Бизнес портал - StatusPro

Материалы по профориентации в школе. Методическая разработка по профориентации

Занятие по теме: « Профессиограмма, и ее значение в выборе профессии»

Цель занятия:

  • познакомить учащихся с понятием "профессиограмма»
  • объяснить учащимся важность использования профессиограмм при выборе профессии
  • научить учащихся пользоваться Банком интерактивных профессиограмм

Профе́ссиогра́мма - система признаков, описывающих ту или иную профессию , а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику .

В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.

Профессиограмма - это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области

По сути, она должна представлять собой набор научно обоснованных нормативов и требований профессии к психо-физическим характеристикам специалиста, его личности, профессиональным знаниям, умениям и навыкам.

К сожалению, можно сказать, что в настоящее время отсутствует полный и качественный набор профессиограмм даже по отношению к наиболее массовым профессиям, что вызвано целым рядом объективных причин.

  • Первая из них – большая затратность такой работы, та как создание даже одной качественной профессиограммы требует напряженного труда целого коллектива специалистов – как психологов, так и экспертов по данной профессии
  • Вторая причина – огромное разнообразие специальностей в рамках одной профессии

Банк интерактивных профессиограмм

Вашему вниманию предлагается информационный портал для профессиональной ориентации и профессионального самоопределения, на котором можно получить следующие электронные услуги:

  • Познакомиться с профессиограммами по специальностям и профессиям, востребованным на рынке труда. Для этого выберите тип профессий, а потом интересующую Вас профессию.
  • Пройти профориентационное тестирование для получения рекомендаций по наиболее подходящему для Вас типу профессий.
  • Пройти психологическое тестирование для определения выраженности у Вас профессионально важных качеств, требуемых для той или иной профессии или специальности. Для этого перейдите в раздел профессиограммы «Требования к индивидуальным особенностям специалиста».

Банк интерактивных профессиограмм создан на основе типологии профессий Е.А. Климова по предмету труда:

  • Человек-человек
  • Человек-техника
  • Человек-знак
  • Человек-художественный образ
  • Человек-природа

Вам представлены профессии типа "ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК"

  • Врач
  • Журналист
  • Менеджер
  • Предприниматель
  • Психолог
  • Социальный работник
  • Учитель
  • Юрист
  • Мастер производственного обучения
  • Медсестра/медбрат
  • Официант
  • Продавец непродовольственных товаров
  • Продавец продовольственных товаров
  • Секретарь руководителя
  • Страховой агент
  • Торговый представитель

Каждая профессиограмма включает следующие разделы:

  • Презентация профессии
  • Тип и класс профессии
  • Содержание деятельности
  • Условия труда
  • Медицинские противопоказания
  • Базовое образование
  • Пути получения профессии
  • Области применения профессии
  • Перспективы карьерного роста

В качестве примера рассмотрим Профессиограмму экономиста

  • Экономист - специалист, занимающийся анализом финансово-хозяйственной деятельности. Экономист - это специалист, который анализирует деятельность предприятия, разрабатывает схемы экономических действий на будущее, чтобы сэкономить и уменьшить расходы, выявить резервы, построить грамотную экономическую политику развития.
  • Экономист является одним из самых значимых специалистов на предприятии, в организации. Ни одно предприятие не может вести свою деятельность без бизнес-плана. Именно этот сотрудник задаёт вектор движения совместных усилий всех работников. Нужно правильно расставлять приоритеты и цели, чтобы получить максимальную прибыль с наименьшими потерями.
  • Для работы экономистом нужно иметь профильное образование, успешный опыт в составлении бизнес-планов, умение проводить исследования на основании формул и имеющихся данных, аналитическое мышление и владеть специальными программами.


Преимущества профессии: разнообразие деятельности, влияние на экономические процессы.


Ограничения профессии: высокая конкуренция на рынке труда

Тип и класс профессии

  • Профессия экономиста относится к типу «Человек – Знак» , она связана с работой со знаковой информацией: текстами, цифрами, формулами и таблицами, расчетами. В ней требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами.

  • Профессия экономиста относится к классу
    «эвристических» , она связана с анализом, исследованиями, контролем и планированием. В ней требуется оригинальность мышления, стремление к развитию и постоянному обучению.
  • Экономист - специалист, занимающийся анализом финансово-хозяйственной деятельности.
  • Процесс производства идет непрерывно, поэтому обеспечить функционирование всех его факторов - основная задача экономистов. Экономисты собирают не только необходимый статистический материал, сводят его в таблицы, группируют, считают, планируют, но и сами являются организаторами производства.
  • В процессе выполнения плана и при возникновении непредвиденных отклонений они учитывают их, и выдают руководству необходимые рекомендации.
  • Экономист выполняет анализ хозяйственной деятельности предприятия, рекомендует методы экономии, а также повышения финансовых результатов деятельности организации. Среди других задач экономиста: поиск скрытых резервов предприятия, предотвращение лишних расходов и потерь. В целом, работа экономиста направлена на повышение эффективности использования различных ресурсов предприятия и организации.
  • Работа экономиста также связана с документами, подсчетами и взаимодействием с сотрудниками предприятия.

Требования к знаниям и умениям специалиста

  • Для успешного освоения профессии экономиста необходимы базовые знания по экономике, математике.

  • Квалифицированный экономист должен знать:
  • экономику, математику;
  • статистику, программы работы с данными;
  • закономерности рынка, финансовых операций;
  • документооборот, нормативы по ведению экономической деятельности на предприятии и т.п.

  • Квалифицированный экономист должен уметь:
  • анализировать существенные объемы данных;
  • проводить исследования на основании формул и имеющихся данных;
  • составлять бизнес-планы, проектировать изменения и т.п.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Условия труда

  • Экономист может работать как самостоятельно, так и в коллективе, который может состоять из нескольких специалистов. Чаще всего представители данной профессии работают в помещениях. Это могут быть офисы компаний и организаций. Работа происходит преимущественно сидя, с использованием компьютера. Как правило, это спокойная деятельность, с небольшим количеством командировок или деловых встреч.
  • Экономист достаточно самостоятелен в своей деятельности. Он может принимать собственные решения в рамках поставленных задач, ограничен правилами и нормами своей профессии.

Медицинские противопоказания

  • Медицинские ограничения для экономиста:
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • нервной системы;
  • сердечнососудистой системы;
  • органов зрения;
  • психические заболевания;
  • расстройства внимания;
  • расстройства мышления.


При наличии этих заболеваний работа по профессии экономиста может приводить к ухудшению здоровья, а также создавать непреодолимые препятствия для освоения и роста в рамках этой профессии.

Материалы по профориентации для специалистов: видеофильмы, мультфильмы для школьников и взрослых.

Для развивающих занятий о профессиях и труде с дошкольниками предлагаются мультфильмы "В МИРЕ ПРОФЕССИЙ ".

Красочные стихотворения-мультфильмы о самых разных профессиях для малышей и дошкольников. Для удобства педагога, ведущего развивающие занятия, предоставляется подробный сценарий занятия с вопросами, загадками, тематическими играми.

Для проведения профориентационных занятий со школьниками начальных и средних классов - мультсериал "НАВИГАТУМ Калейдоскоп Профессий ".

Каждая серия длится около 6,5 минут и представляет собой емкий рассказ о конкретной профессии. Чем занимается данный профессионал, какое у него рабочее место, какие личные качества требуются, где можно получить профессию и сколько учиться, какие материальные и карьерные перспективы - и многое другое. Каждый мультфильм имеет игровой сюжет, что делает его интересным для школьников, а профориентацию - увлекательным занятием. Для удобства педагогов по каждому мультфильму предлагается подробное описание всего хода урока с разделением по уровню сложности (возрасту), прилагается полезная дополнительная информация, вопросы для обсуждения, небольшая игра.

Для работы со старшеклассниками рекомендуем видеофильмы о профессиях и выборе жизненного пути .

Современные видеофильмы от лица таких же школьников, размышляющих о выборе своей будущей профессии и места учебы, о разработки индивидуальной траектории своего образовательного, профессионального и личностного пути.

Для помощи безработным взрослым сориентироваться в востребованных профессиях и помочь соотнести свои личные качества с профессионально важными качествами профессий, мы предлагаем профориентационный сериал "ВСЕУМЕЛ ".

Каждая серия длится 6 минут и рассказывает о профессии с позиции взрослого человека.

Данная продукция оказывает конкретную помощь в преодолении страха из-за смены вида деятельности, поиска новой работы. Предоставляется подробный актуальный обзор востребованных рабочих и инженерных профессий. После просмотра серии, взрослый может пройти экспресс-опросник, позволяющий получить ответ на вопрос, подходит ему эта профессия или нет. Данный тест позволяет определить соответствие личных качеств и профессионально важных качеств профессии.

Для психологической поддержки и мотивации безработных граждан рекомендуем обратить внимание на специализированную продукцию для психологов .

Это уникальный и эффективный инструмент для проведения групповых и индивидуальных занятий психологом. Если необходимо снять страхи, победить стресс или неуверенность, дать мотивацию на личностный рост и решение проблем - Вам помогут материалы с притчами и упражнениями. Удобно использовать, легко подбирать нужный фрагмент, наличие видео и аудио версий - данный материал станет незаменимым помощником в Вашей работе!

Для информирования безработных граждан по самозанятости предлагаем подборку видеоматериалов "Я - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ".

Выявить способности и степень готовности безработного к предпринимательской деятельности, наглядно информировать о порядке и условиях предоставления финансовой помощи от Центров занятости; предоставить емкую и понятную информацию и рекомендации о подготовке бизнес-плана, о необходимых предпринимательских навыках и знаниях, об основах предпринимательской деятельности и о многом другом.

Для работы с безработными гражданами предлагаются материалы по СОЦАДАПТАЦИИ .

Наглядные и удобные в работе материалы с рекомендациями по поиску работы, правилам составления резюме, подготовке к самопрезентации и проведению собеседования.

Мы оперативно подготовим для Вас предложение и свяжемся удобным Вам способом (по электронной почте, скайпу или телефону).

В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.

– это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.

Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

Цели школьной профориентационной работы

Задачи школьной профориентационной работы

  • Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
  • Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
  • Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
  • Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
  • Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.

Основные компоненты профессиональной ориентации учеников школ

Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.

Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей повышения мотивации к труду. Также является процессом помощи и мягкого направления к выбору той или иной специальности, учитывая как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.

Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.

Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.

Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.

Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном компоненте профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей профессии.

Профориентация в школе, несомненно, является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей.

Для максимальной эффективности профессиональная ориентация должна быть непрерывным процессом, который начинается ещё в детском саду, плавно переходит в школу и непрерывно сопровождает школьника на всём пути обучения до выпускного класса, мягко помогая и направляя его. Таким образом, стартовой точкой нелёгкого пути к выбору профессии становятся старшие группы детского сада, где в игровой форме ребёнок получает представление о труде, разнообразии мира профессий, прививаются уважение к чужому труду и желание выбрать для себя самую лучшую и интересную профессию. Ролевые игры помогают как родителям и воспитателя, так и самому ребёнку. Первые получают представление о желаниях, склонностях и способностях детей, последние же, помимо просто интересно проведённого времени, начинают приобретать полезные в дальнейшей жизни умения и навыки, примеряя на себя ту или иную профессию. Более подробно профессиональная ориентация в детском саду описана в нашем материале «Профориентация дошкольников».

В школьной профориентации целесообразно выделять 4 больших этапа, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников:

Начальная школа, 1-4 классы

На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.

Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.

Для получения развёрнутого материала по возможностям и структуре профориентационной работы в начальной школе можно обратиться к статье «Профориентация в начальной школе, 1-4 классы».

Средняя школа, 5-7 классы

С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.

Подробное описание профориентационной работы на этом этапе можно прочесть в материале «Профориентация в средней школе, 5-7 классы».

Средняя школа, 8-9 классы

С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии.

Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.

Окончанию средней школы посвящен отдельный материал «Профориентация в средней школе, 8-9 классы».

Старшеклассники, 10-11 классы

Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.

Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

Статья «Профориентация старшеклассников, 10-11 классы» предлагает подробное описание о процессе профориентационной работы в старших классах, выборе необходимых ЕГЭ и необходимых шагах для поступления в высшее учебное заведение.

Работа с учениками

  • Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
  • Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
  • Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
  • Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
  • Анкетирование учащихся.
  • Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).

Работа с родителями

  • Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
  • Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
  • Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
  • Анкетирование родителей.
  • Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
  • Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
  • Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).

Организационно-методическая деятельность

  • Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
  • Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.

Оценка эффективности профориентационной работы в школе

Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных. К результативным критериям относятся:

Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.

Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.

Потребность осознанного выбора будущей профессии

Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.

Осознание школьником общественной значимости труда

В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.

Осознание школьников своих возможностей и интересов

Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.

Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии

Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.

Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:

Индивидуальный характер профориентации

Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.

Направленность профориентации на всестороннее развитие личности

Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.

Ожидаемые результаты школьной профориентации

При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.

Загрузка...