Бизнес портал - StatusPro

Презентация на тему "культура киевской руси". Культура киевской руси - презентация Универсальные учебные действия




Остатки Золотых ворот Парадный въезд в Киев представлял собой гигантское архитектурное сооружение – сводчатый массив, сложенный из кирпича и камня. Две параллельные стены, перекрытые сводом, образовывали проход глубиной в 25 м. Надвратная церковь Благовещения с золоченым куполом венчала сооружение. Две массивные створки центральных ворот были окованы позолоченной медью, ярко сверкавшей на солнце. Вероятнее всего, это и определило их название. В нижней части Золотых ворот, под церковью, находились хранилища для ценностей.




Собор Святой Софии Крестово-купольный пятинефный тринадцатиглавый храм, построенный после победы Ярослава Мудрого над печенегами. Продолжает традиции древнеславянского зодчества с его столпообразными срубами, клетями и златоверхими вышками. Храм не был побелен, а кирпич и серый гранитный камень (плинфа) чередовались с розовой цемянкой (раствор извести, песка и толченого кирпича), что придавало его стенам радующую глаз нарядность. Софийский собор в Киеве. XI в. (реконструкция).




София Киевская Двенадцать мощных крестообразных столбов расчленяют огромное внутреннее пространство Софии. Под главным куполом, в залитом светом пространстве произносились проповеди и совершались торжественные государственные церемонии, а в самом алтаре собиралось высшее духовенство. Наверху, на хорах, появлялись земные владыки: князь и его приближенные. Внизу же, там, где свет переходил в полумрак, толпился народ. Интерьер


София Киевская Обилие пролетов, арок, украшающих пространство храма, создавало впечатление монументальности и пышности его внутреннего убранства. Многочисленные красочные фрески и искрящиеся мозаики, покрывающие снизу доверху подкупольное пространство, стены, своды и столбы, придавали храму особую парадность и торжественность. Интерьер


Архитектура Великого Новгорода Новгородский Софийский собор в том виде, в каком он был возведен в XII в., не сохранился. Вначале он был одноглавым, с круглым куполом и тремя апсидами. При отстройке сгоревшего собора вокруг главы, поставленной на место старой, возвели еще четыре меньшего размера. К храму с обеих сторон стали пристраивать приделы.







Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Художественная культура средневековой Руси

Общая характеристика Средневековье на Руси длилось около 8 столетий (9 – 17 вв.). Искусство тут возникло на основе языческой культуры, которое позже подверглось влиянию византийской культуры, а потом и всей Западной Европы. Знакомство с русским искусством обычно начинается с 988 г., когда Русь приняла христианство.

Искусство Киевской Руси

Знакомство с русским искусством обычно начинают с 988 г., когда Русь приняла христианство из Византии. Существенную роль в формировании русской культуры сыграло язычество (существовало до 10 в. как главная религия). Несмотря на принятие христианства языческие традиции ощущались в культуре на протяжении длительного времени.

Архитектура Архитектурные памятники Киевской Руси были созданы менее, чем за 3 столетия. Особый расцвет Киевское княжество приобрело во времена правления Ярослава Мудрого (978 -1054) . Развернулось каменное градостроение. Особое внимание уделялось церковному зодчеству.

Церковь Святой Богородицы, 10 в. Киев Первая церковь, возведенная в Киеве, была посвящена Святой Богородице и в народе называлась Десятинной, т.к. князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое.

Храм Святой Софии, 1037 г. Киев Самым известным храмовым сооружением Киева стал собор Святой Софии, представляющий собой огромный пятинефный крестово – купольный храм. В последующие времена первоначальные формы собора подверглись перестройке.

Изобразительное искусство Особую историческую и художественную ценность представляют фрески и мозаики Софии Киевской. Стены этого собора охватывают около 3000 кв.м. мозаики. Согласно канону, в центре собора располагался Христос Пантократор, а вокруг него фигуры 4 архангелов. Над ними – изображение Богоматери Оранты (Молящейся).

Фрески Софийского собора «Богоматерь Оранта »,11 в. «Христос Пантократор », 11 в.

Групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, 11 век Во фресках различимы и бытовые портреты. Таковым является групповой портрет семьи князя Ярослава Мудрого, основателя Софийского собора. Некогда фреска изображала великого князя с женой, сыновьями и дочерьми. В настоящее время сохранилась лишь часть, изображающая дочерей князя. Фигуры богато одеты и расположены в ростовой последовательности, что соответствовало их возрасту.

Скоморохи, 11 век Еще одним примером бытового жанра выступает фреска «Скоморохи» - люди, жившие при дворе для увеселения княжеской семьи.

Иконопись Киевской Руси Первые иконы на Руси появились в 11 веке, и представляли собой довольно расплывчатые изображения византийских святых. Такова икона Святых апостолов Петра и Павла, поражающая своим размером, нарядностью оклада, пышностью.

Икона Спаса Нерукотворного, 12 век Позднее русские иконы отличались четкостью. Такова икона Спаса Нерукотворного, гордости русской церкви. Икону характеризует выразительность глаз и крепко сжатые губы, что говорит о сдержанности данной композиции.

Ангел Златые Власы, 12 век Икона выполнена в сдержанных тонах, что придает ей простоту композиции. В целом искусство Киевской Руси послужило фундаментом для развития региональных школ.

Культура Великого Новгорода

11 век называют веком Трех Софий. Одновременно один за другим строились храмы святой Софии в Новгороде и Полоцке. Хотя они и возводились по образцу “старшей сестры” местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости.

Искусство Великого Новгорода В 11 – начале 12 века Киев не был единственным культурным центром Руси. Сосредоточием многих художественных достижений стали такие города, как Чернигов, Галич, Полоцк, Смоленск, Ростов, Суздаль, Рязань. Достойным преемником византийских традиций стало Новгородское княжество, где со временем сложились собственные каноны.

Церковь Спаса Преображения на Нередице, 1198 г. Новгород С середины 12 века в Новгороде начинается строительство приходских храмов. Ярким примером является церковь Спаса на Нередице.

Церковь Рождества Богородицы на Перыни, 13 век Со строительством церкви Рождества Богородицы на месте языческого святилища Перыни, создается новый тип церкви, в котором меняется форма, пропорции и интерьер.

Творчество Феофана Грека (1340 – 1405) Тесное творческое содружество связывало новгородских мастеров с византийскими художниками, одним из которых был Феофан Грек, прибывший в Новгород в 70 – е г. 14 в. В колорите его фресок преобладают темные тона, что говорит о суровом характере его работ. Лучшие произведения Феофана Грека – изображение Спаса Вседержителя (1378), двусторонняя икона «Богоматери Донской» .

Фрески Феофана Грека «Богоматерь Донская» «Спас Вседержитель»

Культура Владимиро – суздальского княжества

В период феодальной раздробленности в 12 веке крупнейшим центром Руси становится Владимиро – Суздальское княжество. Храмы строили в основном из тесаного белого камня. Именно здесь возникает общерусский тип храма – четырехстопный, увенчанный одной главой. Архитектуру этого периода отличали простота декора, строгость пропорций, симметрия.

Успенский собор во Владимире, 1160 г. В 1160 году был возведен Успенский собор, ставший главным владимирским храмом.

Дмитриевский собор, 1197 г. Среди многочисленных храмов Владимира нарядностью и изобилием выделяется Дмитриевский собор. Его поверхность покрывает резные изображения Христа, мучеников, зверей и растений.

Культура Московского княжества

Искусство Московского княжества Рост и усиление Москвы были обусловлены удобным географическим положением и ростом торгово – экономических связей. В Москве было начато широкое каменное строительство. Здесь возводятся Успенский, Архангельский соборы. Сооружается новая дубовая крепость.

Башни Московского Кремля, 15 век Важнейшим оборонительным объектом Москвы был Кремль (1367), неприступные стены которого имели протяженность около 2000 м. Всего крепость насчитывала 9 башен.

Андрей Рублев. Святая троица Ко второй половине 15 в. относится расцвет московской школы живописи. Известность и славу приобретает Андрей Рублев. Вершиной его творчества является икона «Троица» (1427), воплотившая в себе символ веры и гармонии, добра и справедливости.

Какие древнейшие истоки русской культуры вы могли бы назвать? Какие произведения искусства вы бы отнесли к археологическим находкам? Почему? Чем обусловлена эволюция русского искусства? Опишите один из памятников средневековой Руси. Расскажите о становлении иконописи на Руси.


МХК-10

Урок № 16-17

Искусство Киевской Руси

Д.З.: Гл.16, творческая мастерская зад. 1,3 стр. 167

© А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • познакомить с искусством Киевской Руси;
  • расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;
  • воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре наших предков, к их культурному наследию.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • иконопись;
  • икона;
  • символика храма;
  • собор;
  • крестово-купольный тип храма;
  • язычество;
  • плинфа;
  • цемлянка;
  • хора;
  • фасад;
  • 13- и 5-главыйсоборы

Универсальные учебные действия

  • исследовать истоки русской художественной культуры; находить характерные черты древнерусского искусства в современной художественной культуре; создавать модель одного из архитектурных сооружений эпохи Киевской Руси в одной из художественных техник; осуществлять поиск информации об архитектуре Киевской Руси в различных источниках (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, Интернет и др.); проводить сравнительный анализ архитектурного облика Софийских соборов в Константинополе, Киеве и Великом Новгороде


ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Архитектура Киевской Руси.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет искусство Киевской Руси?


подвопросы

  • Теснейшая связь художественной культуры средневековой Руси с язычеством и важнейшими историческими событиями. Творческое переосмысление художественных традиций Византии и Западной Европы.
  • Архитектура Киевской Руси. Основные черты архитектуры Киевской Руси. Шедевры зодчества. Зодчество Великого Новгорода: характерные особенности и шедевры.

Теснейшая связь художественной культуры средневековой Руси с язычеством, христианством и важнейшими историческими событиями.

  • Вся культура и искусство средневековой Руси, начиная с X века и до конца XVII в. Неразрывно связана церковью и христианской верой, которую русский народ вслед за своими византийскими учителями назвал православной, т.е. правильной

Архитектура – вид искусства,

который входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.

Каменная архитектура,

которая связана с

Русью христианской

Деревянная архитектура,

которая восходит к

Руси языческой


Деревянная архитектура

  • многоярусность строений
  • увенчивание башенками и теремами
  • наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней
  • украшение художественной резьбой

«Два всадника».11-12 век. Фрагмент украшения Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.


Каменная архитектура

  • Сооружение церквей по образу и подобию крестово – купольного храма греков (квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют крест)

Храм Успения Богородицы

(Десятинная церковь).

986–996 гг. Киев.


Архитектура Киевской Руси

  • Первая церковь, возведенная в Киеве, была посвящена Святой Богородице и в народе называлась Десятинной, т.к. князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое.

Архитектура Киевской Руси

  • Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством Ярославом Мудрым самого величественного и значимого русского храма – собора святой Софии в Киеве. (София – премудрость Божья).

Архитектура Киевской Руси

  • Одиннадцатый век называют веком Трех Софий. Одновременно один за другим строились храмы святой Софии в Новгороде и Полоцке. Хотя они и возводились по образцу “старшей сестры” местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости.

Архитектура Киевской Руси

  • Три Софии Киева, Новгорода, Полоцка (планы) с 12- крещатыми и внутренними столбами (выделены черным) - символами 12 Апостолов - столпов церкви.

Софийский собор – сочетание славянских и византийских традиций.

Собор Святой Софии в Киеве-

памятник древнерусского зодчества,

главное церковное и общественное

здание Киевской Руси. Заложен в 1037 году. Первоначально собор представлял собой крестово-купольный храм с тринадцатью главами. Стены храма были выложены из красного кирпича- плинфы , серого гранитного камня и розового раствора-цемянки -смеси извести, песка и толченого кирпича.


Софийский собор в Новгороде

Софийский Собор в Новгороде памятник древнерусского зодчества; построен в 1045 – 1050 годах при князе Владимире Ярославиче в детинце - центральной укрепленной части города на более высоком, левом берегу Волхова. Строился по образцу Софии Киевской. Круговые паперти и лестничная башня с дополнительной главой в южной части западной паперти, расширяют пространство собора. Строили собор в основном из камня.


Софийские соборы в Полоцке и Чернигове.

Софийский собор в

Чернигове

Софийский собор

в Полоцке


Золотые ворота в Киеве.

Золотые ворота - крепостная башня с широким (7,5 м.) проездом. Они предназначались для торжественного, церемониального въезда в столицу с южной стороны. В силу своей значимости они были каменными. Строили в технике смешанной кладки, которая широко использовалась еще в Древнем Риме.

Слои камней перемежевывались с выравнивающими рядами плинфы (кирпича ) сцепленными цемлякой. На воротах располагалась боевая площадка с несколькими рядами бойниц. Золотые ворота венчала надвратная церковь Благовещенья. Золотые ворота не сохранились. Они были воссозданы в 1982 году по реставрационному проекту И. Лопушанской и С. Высоцкого.


Три Софии превратились в три "краеугольных камня" Святой Руси, положенных в Х-XI веках св. Ольгой, св. Владимиром, мудрым Ярославом в Киеве, Полоцке, Новгороде.

Святые и Мудрые храмоздатели очевидно считали и надеялись, что "Премудрость" будет вечно способствовать единству русских людей, целостности Русской земли, Русской Православной Церкви.




Ико́на (ср.-греч. «о́браз», «изображение») - в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории

Изобразительное искусство средневековой Руси представлено главным образом иконописью. Икона – это священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых, ангелов, событий священной истории. Согласно учению церкви, икона это зримое символическое изображение Бога.



Самыми знаменитыми иконописцами средневековой Руси были Феофан Грек, Андрей Рублев, Симон Ушаков, которые не только создавали иконы, но и расписывали храмы.


Первые книги

Первые книги, созданные на Руси, были рукописными и относятся к концу 9 века. Книги на Руси всегда считались большой ценностью. Их берегли, украшали бесценными росписями и миниатюрами, драгоценными металлами и самоцветными камнями


Искусство средневековой Руси

  • Богочеловек
  • Вера
  • Церковь, на содержание которой князь Владимир отдавал десятую часть своего дохода.
  • Божья мудрость”
  • Материал для создания мозаики.
  • Панно, выполненное из цветного стекла и самоцветных камней.
  • Самый долговечный вид искусства.
  • Имя греческого художника жившего в России и работающего в иконописном жанре.
  • Главный жанр изобразительного искусства средневековой Руси.
  • Что символизирует бордовый плащ Богородицы.
  • Столица Руси в 10 веке.
  • Лак, которым покрывали иконы.



  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

  • Вы можете использовать шаблон презентации: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов. Сайт: http :// pedsovet.su /

Слайд 2

Первый расцвет древнерусского искусства связан с эпохой Киевской Руси, которая стала преемницей византийских традиций.

Слайд 3

  1. Каковы основные особенности культуры Древней Руси, какой промежуток времени занимает этот период?
  2. Перечислите языческих богов древних славян.
  3. Что такое «капище»?
  4. С какими событиями связано формирование государства на Руси?
  5. Расскажите о первых князьях Древней Руси.
  • Слайд 4

    До принятия православия языческая Русь поклонялась множеству богов. Крещение Руси в 988г. Дало мощный толчок развитию художественной культуры.

    Слайд 5

    Вопросы к тексту «Принятие христианства на Руси»:

    1. Назовите причины, по которым Русь принимает православное (византийское) христианство.
    2. Каково значение принятия христианства для развития русской культуры.
    3. Как происходил процесс принятия христианства народом.
  • Слайд 6

    • купол
    • барабан
    • закомара
    • апсида
    • столб
    • Боковой неф
    • Боковой неф
    • Центральный неф
    • Устройство крестово - купольного храма.
  • Слайд 7

    Одним из самых старых каменных сооружений Киева была Десятинная церковь, возведенная в 989 – 996гг. В честь пресвятой Богородицы.

    Реконструкция

    Слайд 8

    Киевская София

    Самым древним из дошедших до нас архитектурных сооружений является Софийский собор (возведен между 1017 – 1037гг.)

    Строили этот храм в период правления Ярослава Мудрого с помощью греческих мастеров.

    Слайд 9

    Собор был выложен из красного кирпича, чередующегося с розовой цемянкой.

    Слайд 10

    Многоглавие составляет отличительный признак Софийского собора. Один большой и двенадцать более мелких куполов символизируют Христа и его двенадцать учеников.

    Слайд 11

    Обилие пролетов и арок различного характера составляет существенную особенность помещений Софийского собора.

    Слайд 12

    Пролеты и арки как бы «рифмуются» друг с другом, растут, ширятся и завершаются в обширном подкупольном пространстве огромной, обрамляющей алтарь триумфальной аркой.

    Слайд 13

    Внутри здания купол воспринимался не как наибольший объем, а как наивысшее пространство, как главный источник света.

    Слайд 14

    Внутри собора, высоко в центре под самым куполом, изображен Христос Вседержитель (Пантократор).

    Слайд 15

    Грандиозная фигура Богоматери Оранты (молящейся), вознесшей руки к своему Божественному сыну в молитве за род людской находится в апсиде.

    Слайд 16

    Евхаристия

    Слайд 17

    Над алтарем, в качестве прообраза происходящей в храме литургии изображено, как апостолы с протянутыми руками подходят к алтарю; Христос подает им вино и хлеб.

    Слайд 18

    Слайд 19

    Главные изображения Софийского собора выполнены мозаикой и сосредоточены в центральной, самой парадной и светлой части храма. Круг сюжетов давал представление о христианском вероучении, наглядно выражая понимание небесной иерархии как подобия иерархии земной.

    Слайд 20

    Мозаики, изображающие отцов церкви, отличаются исключительной тонкостью красочных оттенков. Лучезарные краски вносят нечто светлое в эти строгие образы.

    Слайд 21

    • Христос Иерей
    • Богоматерь
  • Слайд 22

    • Григорий Чудотворец
    • Григорий Нисский
  • Слайд 23

    Архангел

    Слайд 24

    В наибольшей степени о культуре Древней Руси можно судить по архитектурным памятникам . В дохристианской Руси были замечательные деревянные строения, в том числе церковные, с приходом же христианства началось и каменное строительство (поначалу под руководством византийских мастеров). Византийский крестово-купольный храм стал основной архитектурной формой на Руси. Одним из первых таких строений была Десятинная церковь Успения Богородицы под Киевом (989-996). Она имела 25 глав и занимала 900 м 2 , на ее содержание отпускалась десятина доходов князя. Была разрушена Батыем в 1240 г. Величественный 13-купольный собор Киевской Софии был возведен при Ярославе Мудром. Название собора, одинаковое с константинопольским, свидетельствовало о претензиях Киева на равенство с Царьградом, Руси с Византией. Сохранились мозаики на стенах и полу, фрески с изображением не только религиозных, но и бытовых сцен - скоморошьих плясок, охоты на медведя, а также семей Ярослава и других князей. Вместе с тем в самой символике русского православного храма с самого начала происходило неукоснительное следование классическим византийским канонам. На Руси и до этого строили купольные храмы, а теперь подкупольное пространство занимал Вседержитель, как бы царящий над миром. В апсиде (округлой алтарной части) находилась Богоматерь молящая. На сводах, столпах и стенах в сложном иерархическом порядке изображались архангелы - христово воинство, затем - пророки, отцы церкви, мученики, сцены из Нового Завета.

    В 30-е гг. XI века были установлены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. Софийский собор был построен (в 1045-1050 гг.) также в Новгороде. В нем явственны черты уже русского северного зодчества, он строже, мощнее известняковые стены. Соборы были построены в Полоцке, Чернигове и даже в Тмутаракани, на самом юге Киевской Руси, в городе, столь далеком по тем временам, что он казался даже скорее сказочным. В раскопках русских городов удалось обнаружить и следы гражданского строительства в X-XI вв., вполне добротного.

    Выдающиеся произведения древнерусской культуры были созданы в области литературы . Наивысшие ее достижения - безусловно, летописи . Древнейшая из них - «Повесть временных лет », авторство которой приписывают Нестору. Сохранилась она только в рукописных копиях - в сборнике 1377 г. под названием Лаврентьевской рукописи (по имени монаха-переписчика), куда были приписаны и более поздние события, добавлены «Поучения Владимира Мономаха» и «Суздальская летопись» (до 1305 г.), а также в Ипатьевской рукописи начала XV века. Нестору приписывается авторство и первых «Житий» - Бориса и Глеба, а также Феодосия Печерского. Ярким образцом торжественного красноречия является «Слово о законе и благодати » XI века. Сохранились также переводы раннехристианских отцов церкви - Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского. Широкой популярностью пользовалась знаменитая в средневековой Европе «Христианская топография» Козьмы Индикоплова. Переводчики, как правило, давали собственную трактовку событий, многое добавляли от себя, что делало и перевод самостоятельным жанром.


    Создание книг само по себе было целым искусством, сложным и ответственным. Даже после появления печатного станка на Руси длительное время писали на пергаменте, выделанном из телячьей шкуры. Использовались для этого гусиные перья, обмакиваемые в чернила или киноварь. Сложность и дороговизна работы вынуждала к экономии письма: слова не разделялись, наиболее употребимые слова сокращались под «титлами». Торжественный, строгий почерк XI-XIII века получил название уставного . Тем не менее, страницы книг украшались художественными миниатюрами, затейливо выписывались заглавные буквы. Переплет-оклад делался из дерева и обтягивался тисненой кожей, нередко украшался золотом или серебром, драгоценными камнями, финифтью. Наиболее известны Остромирово Евангелие XI века и Мстиславово Евангелие XII века.

    Важнейшее место как в церковной службе, так и в повседневной жизни принадлежало музыке . Уже в первых рукописных книгах содержались песни для богослужения, приглашались поначалу греческие и болгарские мастера церковного пения. Стали сочиняться также гимны в честь собственных святых. Наиболее ранний из них - кондак (торжественное песнопение) памяти невинно убиенных Бориса и Глеба. Церковное пение длительное время было одноголосным, как и в Европе.

    Не была забыта и народная музыка . Пели и плясали не только простые люди, но и знать. При княжеских дворах появились и профессиональные музыканты. Особым явлением народной, «смеховой» культуры на Руси были скоморохи , соединявшие в себе музыкантов, певцов, плясунов, акробатов, жонглеров, фокусников, шутов, потешников. В «Повести временных лет» говорится о скоморохах, игравших на гуслях, сопелках, бубнах, гудках, трубах, рожках, свирелях, цевницах, волынках. На торжественных событиях звучали фанфары. Народ любил коллективные игрища, устраиваемые на бытовые и земледельческие праздники.

    Произведения художественной культуры создавались также мастерами ремесел . В Киевской Руси развиты были металлообработка, гончарное и ювелирное ремесло. Изделия русских ювелиров пользовались особым спросом. Они выполнялись в технике зерни - напаянного узора из многих шариков, скани - рисунка из тонкой проволоки, с высоким мастерством создавались эмали .

  • Загрузка...