Бизнес портал - StatusPro

Что представляет собой профессиональная деятельность. Виды профессиональной деятельности человека

Понятие деятельности играет ключевую роль в психологии труда как научной дисциплине, выполняя ряд важнейших функций. Во-первых, именно деятельность, точнее ее главный тип - трудовая деятельность, является основным предметом психологии труда. Тем самым понятие деятельности выполняет предметообразующую функцию по отношению к психологии труда. Во-вторых, понятие деятельности имеет не только психологическое содержание, а является междисциплинарной категорией, поскольку деятельность изучается во многих науках (экономике, социологии, философии и др.). В силу этого посредством данной категории синтезируются знания ряда наук, что позволяет выделять интегративную функцию понятия деятельности - функцию обобщения научных знаний. В-третьих, именно психологическое содержание индивидуальной деятельности является своеобразной квинтэссенцией всего трудового процесса, а многие важнейшие психологические закономерности проявляются в ней наиболее полно, рельефно и целостно. В связи с этим, деятельность выполняет и важную методическую функцию, объективно выступая не только основным предметом, но и своеобразным средством - методом изучения важнейших общепсихологических закономерностей. В-четвертых, деятельность имеет и еще одну важную особенность: она характеризуется двумя сторонами - внешней (наблюдаемой, эксплицитной) и внутренней (скрытой от непосредственного наблюдения, имплицитной), объективной и субъективной. Они, не являясь тождественными по содержанию, тем не менее, закономерно взаимосвязаны, что и делает возможным раскрытие психологического содержания по его внешним проявлениям и психологическое исследование в целом. Тем самым деятельность выполняет и методологическую функцию.

<...> B настоящее время существует очень много различных определений деятельности, в том числе и психологии. Одним из наиболее удачных является следующее определение деятельности: деятельность - это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта. <.> B приведенной дефиниции более общей категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое понятие отношения. Оно является синтезом всей системы взаимодействий человека с миром; включает и рационалистические, и эмоциональные, и межличностные, и многие иные аспекты. Максимально общий характер понятия отношения, позволяя преодолеть недостатки рационалистических определений деятельности, одновременно создает основу для охвата всех ее реальных аспектов, а также всех разновидностей деятельности, ее типов и даже классов.

Деятельность -это <...>, во-первых, отношение продуктивного типа, по определению предполагающее получение некоторого результата. Однако он может быть представлен не только в виде какого-либо продукта (изделия, ценности и др.), но и в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, иных форм социального опыта. Тем самым данное определение указывает на наличие трех основных типов деятельности: собственно трудовой, игровой и учебной. Во-вторых, деятельность - это такое отношение, которое регулируется осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает в качестве системообразующего фактора деятельности, т. е. главного критерия для определения ее содержания, структуры и динамики.

<.> Два рассмотренных специфических признака, через которые определяется деятельность, позволяют раскрыть основные общепсихологические свойства (атрибуты) деятельности. С одной стороны, это свойства активности, продуктивности (результативности), осознаваемости, социальной обусловленности.

С другой стороны, существуют и иные, также важнейшие общепсихологические свойства деятельности:

  • предметности - направленности деятельности на преобразование или освоение определенного «внешнеположенного» по отношению к субъекту объекта, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности;
  • адаптивности, т. е. способности деятельности к гибким перестройкам и трансформациям при изменении внешних и внутренних условий ее реализации;
  • системности, согласно этому свойству деятельность предстает не рядоположенной суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом особо важно то, что у деятельности как целостности возникают такие новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы, - так называемые системные качества деятельности. Следует подчеркнуть, что деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем, в силу чего и ее познание, и ее изучение должны осуществляться на адекватной методологической основе - принципах системного подхода.

Так, именно системность деятельности обусловливает существование двух ее основных планов - внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического). Внешний раскрыт гораздо лучше и полнее, чем внутренний, одновременно не является в строгом смысле предметом собственно психологического изучения, а выступает вспомогательным, хотя и крайне важным для него. Без рассмотрения объективированного содержания трудовой деятельности ее психологическое изучение и понимание невозможны. В связи с этим, существует важная проблема, сформулированная в русле психологического анализа деятельности: оптимальной пропорции внешней - объективированной - характеристики деятельности и характеристики ее внутреннего - собственно психологического - содержания. Такая пропорция устанавливается на основе соблюдения двух важнейших общепсихологических принципов. Первый - принцип единства психики и деятельности, согласно которому внешние и внутренние компоненты деятельности представляют собой нерасторжимую целостность и должны взаимо-объясняться друг через друга. Второй - принцип двухэтапности психологического изучения деятельности. Согласно ему, анализ деятельности должен включать два сменяющих друг друга этапа - анализ ее содержания и анализ ее психологических механизмов. Первый этап связан с характеристикой объективного содержания деятельности, второй - с анализом субъективного, собственно психологического содержания. Эти принципы являются в настоящее время своеобразными императивами и задают общую направленность изучения любой деятельности.

Внешняя характеристика деятельности (прежде всего профессиональной) осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, условий и средств деятельности.

Предмет труда - совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует.

Средства труда - совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него.

Условия труда - система социальных, психологических, санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности.

Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, а также операционных средств ее реализации.

Свойство системности деятельности как наиболее обобщенная, интегративная характеристика позволяет лучше понять и предмет ее психологического изучения. Поскольку деятельность является чрезвычайно сложной системой, то и ее психическая регуляция должна быть аналогичной - сложной, комплексной, многоаспектной. В силу этого, предметом психологического изучения деятельности выступает не какой-либо частный план исследования и даже не их совокупность, а, по существу, вся психологическая проблематика, но взятая в ее «деятельностном измерении». Психология деятельности - это психология в целом, преломленная сквозь специфичность содержания и структуры деятельности, поэтому предметом психологического изучения деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойствах личности, через которые эта активность реализуется.

Понятие деятельности играет ключевую роль в психологии труда как научной дисциплине, выполняя ряд важнейших функций. Во-первых, именно деятельность, точнее ее главный тип трудовая деятельность, является основным предметом психологии труда.

Тем самым понятие деятельности выполняет предметообразующую функцию по отношению к психологии труда. Во-вторых, понятие деятельности имеет не только психологическое содержание, а является междисциплинарной категорией, поскольку деятельность изучается во многих науках (экономике, социологии, философии и др.). В силу этого посредством данной категории синтезируются знания ряда наук, что позволяет выделять интегративную функцию понятия деятельности - функцию обобщения научных знаний. В-третьих, именно психологическое содержание индивидуальной деятельности является своеобразной квинтэссенцией все- го трудового процесса, а многие важнейшие психологические закономерности проявляются в ней наиболее полно, рельефно и целостно. В связи с этим, деятельность выполняет и важную методическую функцию, объективно выступая не только основным предметом, но и своеобразным средством методом изучения важнейших общепсихологических закономерностей. В “Четвертых, деятельность имеет и еще одну важную особенность: она характеризуется двумя сторонами ^внешней (наблюдаемой, эксплицитной) и внутренней (скрытой от непосредственного наблюдения, имплицитной), объективной и субъективной. Они, не являясь тождественными по содержанию, тем не менее, закономерно взаимосвязаны, что и делает возможным раскрытие психологического содержания по его внешним проявлениям и психологическое исследование в це-

51 ^*«П^!СИХО/ЮП!ЯПРО^ деятельности

лом. Тем самым деятельность выполняет и методологическую функцию.

Для того чтобы составить адекватное представление о содержании понятия деятельности, необходимо учитывать и некоторые дополнительные, также очень характерные его особенности. Так, одна из интересных особенностей большинства важнейших психологических понятий состоит в том, что они не являются только психологическими, а имеют статус общенаучных понятий и даже междисциплинарных категорий. Категория деятельности, наряду с иными основополагающими психологическими понятиями - сознания, личности, поведения, общения и другими, - яркий пример этого. Деятельность - предмет изучения многих наук: философии, социологии, экономики, инженерных дисциплин. В общем виде деятельность - это индивидуальная форма существования общественных отношений, она характеризует способ включения личности в существующую систему разделения труда. Это философское определение специфическим образом конкретизируется в каждой науке, изучающей деятельность, а необходимость синтеза получаемых в ней знаний обозначается как принцип комплексности в изучении деятельности. Ключевую роль в комплексном, междисциплинарном изучении деятельности играет психология.

Другой общей для основополагающих категорий психологии особенностью является то, что они представляются ва первый взгляд достаточно ясными и понятными, знакомыми и обыденными. Типичный пример этого - деятельность. Всем понятно, что такое работа, труд, занятие и др. На деле же получается, что, чем более простым кажется понятие, тем более сложным оно оказывается в его реальном содержаний.

Уяснив специфику и основные функции понятия деятельности как психологической и общенаучной категории, перейдем к более детальному рассмотрению его собственно психологического содержания.

В настоящее время существует очень много различных определений деятельности, в том числе и психологии. Одним из наиболее удачных, по мнению авторов данного издания, является следующее определение деятельности: деятельность - это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта. Преимущества данного определения (существует и много других) состоят не только в его достаточной полноте, но и в том, что в нем отражены наиболее важные психологические свойства деятельности, поэтому рассмотрим его подробнее.

С логической точки зрения определить что-либо - это подвести определяемое под некоторую более общую категорию, а также указать его дифференцирующий признак. В приведенной дефиниции более общей категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое понятие отношения. Оно является синтезом всей системы взаимодействий человека с миром; включает и рационалистические, и эмоциональные, и межличностные, и многие иные аспекты. Максимально общий характер понятия отношения, позволяя преодолеть недостатки рационалистических определений деятельности, одновременно создает основу для охвата всех ее реальных аспектов, а также всех разновидностей деятельности, ее типов и даже классов.

Деятельность - это не только одна из форм отношения, но это и очень своеобразная форма отношения. Она имеет два основных специфических признака. Во-первых, это отношение продуктивного типа, по определению предполагающее получение некоторого результата. Однако он может быть представлен не только в виде какого-либо продукта (изделия, ценности и др.)> но и в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, иных форм социального опыта. Тем самым данное определение указывает на наличие трех основных типов деятельности: собственно трудовой, игровой и учебной. Во-вторых, деятельность это такое отношение, которое регулируется осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает в качестве системообразующего фактора деятельности, т. е. главного критерия для определения ее содержания, структуры и ди намики. И в этом заключается важнейшее отличие деятель- ности от форм активности человека (например, от им

пульсивной, непроизвольной активности). Содержание деятельности определяется не потребностями человека как таковыми, а именно целью (изготовление какого-либо про-

’ и пр.). То, почему

Не совпадает с тем,

53 ?лл чего он действует. Возникает важнейший деятельностный феномен - явление расхождения потребностей, мотивов человека с непосредственными целями его деятельности.

Два рассмотренных специфических признака, через которые определяется деятельность, позволяют раскрыть основные общепсихологические свойства (атрибуты) деятельности. С одной стороны, это уже отмеченные свойства активности, продуктивности (результативности), осознава- емости, социальной обусловленности. Все они суть именно атрибуты деятельности как таковой, поскольку обусловлены ее психологической природой и сохраняются во всех ее типах и видах. С другой стороны, существуют и иные, также важнейшие общепсихологические свойства деятельности: -

предметности - направленности деятельности на преобразование или освоение определенного «внешнеположенного* по отношению к субъекту объекта, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности; -

адаптивности, т. е. способности деятельности к гибким перестройкам и трансформациям при изменении внешних и внутренних условий ее реализации; -

системности, согласно этому свойству деятельность предстает не рядоположенной суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом особо важно то, что у деятельности как целостности возникают такие новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы, - так называемые системные качества деятельности. Следует подчеркнуть, что деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем, в силу чего и ее познание, и ее изучение должны осуществляться на адекватной методологической основе - принципах системного подхода.

Так, именно системность деятельности обусловливает существование двух ее основных планов - внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического). Внешний раскрыт гораздо лучше и полнее, чем внутренний, одновременно не является в строгом смысле предметом собственно психологического изучения, а выступает вспомогательным, хотя и крайне важным для него. Без рассмотрения объективированного содержания трудовой деятельности ее психологическое изучение и понимание невоз можны. В связи с этим, существует важная проблема, сформулированная в русле психологического анализа деятельности: оптимальной пропорции внешней - объективированной характеристики деятельности и характеристики ее внутреннего - собственно психологического - содержания. Такая пропорция устанавливается на основе соблюдения двух важнейших общепсихологических принципов. Первый - принцип единства психики и деятельности, согласно которому внешние и внутренние компоненты деятельности представляют собой нерасторжимую целостность и должны взаимообъясняться друг через друга. Второй - принцип двухэтапности психологического изучения деятельности. Согласно ему, анализ деятельности должен включать два сменяющих друг друга этапа - анализ ее содержания и анализ ее психологических механизмов. Первый этап связан с характеристикой объективного содержания деятельности, второй - с анализом субъективного, собственно психологического содержания. Эти принципы являются в настоящее время своеобразными императивами и задают общую направленность изучения любой деятельности.

Внешняя характеристика деятельности (прежде всего профессиональной) осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, условий и средств деятельности.

Предмет труда - совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует.

Средства труда - совокупность орудии, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него.

Условия труда - система социальных, психологических, санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности.

Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, а также операционных

средств ее реализации.

Свойство системности деятельности как наиболее обобщенная, интегративная характеристика позволяет лучше понять и предмет ее психологического изучения. Поскольку деятельность является чрезвычайно сложной системой, то и ее психическая регуляция должна быть аналогичной -

55 сложной, комплексной, многоаспектной. В силу этого, предметом психологического изучения деятельности выступает не какой-либо частный план исследования и даже не их совокупность, а, по существу, вся психологическая проблематика, но взятая в ее «деятельностном измерении». Психология деятельности - это психология в целом, преломленная сквозь специфичность содержания и структуры деятельности, поэтому предметом психологического изучения деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойствах личности, через которые эта активность реализуется.

Литература

Климов ЕА. Психология труда - М., 1998.

Леонтьев АЛ. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

Ломов В.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М., 1984 .

Рубинштейн СМ. Основы общей психологии, - М., 1946.

Шадриков В Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982.

Вопросы для самопроверки 1.

Каковы основные функции понятия деятельности в психологии? 2.

Каковы основные психологические особенности профессиональной деятельности? 3.

Что такое внешний и внутренний планы профессиональной деятельности? 4.

В чем заключается свойство системности профессиональной деятельности? 5.

Каковы взаимоотношения между общей психологией и психологией труда при изучении профессиональной деятельности?

Темы рефератов 1.

научная проблема.

2 Основные психологические свойства деятельности. 3.

Взаимосвязь психологии и других в&ук в изучении деятельности.

Творческое преобразование, совершенствование действительности и самого человека называют деятельностью . Обобщив виды деятельности, свойственные всем людям, назовем основные: общение, игра, учение и труд . Труд человека может быть профессиональным и непрофессиональным (хобби, увлечения). Профессиональную деятельность можно рассматривать как составляющую часть трудовой, основной деятельности человека.

Профессиональная деятельность - это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства. От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе.

Профессиональная деятельность выполняет определенные функции, основными из которых являются следующие:

Профессиональная деятельность всегда преследует определенную цель и предусматривает решение конкретных задач.

Цель профессиональной деятельности - это предполагаемый результат, обеспечивающий развитие личности и ее жизнедеятельность.

Задачи профессиональной деятельности - это этапы достижения цели.

Например, целью педагогической деятельности является обеспечение для молодежи определенного уровня образования (общего, начального профессионального, среднеспециального, высшего). Задачами педагогической деятельности являются: обучение, воспитание и разностороннее развитие личности.

Профессиональная деятельность характеризуется присущими ей особенностями (окружение, обстановка, условия отдыха и работы, объект и предмет труда).

Успешное овладение профессиональной деятельностью прежде всего зависит от понимания ее содержания. Для этого необходимо получить знания по данной профессии и определенный опыт. Ошибочно считать профессиональной деятельностью временное занятие без предварительной теоретической и практической подготовки. Так, например, разве можем мы сказать, что человек, ремонтирующий свой автомобиль или электропроводку, занимается профессиональной деятельностью? Конечно же, нет. Не владея рациональными приемами, навыками, умениями и знаниями, он может не только не устранить неисправность, но и усугубить ее, хотя иногда возможно и обратное. Но любой из нас согласится, что работа будет выполнена лучше по всем критериям (надежность, быстрота, качество), если за нее возьмется человек, знающий это дело и работающий в этой сфере (электрик, автомеханик).

Профессиональная деятельность появилась с возникновением товарно-денежных отношений в результате обмена товарами и услугами. До этого (при господстве натурального хозяйства) производимый продукт шел только на удовлетворение потребностей производителя. Это происходило из-за того, что не было разделения труда и люди выполняли различную работу. Каждый умел делать всё «понемногу», а в результате «как следует» не умел делать ничего. Это противоречие и привело к постепенному разделению труда, развитию профессиональной деятельности.

В профессиональной деятельности идет постоянное преодоление противоречия между будущим и настоящим, делаемым и желаемым, идеальным и реальным.

Существуют специалисты, которые руководствуются в своей работе социально ценными мотивами. Ими движет противоречие между идеалом своей профессиональной деятельности и собственными приближениями к этому идеалу. Есть и такие люди, которые действуют в режиме исполнения определенных профессиональных норм и предписаний. Первые изменяют свою личность в соответствии с профессиональным идеалом, вторые в основном тренируют профессиональные навыки.

Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотива выбора данной профессии, профессиональной направленности и соответствия качеств личности работника выбранному им поприщу. Кроме того, в любой профессиональной деятельности существуют ограничения по здоровью.

Профессиональная деятельность тесно связана с технологической культурой, так как преобразовательная активность составляет основу любого вида труда. Поэтому чем выше уровень технологической культуры, тем более успешной будет профессиональная деятельность.

Профессиональная деятельность явилась следствием исторического процесса разделения и специализации труда людей.

Разделение труда - специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов трудовой деятельности. ее дифференциация по социальным функциям.

В далекой древности главным распределителем труда была природа. Географические и климатические условия определяли характер занятий для племен и их отдельных членов (растить хлеб, охотиться на диких зверей, пасти прирученных животных и т.д.). Первоначальное распределение труда базировалось в основном на биологических особенностях членов коллектива (мужской и женский труд).

В период разложения первобытнообщинного строя сначала происходит отделение скотоводства от земледелия, затем обособляются ремесло, торговля. На заре рабовладельческого строя умственный труд отделился от физического, и в результате одни люди стали выполнять интеллектуальную, творческую и управленческую деятельность, заниматься искусством, тогда как на долю других достался изнурительный, лишенный всякого творческого содержания физический труд. Таким образом, на смену естественному отбору пришло разделение труда между людьми по их социальному положению.

Следующим этапом разделения труда стала мануфактура. Сначала были ремесленники - универсалы, которые самостоятельно выполняли все операции по изготовлению изделий (посуды, орудий, одежды и т.д.). Затем ремесла стати дифференцироваться на целый ряд частичных операций, строю согласованных друг с другом. На место ремесленника-универсала приходит «частный рабочий», выполняющий только одну операцию, но зато более производительно. Произошла специализация труда.

Специализация труда - форма общественного разделения труда. Она выражается в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого-либо продукта.

Специализация труда представляет собой необходимый момент трудовой деятельности и обусловлена тем, что в процессе труда человек имеет дело с разными предметами, использует различные орудия и приемы труда, в соответствии с чем его трудовая деятельность приобретает специфические особенности.

Специализация выступает как средство развития производительных сил и способствует росту производительности труда.

Развитие крупной машинной индустрии означало превращение работника из основной фигуры производства в придаток машины. Разделение и специализация труда привели к «разделению» самого человека, расчленению его жизнедеятельности, т. е. к выделению в качестве самостоятельных, пожизненно закрепленных за человеком функций тех сторон деятельности, которые только в единстве составляют ее содержание. В результате этого каждый индивид замыкается в сфере узкоспециализированной деятельности и становится «частичным» человеком.

В условиях научно-технической революции под влиянием комплексной механизации и автоматизации производственных процессов осуществляется перемена труда, требующая от работника овладения несколькими профессиями (специальностями). Перемена труда постепенно вытесняет разделение труда.

Форма разделения труда характеризует способ организации процесса профессиональной деятельности людей.

В настоящее время существуют следующие формы разделения труда:


Умственный труд - труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои интеллектуальные усилия.

Физический труд - труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои физические усилия.

Отраслевая специализация - это разделение труда по отраслям материального (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и др.) и нематериального производства (наука, образование, торговля, медицина и др.).

Предметная специализация - это разделение предприятий по выпускаемой однородной продукции (автомобильный завод, швейная фабрика, колбасный цех и др.).

Подетальная специализация - производство отдельных частей и деталей готового продукта (например, продукция шарикоподшипникового завода, продукция карбюраторного завода, продукция шинного завода и др.).

Стадийная (технологическая) специализация - выполнение отдельных операций, частей технологического процесса (например, выпуск заготовок для машиностроительных предприятий на литейных заводах, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и т.д.).

Функциональная специализация - специализация по функциям, которые выполняют люди на производстве (инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал и т.д.).

Профессиональная специализация - дифференциация работников по профессии или специальности (токарь, бухгалтер, экономист и др.).

Квалификационная специализация - создание подразделений работников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квалификации (разряда, класса, категории).

Специализация труда в различных отраслях экономики имеет свою специфику. Например, в сельскохозяйственном производстве существуют следующие формы специализации:

  • зональная, когда в отдельных зонах и регионах преобладают какие-либо определенные отрасли производства;
  • межхозяйственная - создание отдельных хозяйств (животноводческих, полеводческих и т.п.);
  • внутрихозяйственная - среди бригад, отделений, ферм, звеньев;
  • внутриотраслевая - разделение отраслей сельскохозяйственного производства на более специализированные предприятия.
Деятельность, профессиональная деятельность, цель, задачи, функции профессиональной деятельности, разделение и специализация труда.

Практическая работа

  1. Определите цель и задачи своей будущей профессиональной деятельности.
  2. Заполните таблицу.
  3. Заполните таблицу.
  1. В чем сущность профессиональной деятельности, ее отличия от непрофессиональной?
  2. К чему приводит разделение труда?
  3. Охарактеризуйте исторически сложившиеся этапы разделения труда людей.
  4. В чем заключается сущность разделения труда?
  5. Что следует понимать под формой разделения груда?
  6. Раскройте современные формы разделения профессионального труда людей.
  7. Что такое профессиональная деятельность? Чем она отличается от непрофессиональной?
  8. Каковы функции профессиональной деятельности?
  9. Как можно определить цель и задачи профессиональной деятельности?
  10. Что обеспечивает успех профессиональной деятельности человека?

1. Понятие профессиональное становление личности

2. Основные этапы становления профессионала

3. Возрастные и биографические кризисы.

4. Психология профессиональной пригодности.

Теоретические подходы к изучению понятия «профессиональное становление» достаточно многообразны. В.Д. Шадриков становление профессионала определяет, как процесс освоения профессиональной деятельностью и развития профессионально значимых качеств. К профессионально значимым качествам автор относит личностные качества субъекта деятельности, способствующие эффективности деятельности. Профессиональное становление Ю.П. Поваренковым определяется как форма активности личности, форма её социализации и индивидуализации, как часть жизненного пути личности и специфическая форма научения и развития. Существенное значение в своих исследованиях автор отводит процессу профессионализации на стадии обучения студента, выделяя два основных периода: учебно-академический (1-3 курсы) и учебно-профессиональный (3-5 курсы). В публикациях Е.А. Климова профессиональное становление анализируется как последовательность взаимосвязанных стадий от профессионального самоопределения до полной реализации личности в профессиональной деятельности. Э.Ф. Зеер профессиональное становление рассматривает как последовательность взаимосвязанных временных стадий от возникновения профессиональных намерений до полной реализации личности в профессиональном труде. Становление личности автор определяет как непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, который осуществляется через взаимодействие человека с другими в процессе его деятельности. С.Б. Елканова, Л.М. Митина, Л.Ф. Обухова и др. рассматривают профессиональное становление личности в контексте становления его личностных, личностно-деловых качеств, профессиональных компетентностей и профессионализма.

Становление профессионала начинается с профессионального самоопределения в соответствии с уже имеющимися профессиональными намерениями личности. На определение себя в профессии могут оказывать влияние: личность учителя-профессионала, которая формирует интерес к преподаваемому предмету, мнение родителей, родственников или знакомых, мнение сверстников о престижности той или иной профессии. В последнее время определиться с профессией помогают школьные психологи, которые в рамках профориентационной деятельности выявляют направленность личности школьника. Несмотря на то, что под профориентацией понимают – «целенаправленную деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями», в современной профориентациионной работе отсутствуют системность и комплексность мер при работе со школьниками и их родителями. Новые условия зачисления в высшие учебные заведения показали отсутствие профессионального самоопределения у многих абитуриентов: выбор разноплановых специальностей и вузов, определение специальности в процессе подачи заявления, предпочтение специальности в соответствии с результатами ЕГЭ. Возможность поступления на бюджетные места в последнее время является доминирующим мотивом для абитуриентов, выбирающих не престижные специальности.



Получение высшего профессионального образования - необходимый этап в длительном процессе становления профессионала. На первых курсах происходит переход от школьных форм идентичности и учебной деятельности к вузовским. Во второй половине обучения у студентов происходит саморазвитие, формируется система профессиональной деятельности. На третьем курсе повышается успеваемость студентов, формируется активная позиция по отношению к предлагаемому учебному материалу и складывается определенная структура интеллекта. На четвертом-пятом курсах формируются навыки профессиональной деятельности, появляется готовность к вступлению в самостоятельную профессиональную жизнь. Наиболее сложным является первый год обучения, что связано с преодолением трудностей вхождения в новую социальную среду, установлением внутригрупповых отношений, приспособлением к новым формам обучения.

Переход на многоуровневую систему образования будет способствовать формированию профессионала, ориентированного на созидательную и творческую работу, нацеленного на получение высоких результатов в работе. Вариативность многоуровневой системы образования позволяет обучающему после получения четырехлетнего базового высшего образования продолжить обучение, остановить или временно отложить. Выпускникам, получившим полное высшее образование с дипломом магистра, предоставляется возможность осуществлять профессиональное становление в любых учебных учреждениях. Следует отметить, что современные выпускники высших учебных заведений помимо профессиональной грамотности должны иметь высокий уровень конкурентоспособности, коммуникативной компетентности и толерантности. личностизованияинимум процессыы становления, я личносиваетсяься в профессии приводит к более глубокому обострению образователь

На этапе адаптации в профессиональной деятельности осуществляется освоение профессиональных норм, требований, технологий. Профессионализация личности – продуктивный процесс развития и саморазвития, процесс реализации себя в проф. деятельности и достижение вершин профессионализма. Попадая в коллектив квалифицированных специалистов, где доминирует инициативность, творческий подход, требовательность, принципиальность, начинающий специалист стремиться соответствовать высоким профессиональным нормам и требованиям. Профессиональное развитие личности предполагает постоянное повышение квалификации, поиск путей реализации себя в профессии. При успешной профессионализации личность вступает в фазу мастерства. Обладая богатым опытом профессионал может передавать навыки, опыт и знания начинающим специалистам.

Таким образом, становление профессионала опирается на два основных понятия: профессионализация и профессионал. Профессионализация – это формирование специфических профессиональных качеств личности. Профессионал – это специалист в определенной области трудовой деятельности.

Процесс профессионализации можно рассматривать в четырех направлениях:

1. Как процесс его социализации – усвоение индивидом его социальных норм, преобразования социального опыта, принятие социальной роли, установки, приспособление к определенной социальной среде.

2. Как процесс развития личности, т.е. как специфическую форму активности, целостное, закономерное изменение количественных и качественных характеристик субъекта труда. Профессиональное развитие заключается прежде всего в формировании у человека определенных профессиональных способностей, профессиональных навыков.

3. Как профессиональную самореализацию индивида на жизненном пути, в процессе которой профессионализация происходит благодаря самопознанию, самовоспитанию и самореализации.

4. Как форму активности личности, в плане трудовой деятельности.

Возрастные и биографические кризисы.

В процессе профессионализации происходят кризисные явления, которые могут вызывать замедление профессионального развития личности. Первый кризис, возникающий в период ранней взрослости, связан с окончательным переходом во взрослую жизнь, с вхождением в профессиональный коллектив. Трудность может заключаться в неуверенности в своих силах, в жестком распорядке трудового дня, в сложных взаимоотношениях сотрудников профессионального коллектива, а так же может быть связана со сложностью профессиональной деятельности.

Следующий кризис может наступить после 4-х пяти лет работы, который может совпасть с кризисом «30-летия» и возникает в результате неудовлетворенности личных запросов (прибавка к зарплате, повышение статуса и т.д.). Этот кризис может проявляться в отрицательных эмоциях, снижении профессионального интереса или трудовом перенапряжении.

Нормативный кризис «кризис середины жизни» (40-50 лет) в профессиональной деятельности часто воспринимается как возможность последнего рывка в достижении желаемого профессионального уровня и зачастую сопровождается увеличением темпов работы, дополнительными нагрузками, следствием чего может быть перенапряжение, переутомление, апатия, депрессия или психосоматические заболевания.

Следующий нормативный кризис – «предпенсионный кризис» (55-60 лет), связан с завершением профессиональной карьеры, отсутствием равнозначной её замены другими видами деятельности, естественным снижением функциональных возможностей организма, сопутствующими заболеваниями.

С профессиональной деятельностью связана возможность возникновения биографических кризисов, которые могут изменить самооценку и самоуважения субъекта. Это, например, «кризис нереализованности», который связан с субъективной недооценкой результатов пройденного жизненного пути или с опасением низкой оценки достижений субъекта представителями социальной среды. Другой биографический кризис, это «кризис опустошенности», который возникает вследствие слабой связи в сознании субъекта прошлого, настоящего и будущего. Он проявляется в переживаниях, в отсутствии конкретных целей, задач. И, наконец, третий биографический кризис – «кризис бесперспективности», который связан с неясностью планов, проектов, путей самоопределения, самореализации и т.д..

Стадии профессионализации:

I. Допрофессиональное развитие

1. Стадия предыгры (от 3-х лет)

2. Стадия игры (дошкольное детство 3 – 7 лет)

3. Стадия овладения учебной деятельностью (7-12 лет)

II Развитие в период выбора профессий.

4. Стадия оптации (период осознанной подготовки к жизни, труду,

планирования профессионального пути, выбора профессии).

III Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала.

5. Стадия профессионального обучения (от 15 до 23 лет)

6. Стадия профессиональной адаптации (от 17-21 до 24-27 лет)

7. Стадия развития профессионала (от 21-27 до 45-50 лет)

8. Стадия реализации профессионала (от 46 до 65 лет)

9. Стадия спада (свыше 61-65 лет).

Успешность профессиональной деятельности зависит от работоспособности человека, которая определяется личностными качествами, физиологическим состоянием.

Динамика работоспособности меняется в течении дня и в течении недели.

В течении рабочего дня: наиболее эффективен субъект труда после первого часа работы, в течении последующих 2-3-х часов, после обеда спад и подъем происходит через час, последующие два часа и снова спад к концу рабочего дня.

В течении недели: небольшой подъем ко вторнику, максимум работоспособности в среду и потом в последующие дни постепенный спад работоспособности.

Профессиональная надежность субъекта труда – это уровень безотказности, безошибочности и своевременности его рабочих операций при взаимодействии с техникой и другими сотрудниками. Надежность определяется индивидуально-личностными характеристиками личности, опытом работы, его профессиональными качествами, его позитивной направленностью на профессиональную деятельность.

Функциональная надежность субъекта труда – это свойство функциональных систем человека обеспечить его динамическую устойчивость в выполнении профессиональной задачи в течение определенного времени и с заданным качеством.

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ

Для определения профессиональной пригодности субъекта труда на первом этапе выделяют основные профессиональные качества, на следующем этапе осуществляю психодиагностику этих качеств у субъектов труда. Профотбор – это комплекс мероприятий, направленных на выявление лиц, в наибольшей степени соответствующих требованиям конкретной специальности по своим индивидуальным качествам. В качестве методик используемых при проведении профотбора используют большой арсенал тестов, пиходиагностических бесед. По способу получения информации психодиагностические методики разделяют на объективные – стандартизированные испытания (тесты) и клинические методы, ориентированные на понимание и интерпретацию - беседа. В стандартизированных методах преобладает количественный подход, в клинических – качественный. Методики, используемы при профотборе должны отвечать требованиям валидности, надежности и дифференцированности. Валидность методики указывает насколько точно она измеряет. Надежность методики определяется постоянством результатов при повторых использованиях. Дифференцированность методики означает, что каждая методика должна быть направлена на оценку определенной психической функции или их совокупности. При классификации профессиональных качеств использую разделение на познавательные способности субъекта труда; диагностика специальных способностей, личностных черт, самосознания, мотивационной сферы, эмоциональности.

Важную роль в эффективности субъекта труда играет правильный выбор профессии, трудовой деятельности, которая наиболее целесообразна для личности в силу его индивидуальных характеристик. Поэтому значимым является помощь при выборе будущей профессии, т.е. профориентационная работа. Профессиональная ориентация – это система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии сообразно желаниям, склонностям и интересам человека, с учетом его способностей. Профессиональное самоопределение – это выбор профессии на основании анализа и оценки внутренних ресурсов субъекта труда.

Процесс профессионального самоопределения состоит из следующих стадий:

1. возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

2. профессиональное обучение как освоение выбранной профессии;

3. 3профессиональная адаптация – формирование индивидуального стиля деятельности и включение в систему производственных и социальных отношений;

4. самореализация в труде – выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.

Работу по профориентации должны проводить среди старшеклассников психолог, классный руководитель, представители различных учебных заведений. Профориентация предполагает наличие системы мероприятий, направленных на разработку и реализацию рекомендаций по профессиональному самоопределению. Это:

· психологическое изучение профессий – профессиография, психография, обоснование профессиональных требований к субъекту;

· профессиональное воспитание – развитие интересов, склонностей, способностей, личностных качеств в различных видах деятельности (познавательной, коммуникативной, игровой, учебной и трудовой);

· профессиональное просвещение – обеспечение формирования знаний о мире профессий и условиях правильного выбора, информирование о способах и условиях овладения профессией.

· Профессиональная консультация – система психолого-педагогических и медицинских мероприятий по изучению и оценке способностей и функциональных возможностей человека;

· Профессиональная адаптация – приспособление человека к профессиональным, социальным и психологическим факторам трудовой деятельности.

Основным объектом психологии труда является профессиональная деятельность. Изучение же субъекта труда будет зависеть от того, какое значение вкладывается в термины «профессиональная деятельность», «профессия», «специальность», «должность» и т.п. Психология труда должна определить специфику объекта своих исследований, так как профессиональная деятельность изучается и другими науками. В частности, Е.А. Климов отмечает, что «в феномене профессии исконно скрыты события, являющиеся предметом и общей, и социальной психологии». Решение любой практической задачи в области психологии труда основывается на понимании особенностей конкретной профессиональной ситуации, содержания выполняемой человеком трудовой деятельности.

Понятие «труд» неразрывно связано с понятием «профессия». Труд – это общественно необходимая деятельность человека, требующая усилий в достижении определенных целей, результатов. Задача (задание) – единица труда, которая предполагает выполнение трудовых действий. Профессия в широком смысле слова – это область общественного разделения труда, в которой создаются определенные продукты, имеющие потребительную стоимость; сам процесс трудовой деятельности, его своеобразие; требуемая профессиональная квалификация и уровень компетентности работников; осознание человеком своей принадлежности к профессиональному сообществу (профессиональная идентичность). Различают следующие значения понятия профессии (по Е.А. Климову).

1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни. Уровень жизни может различаться у профессионалов с разной степенью успешности, но базовая система ценностей у представителей данной профессии примерно одинакова, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте.

2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности. Здесь также решается вопрос о том, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал.

3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность позволяет не просто производить какие-то товары или услуги, но прежде всего она дает возможность человеку реализовать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала.

4. Профессия как исторически развивающаяся система. Естественно, сама профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторического контекста, и, к сожалению, возможны ситуации, когда изначальный смысл профессии может существенно извращаться.

5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Именно они должны сами определять место своей профессии (и свою личную «миссию») в общественной системе, а не просто выполнять работу «по инструкции». Именно благодаря конкретным специалистам данная наука и данная практическая сфера развиваются. Подлинное величие того или иного профессионала определяется тем, насколько он сумел содействовать развитию своей науки не столько «благодаря» сложившимся обстоятельствам (и социально-экономическим условиям), сколько «вопреки» этим обстоятельствам. Идеальным вариантом творческой самореализации в профессии является ситуация, когда работник даже неблагоприятные обстоятельства умеет использовать во благо.

Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова выделяют следующие основные характеристики профессии. Во-первых, это ограниченный вид трудовой деятельности вследствие исторического разделения труда; во-вторых, общественно полезная деятельность (хотя четкого критерия полезности не существует, но интуитивно даже простые люди прекрасно понимают, от какого работника больше пользы, а от какого – меньше); в-третьих, это деятельность, предполагающая специальную подготовку;

в-четвертых, деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение, моральное и материальное, дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности, но и являющееся условием его всестороннего развития; в-пятых, это деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус (то, чем человек занимается, дело человека, его работа – его главная «визитная карточка»).

Наконец, можно вспомнить определение профессии, данное еще в 1913 г. С.М. Богословским: «Профессия есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию», но при условии, что эта деятельность «признается за профессию личным самосознанием данного лица». Последнее обстоятельство позволяет понять самую главную психологическую характеристику профессии – отношение конкретного работника к данной работе как к своей профессии . Заметим, что такое понимание профессии было предложено С.М. Богословским задолго до Э. Фромма, который позже рассуждал об «отчужденном характере», когда человек не воспринимает свою работу как личностно значимую.

Внешняя характеристика профессиональной деятельности осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, условий и средств деятельности. Предмет труда – это совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует. Средства труда – совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него. Условия труда – система социальных, психологических, санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности.

Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, а также операционных средств ее реализации.

Специальность конкретизируется в профессии. Профессия – это группа родственных специальностей (например, профессия – врач, специальность – врач-терапевт; профессия – учитель, специальность – учитель математики; профессия – психолог, специальность – педагог-психолог). Под специальностью понимается также разновидность профессиональной образовательной программы в учебном заведении.

Квалификация – это уровень профессионального мастерства. Традиционно выделяют формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях, и реальную квалификацию, т.е. тот уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить. Нередко рассогласование между реальной и формальной квалификацией конкретного работника лежит в основе многих производственных конфликтов. Термином «квалификация», с одной стороны, обозначают требования профессии к знаниям и умениям работника, необходимым для выполнения трудовых задач. С другой стороны, квалификация – это характеристика освоенных человеком специальных знаний и умений. Нормативно заданное содержание квалификации специалиста определяется в государственных стандартах его подготовки. Человек, прошедший курс профессиональной подготовки и получивший документ о его успешном завершении, приобретает определенную квалификацию. Например, в дипломе специалиста-психолога указывается квалификация «Психолог. Преподаватель психологии». Таким образом, квалификация характеризует совокупность специальных знаний и умений, которые можно приобрести в процессе профессионального обучения.

Люди могут в разной мере быть компетентными по отношению к определенному кругу обязанностей. Выделяют следующие виды компетентности: а) специальную (профессиональную) компетентность умение выполнять профессиональные задачи на высоком уровне; б) социальную компетентность – владение человеком коммуникативными навыками, умениями эффективно работать совместно; в) личностную и индивидуальную компетентность владение приемами личностной саморегуляции, саморазвития, противодействия профессиональной деформации личности; готовность к профессиональному росту, личностный ресурс профессионального успеха (А.К. Маркова).

Должность является более размытым и путаным понятием, поэтому дать его определение сложнее. Например, иногда под должностью понимают разновидность руководящей работы. Иной раз должность совпадает с пониманием квалификации (старший, младший сотрудник). Более распространено понимание должности как любой фиксированной работы и профессии с четко очерченным кругом должностных обязанностей.

Выделение и рассмотрение понятия трудового поста и его структуры важно для уточнения производственного смысла отдельной профессиональной деятельности. Трудовой пост – это лишенное определенной конкретности, многомерное, разно– и многопризнаковое системное образование, основными составляющими которого являются: цели, представление о результате труда; заданный предмет труда; система средств труда; система профессиональных служебных обязанностей; система прав работника; производственная среда (предметные и социальные условия труда). Например, рабочее место почтальона определяется не его конкретным местом (стол и стул) в конкретном помещении, а целой системой разнообразных условий, обеспечивающих выполнение его основных обязанностей (а не просто «отсиживание» на конкретном стуле и по сути имитация работы). Трудовых постов в организации столько, сколько в ней работает людей.


| |
Загрузка...