраслям хозяйства или сфере материального производства, по уровню квалификации и т.д.

Классификация профессий и требования, предъявляемые профессией к человеку.
Каждый вид труда имеет следующие компоненты:

Предмет труда;

Цель труда;

Орудия труда;

Условия деятельности.

Действительно, когда человек работает его внимание направлено на предмет труда. С этим предметом надо что-то делать - цель труда . Реализуется эта цель посредством орудий труда . И естественно, для человека важно знать условия, в каких протекает работа.

Эти признаки определяют сумму требований, предъявляемых профессией к человеку.

Для правильного выбора профессии необходимо знать или хотя бы представлять те требования, которые предъявляют к человеку различные профессии , а также знать свои индивидульно-психологические особенности, что бы соотнести их с этими требованиями.
В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий по предмету труда, разработанная Евгением Александровичем Климовым, которая наиболее подходит при выборе профессии. В последнее время данная классификация получила расширение за счет выделения большого круга профессий рыночных специальностей, связанных с бизнесом.

В соответствии с объектом труда выделяют следующие группы профессий:


1. ЧЕЛОВЕК-ЖИВАЯ ПРИРОДА (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и живыми организмами, микроорганизмами и условиями их существования (агроном, ветврач, полевод, животновод, кинолог, фермер, геолог).
2. ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА (Т). Работники имеют дело с неживыми и техническими объектами труда (слесарь, автомеханик, водитель, инженер, моторист, плотник, штукатур, сварщик, конструктор, контролер, физик, химик).
3. ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК (Ч). Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (учитель, менеджер, врач, страховой агент, воспитатель, няня, продавец, социальный работник, массажист, психолог).
4. ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА (З). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей этого типа (бухгалтер, программист, оператор ПК, радиомонтажник, экономист, телефонист, машинистка, переводчик, кассир).
5. ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (Х). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа (артист, дирижер, художник, маляр, портной, повар, парикмахер, музыкант, архитектор).
6. ЧЕЛОВЕК-БИЗНЕС (Б). Выделен в последнее время в связи с потребностью рынка труда. Сюда относятся специальности: менеджеры, биржевые маклеры, аудиторы, брокеры, дилеры и другие профессии, связанные с коммерческой деятельностью.
По характеру труда выделяют 2 класса профессий :
А) Профессии исполнительского класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованиям инструкциям, стереотипным подходам к решению проблем (медсестра, продавец, машинист, оператор, станочник, плотник, парикмахер и т.д.)

Б) Профессии творческого класса связаны с анализом , исследованиями, испытаниями, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого оригинального мышления, и, как правило высшего образования (врач, менеджер, психолог, учитель. юрист, инженер, экономист, архитектор).

Любая профессия может быть одновременно отнесена на основании предмета труда к одному из 5 типов и на основании характера труда к одному из 2-х классов.


Для того чтобы узнать о своей профессиональной направленности, можно воспользоваться различными тестами и методиками (например: Дифферинциально - диагностический опросник Е.А. Климова, Опросник профессиональной готовности Кабардовой, модифицированный ОПГ- 6 и др.).

Классификация профессий

по предмету труда, сфере деятельности (по Климову)


Предмет труда

Сфера деятельности

Требования

Ч-Ч

люди, группы, коллективы.

(взаимодействие людей, управление, руководство людьми и коллективами)



- медицинское обслуживание;

Воспитание, обучение;

Бытовое обслуживание;

Информационное обслуживание

(библиотекари, экскурсоводы

лекторы...);

Защита общества и государства


- склонность и умение работать с

людьми;


- понимать людей и разбираться в

их особенностях;

Чуткость, внимание, вежливость;

Высокий уровень общительности;

Выдержка, уравновешенность;

Широкий кругозор;

Умение убеждать;

- речь, эрудиция.


Ч-Т

техника,

машины, механизмы


- создание, монтаж, установка,

сборка, наладка технических

устройств;

Эксплуатация технических

Ремонт технических средств.



- развитые пространственные

представления;

Комплекс двигательных навыков;

Сенсомоторная координация;

Техническое мышление;

Исполнительская дисциплина;

Аккуратность;

Физическая выносливость.



Ч-П

живая природа (животные, растения)

- изучение, исследование, анализ;

Уход за растениями и

животными;

Профилактика и лечение

заболеваний растений и

животных;

Природопользование (работа с

продуктами питания);

Преобразование природы;

Охрана природы.



- любовь к природе (не хобби, а

связанная с познанием ее законов

и применением их);

Творческое мышление;

Физическая выносливость;

Работоспособность;

Самостоятельность;

- дальновидность.


Ч-З

тексты, цифры, чертежи, условные знаки, коды

- тексты на родном или

иностранном языке (корректор,

редактор, машинистка,

переводчик...);

Цифры, формулы, таблицы

(программист, оператор ЭВМ,

диспетчер, кассир, менеджер);

Чертежи, карты, схемы

(чертежник, закройщик,

копировщик);

Звуковые сигналы (радист,

телеграфист).



- абстрактное мышление и

воссоздающее воображение;

Усидчивость, сосредоточенность;

Устойчивость внимания;

Способность работать в одиночку;

Оперирование числами.


Ч-Х/О

живопись, искусство

- создание, проектирование,

моделирование худ. произвед.

(композитор, модельер);

Воспроизведение, изготовление

различных изделий (ювелир,

гравер, реставратор);

Воспроизведение, копирование

(фотограф).



- художественные способности;

Развитый художественный вкус;

Образность и гибкость мышления,

творческий склад;

Чувствительность;

Тонкость восприятия;

Образная память;

Психомоторные способности;

Способность к практическому

созданию красоты.


Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины или ручные инструменты) и т.п. Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль - то есть, к какому типу и по какому критерию она относится. А потом составить для себя "идеальную формулу профессии" предпочитаемые предмет труда, средства. И таким образом понять, какая профессия вам подходит, а какая нет.

Базовая классификация профессий

Любая профессия по КАЖДОМУ из оснований (строки) может быть отнесена к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации и соответствующие им типы профессий.

Предмет труда

Художественный образ

Условия труда

На открытом воздухе...

Необычные

С повышенной моральной ответственностью

Средства труда

Автоматизированные

Функциональные

Цели труда

Гностические

Преобразующие

Изыскательские

1. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.

В действительности, это - очень грубое деление. Имеет смысл не просто относить к одному из пяти типов, такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда. Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело - таких предметов, характеризующих профессию, может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.

«ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА»

Профессии : семеновод, мастер-животновод, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

Среди профессий типа "человек-природа" можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определенный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу...

Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.

С другой стороны, при выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой вы собираетесь отдавать все силы производству.

И еще один момент, который надо учитывать при выборе . Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.

«ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

Здесь главный, ведущий предмет труда - технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

Профессии : проходчик, столяр, техник-металлург, радиомеханик, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.

Среди профессий типа "человек-техника" можно выделить:

    профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
    профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов;
    профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;
    профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
    профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
    профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
    профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
    профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
    профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

«ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.

Профессии типа "человек - знаковые системы" включают:

    профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,
    профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,
    профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

«ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

Здесь главный, ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения.

3. В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела:

    Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры,

    Предмет труда : ЧЕЛОВЕК (юрист прежде всего обслуживает людей, общается с ними, помогает решать их проблемы, анализирует их), ....Знаковые системы (юрист занимается чтением и анализом документов, справочников, сборников законов, статистической информации).
    Условия труда : С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (за жизнь и честь человека), ....бытовые (иногда - если это юрист-следователь, милиционер - то на открытом воздухе).
    Средства труда : ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (собственные мозги, язык, жесты, мимика),....иногда - автоматизированные (компьютер).
    Цели труда : ГНОСТИЧЕСКАЯ (определить-опознать причину, определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента - сортировать, классифицировать), .....Изыскательская (найти способ защиты подсудимого, способ подачи информации, улики).

    Конечно, ваша идеальная формула может быть составлена психологами с помощью тестов - вам задаются вопросы, а в результате выявляются предпочтения вами тех или иных средств труда, предмета - в будущей профессиональной деятельности. Формулы профессий составляются психологами труда на основе профессиограмм (описаний профессий - задач, возникающих в трудовой деятельности, требований к профпригодности). Существуют даже компьютерные системы сопоставления вашей идеальной формулы профессии и формул типичных профессионалов. Подобные услуги вам окажут в центрах профориентации и психологической поддержки, центрах компьютерного психологического тестирования. Но всегда лучше уметь самому анализировать профессию, раскладывая ее по полочкам: ведь тогда ваш выбор профессии будет действительно осознанным - вы ведь будете понимать, ПОЧЕМУ вам нравится та или иная профессия (например, профессия каскадера - за необычные условия, а физика-теоретика - за изыскательские цели).

Введение

Хочу - это интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже в самом раннем возрасте, например, склонность к работе с людьми, техникой, природой и т.д.

Могу - это способности человека к освоению и выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем, выполнению быстрому и качественному.

Надо - это, так сказать, социальный заказ, то есть потребность общества в людях определенных специальностей, спрос.

Человек будет удовлетворен только в том случае, если ему удастся соединить все эти стороны в стройную геометрическую конструкцию. Причем, желательно, чтобы стороны были действительно равны друг другу.

Чтобы скорректировать ваш профессиональный выбор, можно использовать и другие способы психодиагностики - различные тесты, анкеты, опросники, которые помогают вам определить, к какому типу личности вы относитесь, какие качества являются решающими для той или иной области деятельности.

Типы профессий

Люди имеют определенные способности, которые позволяют им добиваться больших успехов в одной области деятельности, чем в другой. Существует пять основных типа профессий:

1. «Человек-природа»

2. «Человек-техника»

3. «Человек-человек»

4. «Человек-знаковая система»

5. «Человек-художественный образ»

«Человек-природа»

Предметом труда для представителей большинства профессий этой сфера являются живые растительные организмы и животные, условия их роста и жизни. Специалисты, работающие в этой области,

· Изучают и анализируют состояние и условия жизни растений или животных (микробиолог, агрохимик, гидробиолог, геолог, химик);

· Выращивают растения и ухаживают за животными (лесовод, цветовод, овощевод, агроном, птицевод, пчеловод, зоотехник, фермер);

· Проводят профилактику заболеваний растений и животных, лечат животных, борются с вредителями растений (агроном по защите растений, врач по карантинной службе, ветеренар).

Успех работы специалистов в профессиях данного типа зависит от способности предвидеть и оценивать очень изменчивые природные факторы. Особенность их деятельности заключается в том, что её результаты проявляются по прошествии длительного времени, исчисляемого иногда не только неделями, месяцами, но и годами; специалист обязан обладать терпением и настойчивостью; нужно быть готовым к работе в трудных погодных условиях.

«Человек-техника»

Большинство профессий этого типа связано:

· С эксплуатацией технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, самоходными машинами и механизмами, различными процессами, поточными линиями, автоматическими системами);

· С ремонтом технических устройств (специалисты выявляют и распознают неисправности технических систем, машин, механизмов и приборов; ремонтируют, регулируют и налаживают их);

· С созданием, монтажом, сборкой (специалисты проектируют и конструируют технические системы и устройства, разрабатывают процессы их изготовления; из отдельных деталей, узлов, блоков собирают машины, механизмы, аппараты и приборы, регулируют и налаживают их).

Для успешной работы в области техники важна наблюдательность, умение при помощи слуха, зрения и воображения подметить еле заметные изменения в работе машин и механизмов; необходим высокий уровень развития так называемого технического мышления, развитие представления о ходе скрытых от глаз технических процессов.

Загрузка...